Усадьба Асеевых в Тамбове

Apr 14, 2020 20:10

16.09.2018
Тамбовский дом Михаила Васильевича Асеева - одно из ярчайших творений Льва Кекушева. К тому же из всех известных работ выдающегося московского архитектора дом Асеева, завершенный в 1905 году, является наиболее сохранившейся постройкой.


Несмотря на присутствие в эклектичном экстерьере черт барокко, классицизма и модерна, ансамбль в целом тяготеет именно к модерну. Те же тенденции и в отделке интерьеров. В этом легко можно убедиться в ходе мебельной экскурсии.

Парадным входом мы воспользоваться не сможем, но внутрь все равно попадем.


Парадный вестибюль
Внутри всепроникающий модерн: он и в декоративных решетках, заполняющих верхнюю часть арочных проемов между помещениями,


и в рисунке подлинной напольной плитки. Но модерн органично соседствует с другими стилями. Так, единственный предмет мебели в Парадном вестибюле - это резная неоренессансная скамейка с держателями для зонтиков. Скамейка-зонтичница - уникальный экземпляр в моей коллекции.


Люстра для сорок девятой дюжины люстр и паникадил.


Аванзал
Люстра. Модерн и в растительной росписи потолочного плафона, и в форме светильников.


Гардеробная
Сохранившаяся в гардеробной встроенная мебель была создана по эскизам Кекушева в уже понятно каком стиле. В одну из настенных вешалок интегрировано трюмо с зеркальным полотном в пол.


Для головных уборов - решетчатые полочки, для тростей и зонтиков - металлические ограждения.


Фриз вешалки оформлен латунными вставками. Мотив чеканки - лотос, один из символов модерна.


Латунные крючки для одежды завершаются головками богомолов.


Каминная
Налицо эклектика. В стене - модерновые решетки. Камин с каминным зеркалом и каминным экраном - все классицистическое. Кресла и столик - барокко.


Великолепный резной буфет - неоренессанс.


Верхние дверки украшены коваными ажурными вставками.


Нижние дверки украшены тонкой резьбой. Атлантам нелегко.


Люстра.


Приемная
На сайте музея читаем: «Дополняет интерьер Приёмной скромный мебельный гарнитур начала ХХ века». В словах как будто звучит заминка. Почему? Разберемся. Проверим фразу по частям.

Начало XX века? Да. О том, что это модерн, говорит как минимум три детали: модерновая форма веретенообразных вставок в спинке и боковинах мебели, оформление углов спинки в виде характерных выступов и повторяющий эти выступы профиль локотников.


Гарнитур? Да. Перед нами компаньоны: жардиньерка, диванчик, стул, стол, а в следующем помещении, Кабинете хозяина, мы увидим также банкетку, этажерку и кресла - все предметы из одного комплекта.


Скромный? Да. Именно здесь причина заминки. Дело в том, что в моей коллекции уже есть подобный гарнитур, обнаруженный в Музее-заповеднике Сергея Есенина в деревне Константиново. И «есенинский» точно побогаче будет.

[Сравните...]Речь идет не об обивке.


Понятно, что на обоих гарнитурах она была заменена.


Речь скорее о замечательных металлических наконечниках, установленных на ножках: форма наконечников перекликается с формой выступов на спинках и профилем локотников.


И конечно, речь об инкрустации спинок перламутром и цветным шпоном.


Так что асеевцев можно понять.


Зато лепное оформление потолка и модерновая люстра великолепны.


Люстра.


Кабинет
Личный кабинет М. В. Асеева отделан стеновыми панелями.


По их верхнему краю проложен широкий фриз с тонкой ренессансной резьбой.
Двухтумбовый письменный стол мемориальный.


Пилястры книжных шкафов украшены резными головами женщин,


а также мужчин - воинов в шлемах.


Перед нами вторая часть мебельного гарнитура, который был обнаружен в Приемной. В углу - банкетка. Рядом полузакрытая этажерка. И там, и там знакомые «веретёна».


Расстекловка этажерки выдержана в модерне и необыкновенно красива.


Наконец, кресла.


Люстра на фоне потолочных панелей.


Дверная ручка. Модерн.


Белый зал
Классицистические стулья. Наверняка новодел.


Центральная люстра.


Одна из угловых люстр.


Диванная
Угловые витрины для посуды, или горки, были выполнены по чертежам Кекушева.


Пространство между ними занимает диван-компаньон: декор на его боковинах гармонирует с декором на боковинах витрин.


Люстра. Модерн.


Малая гостиная (Будуар)
На женской половине царствует рококо (трюмо в шикарной резной золоченой раме, золоченая консоль с мраморной столешницей, золоченые диванчик и креслица).


Правда, есть небольшая примесь барокко ( дормез - редчайший экспонат в моей коллекции, кресло, дамский столик).


Но все-таки в Будуаре преобладает рококо с его формами «бомбе», богатой инкрустацией, кучерявыми бронзовыми накладками на ребра и замочные скважины. Самый спокойный предмет - аккуратная тумбочка на слегка изогнутых ножках. Затем следует дамский секретер


с живописной пасторалью на откидывающейся крышке.


Наиболее вспучен комод - в прямом (отслоившийся шпон) и переносном смысле.


По традиции у больших мастеров инкрустированный рисунок перетекает с одного ящика на другой.


Стиль рококо поддерживается и декором потолка. Люстра.


Бильярдная (Мужская комната)
На мужской половине, за неимением бильярда, меблировка отражает другие возможные интересы хозяина. Например, об интересе к литературе говорит книжный шкаф.


Ломберный столик для игры в карты приставлен к дивану с богато украшенной спинкой и пышными локотниками-валиками.


В деревянном убранстве спинки работает каждая деталь: корона, карниз, балюстрада, фиалы на вершинах боковых устоев и даже расположенные чуть ниже фиал маленькие четырехгранные пирамидки.


Для игры в домино приспособлен раздвижной стол, стоящий в окружении стульев с полукруглыми коронами.


Мощные, пухлые точеные ножки-балясины опираются на маленькие колесики.


Еще об одном увлечении может говорить бронзовая фигурка лошади, стоящая на стойке-геридоне. Более серьезные вопросы хозяин мог решать сидя за бюро.


И все-таки о главном предназначении комнаты - игре в бильярд - свидетельствует люстра, завершающая сорок девятую дюжину. Модерн.


Парадная столовая
Видно, что Кекушев очень постарался: модерн в его исполнении получился изумительным. Стены на половину своей высоты закрыты дубовыми стеновыми панелями с чеканными медными вставками.


На бронзовых вставках в дверные полотна изображены мужские торсы. Во внутренних углах львиные мордочки - символические автографы Льва Кекушева. В верхних углах дверного портала чеканка с геометрическим мотивом - такую же увидим и в мебели.


Дверные ручки.


В простенках между окон - малые буфеты.


Всю стену напротив занимает большой буфет - гениальное произведение мебельного искусства.


Гениальность в деталях. Ручка-кольцо на дверках боковых секций. Аккуратная Г-образная ручка в центральной застекленной секции.


Фриз, имитирующий шляпки мебельных гвоздей.


Чеканные вставки в нижних дверках. Рисунок такой же, как в углах портала входной двери.


К углу обеденного стола приставлен самоварный столик. Стол сервирован на двоих: во главе два кресла capotavola. Спинки кресел и стульев оригинальной формы, с «ушами».


Ничего, казалось бы, сложного - только неглубокая фрезеровка. Но как красиво.


Овальной кекушевской люстрой с рожками в виде бутонов на изогнутых стеблях начну юбилейную, пятидесятую (!) дюжину люстр и паникадил. Символичное и очень достойное начало.


Парадная лестница
Поднимаясь на второй этаж, постараемся разглядеть люстру на фоне живописного плафона.


Колонный зал
Самое большое и самое светлое помещение особняка: естественный свет льется из огромного застекленного плафона.
В венки, что слева и справа на стенах, в годы советской власти, естественно, были органично вписаны медальоны с барельефами Ленина и Сталина. Кресла - новодел.


Люстра.


Мебельная экскурсия незаметно подошла к концу. В качестве бонуса тем, кто внимательно слушал, люстра из неопознанного помещения.


В завершение несколько слов о владельце особняка. Как сообщает сайт музея, «до революции усадьба принадлежала известному фабриканту, меценату и общественному деятелю, почетному гражданину города Тамбова Михаилу Васильевичу Асееву, 1858 г. р., происходившему из купеческой династии. За заслуги перед Отечеством М. В. Асееву было пожаловано потомственное дворянство».


И далее: «Весной 1918 года дом был реквизирован, а семья Асеевых эмигрировала за границу». Ожидаемо. Нельзя же одному владеть такой красотой, даже если ты построил ее на собственные деньги.

диван с высокой спинкой, стол, ручка дверная, дверь, панель стеновая, витрина, секретер, стиль неоренессанс, горка, зонтичница, свет, трюмо, кресло, мебель в музее, геридон, из Анапы, стол письменный, скамейка, комод, стиль рококо, вешалка, Тамбов, этажерка, Асеевы, столик, мебель мемориальная, столик самоварный, стиль барокко, столик ломберный, буфет, экран каминный, мебель, бюро, консоль, дормез, стиль модерн, Кекушев, люстра, банкетка, панель потолочная, шкаф, тумба, стул

Previous post Next post
Up