24.02.2017 Моя знакомая, большой специалист в области изучения творчества Куприна, в беседе со мной как-то посетовала на то, что во время экскурсии по Белой даче об Александре Ивановиче, дружившем с Чеховым и бывавшем в его ялтинском доме, ни разу не упомянули.
Чтобы устранить эту несправедливость, мебельную экскурсию по Белой даче начну словами Куприна:
Она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, лёгкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определённого архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, - она походила бы на здание в стиле модерн, если бы в её плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус. Куприн одновременно и прав и не прав. Белая, чистая, легкая, красиво несимметричная - да. Вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля - пожалуй, нет. Стиль есть, и это модерн. Он чувствуется во всем: в вышке в виде башни, в неожиданных выступах, в окнах разной величины, в интерьерах тоже. И в кованом вензеле с инициалами владельца.
Чехов жил на Белой даче с августа 1899 по май 1904 года. Днем новоселья считается 9 сентября 1899 г. Символично, что наша мебельная экскурсия по дому начинается с мебельного подарка, который Чехов получил на новоселье. Софья Михайловна Бонье, ялтинская знакомая писателя, преподнесла Антону Павловичу кресло «Дуга, топор и рукавицы».
Кто был у Чехова в Мелихове, тот сразу узнает в этом экземпляре один из вариантов знаменитой композиции, прославившей ее автора Василия Петровича Шутова. И если в Мелихове я сетовал на безжизненность рукавиц из-за отсутствия в них объема, то в Ялте рукавицы выглядят как настоящие. Зато дуга осталась без резной надписи.
Кресло, сделанное в подражание Шутову неизвестным мастером.
Кто изготовил ялтинский вариант - сам Шутов или один из его подражателей, - мне, к сожалению, не известно.
Несколько слов о планировке Белой дачи. Дом хитроумно вписан в наклонный рельеф местности. И попасть внутрь можно через любой из трех входов. Один из них расположен на первом этаже, два других на втором. Начинаем с первого этажа.
Столовая Слева, в прямом и переносном смысле за кадром, остался буфет. Мемориальный буфет погиб от шашеля - мебельного точильщика и был списан. Его место занял буфет, изготовленный в 1960-е годы взамен и по образцу мемориального. Бокалы, из которых в 1854 году пили на свадьбе у родителей Чехова, от шашеля не пострадали и занимают место в буфете вместе с другой семейной посудой.
Поучительную историю литографии с портрета А. С. Пушкина, выполненного Орестом Адамовичем Кипренским, которую всем нам преподала Мария Павловна Чехова, я пересказал в «пушкинской» комнате в Мелихове и повторять не буду. Замечу только, что очень интересно проследить, как разные музеи вынуждены делить между собой (а когда это физически невозможно, то дублировать, копировать) экспонируемые предметы, которые относятся к разным периодам жизни их владельца, проведенным в разных городах.
Комната для родственников В центре круглый стол, стулья с синими кожаными сиденьями.
У дивана оригинальные локотники, лежащие на завитках передних устоев.
Почетное место на столике с перекрещенными ножками из бамбука занимает резной ларец - дар, преподнесенный К. С. Станиславским в январе 1904 года по случаю премьеры «Вишневого сада» в Московском художественном театре. Ларец дубовый, с откидной крышкой.
На стене шкафчик с прорезными деталями.
Консоль похожа на столик для рукоделия (снизу имеется контейнер), но это лишь догадка.
Комната для гостей На небольшом письменном столе, что в центре комнаты, стоит прямоугольная бронзовая чернильница XVII-XVIII вв., инкрустированная перегородчатой эмалью белого и синего цвета.
Краткая история чернильницы такова. 17 января 1904 года отмечали день рождения Чехова и 25-летие его литературной деятельности. К этой дате МХТ приурочил премьеру «Вишневого сада». То ли артист МХТ А. А. Стахнович, то ли петербургский издатель А. С. Суворин, то ли и тот и другой вместе (в разных источниках разная информация) преподнесли Чехову эту чернильницу. Антон Павлович подарок принял, но отнесся к нему с иронией. А вот ялтинскому другу и одновременно лечащему врачу Чехова, Исааку Наумовичу Альтшуллеру, чернильница, напротив, понравилась. На это Чехов сказал: «Ну вот, если вам очень нравится, я распоряжусь, чтобы в наказание вам эту чернильницу после моей смерти и вручили». Через полгода Чехова не стало. Мария Павловна исполнила волю брата и передала чернильницу Альтшуллеру. Альтшуллер увез чернильницу с собой в эмиграцию, сначала в Европу, затем в Америку. В начале 1970-х годов сын покойного Альтшуллера передал чернильницу в чеховский музей в Ялте. Полную версию этой истории можно прочитать на сайте музея.
Интересно, как бы ироничный Антон Павлович отнесся к такому круговороту чернильниц в природе?
Мягкая мебель в белых чехлах. Тем не менее по силуэтам угадываются вольтеровское кресло и турецкий диван.
У стены раскрыт ломберный столик. Стулья такие же, как в предыдущей комнате.
Комната О. Л. Книппер-Чеховой Ольга Леонардовна в течение 50 лет после ухода Чехова приезжала в Ялту и останавливалась в этой комнате. Здесь все предметы мемориальные. Много личных вещей Ольги Леонардовны лежит на письменном столе и
на туалетном столике в углу.
Всегда интересно соседство диванов с фигурными спинками красного дерева - и металлических кроватей, пусть и изящно сделанных. Обращаем внимание на то, с помощью каких аккуратных фигурных деталей оформлено крепление металлических прутков друг к другу.
На второй этаж можно подняться по внутренней лестнице. Но туристов водят через второй вход в дом, с улицы, через летнюю веранду.
Комната матери Евгения Яковлевна прожила в этой комнате 20 лет. Меблировка очень проста: металлическая кровать, прикроватный столик, консоль,
низкое кресло в чехле, этажерка, пара венских стульев, диван.
Справа столик для рукоделия.
Замечу на полях об одной недавно исчезнувшей параллели. В ялтинском доме не было предусмотрено комнаты для отца Чехова: Павел Егорович скончался в Мелихове, до переезда семьи в Ялту. В Мелихове же комната Евгении Яковлевны до недавнего времени была недоступна для посетителей.
Коридор второго этажа Комнаты второго этажа расположены вдоль длинного коридора. Около комнаты матери потолок коридора выкрашен в яркий малиново-розовый цвет, а сам коридор освещен вот такой люстрой.
В другом конце коридора, у кабинета Чехова, потолок оштукатурен и расписан, но люстра такая же.
В следующих трех комнатах: кабинете, спальне и гостиной - обстановка сохранена такой, какой была при жизни писателя.
Кабинет Антона Павловича Чехова Первое, что сразу бросается в глаза, - это цветной витраж.
Глубоко в нишу, подальше от ялтинских сквозняков, задвинут диванчик. Его, как и маленькое оконце, освещающее нишу из-под потолка, мы не можем увидеть: в кабинет нас не пустили. Перед диваном стоит большой письменный стол, на котором сейчас нагроможден защитный стеклянный короб. Все яркие, жгучие цветные солнечные блики падают на рабочую поверхность стола - нужны плотные шторы.
Письменный стол был куплен в Москве в начале 1904 года. До этого времени на его месте был другой стол, привезенный Чеховым из Мелихова. Сейчас «отставной» экземпляр выставлен в литературной экспозиции.
с тремя выдвижными ящиками, богато украшенный объемной резьбой, на фактурных резных ножках.
Перед столом размещены венский стул для посетителей и кресло в стиле жакоб. По противоположной стене комнаты, правее камина, расставлена другая мебель в этом стиле: стулья, консоль и книжный шкаф (не смог попасть в кадр). Эта мебель была куплена Чеховым в 1899 году специально для нового дома. На стуле справа стоит резной ларец. Это второй ларец, который Чехов получил в подарок от К. С. Станиславского во время премьеры «Вишневого сада» в МХТ в январе 1904 года, о которой уже шла речь (первый ларец - в комнате для родственников}.
Аксессуары для камина, полученные в подарок от своего друга, академика архитектуры Ф. О. Шехтеля, Чехов привез из Мелихова.
Настенный шкафчик слева от камина выглядит точь-в-точь как в мелиховском кабинете.
Розовая, прорезная, без стекол, дверь ведет в спальню писателя, в которую нам путь также был закрыт.
Спальня Как и в Мелихове, интерьер спальни прост. Металлическая кровать, рядом с ней маленький письменный столик. Зачехленное кресло с высокой спинкой, но очень низким сиденьем изготовлено по совместному эскизу Чехова и В. А. Гиляровского. Всего таких кресел было сделано два: одно мы видим, второе находится в московском музее Гиляровского.
Стоящий слева полированный шкаф-шифоньер красного дерева еще с таганрогских времен принадлежал Евгении Яковлевне. Вместе с Чеховыми он побывал в Мелихове, а в 1899 году переехал в Ялту. Это тот самый «дорогой, многоуважаемый шкаф» из «Вишневого сада», который в первом действии Раневская целует как родного.
Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой. И в честь которого Гаев со слезами на глазах произносит пустые пафосные речи.
Варя. Тут, мамочка, вам две телеграммы. (Выбирает ключ и со звоном отпирает старинный шкаф.) Вот они. Любовь Андреевна. Это из Парижа. (Рвет телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено... Гаев. А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей отпраздновать. Предмет неодушевленный, а все-таки, как-никак книжный шкаф. Пищик (удивленно). Сто лет... Вы подумайте!.. Гаев. Да... Это вещь... (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания. Пауза.Лопахин. Да... В глубине спальни, заслоненный стеклянным защитным коробом, остался высокий и узкий шкаф. Он был изготовлен мелиховскими мастерами по чертежам Марии Павловны. Удивительно похожий на него шкаф мы видели в Мелихове, где, в свою очередь, тоже утверждали, что их шкаф сделан в 1890-е годы мелиховским столяром Никитой Слёзкиным.
Гостиная Хотя обедали в столовой на первом этаже, гостиная тоже меблирована отчасти как столовая. В центре большой раздвижной стол, вокруг него много стульев.
В углу ломберный столик, на котором лежит коробка с лото. На геридоне между креслами большая белая пепельница-раковина. Чехов купил ее в 1891 году, возвращаясь с Сахалина.
Немецкое пианино фабрики «Смит и Вегенер». Чехов писал в Москву письма, в которых просил Марию Павловну подыскать «хорошее пианино для крымского дома», но купил инструмент в Ялте сам, в сентябре 1899 года, сразу же после новоселья. На пианино играл С. В. Рахманинов. Под аккомпанемент инструмента пел Ф. И. Шаляпин.
Высокий буфет из вишневого дерева, тонированный под орех, был изготовлен в Мелихове в 1895 году. Действующие лица все те же: автор проекта - Мария Павловна, исполнитель - столяр Никита Слёзкин. Вместе с другой мелиховской мебелью буфет прибыл в Ялту в 1899 году.
Как и в другие свои проекты, Мария Павловна добавила в буфет нотку модерна.
Комната Марии Павловны Чеховой Комната сестры Антона Павловича, хозяйки дома в послечеховский период, бессменного директора созданного ею музея, расположена на третьем этаже, в башенке. Обстановка комнаты полностью сохранена, но экскурсии сюда не водят.
Передняя Наша мебельная экскурсия завершается в передней, у третьего, парадного входа в дом. В передней, кроме венской вешалки, есть еще очень симпатичный бамбуковый стул в китайском стиле.
Люстра такая же, как в коридоре второго этажа.
Чехов покинул Белую дачу 1 мая 1904 года, отправляясь на лечение в Германию.
В свой прекрасный ялтинский дом он больше не вернулся. Другие чеховские места: