2. Музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха». Восточный флигель

Mar 20, 2017 21:53

26.07.2016
В Восточном флигеле расположены личные комнаты Некрасова. Интересно наблюдать за тем, как посетители музея, не знающие этого нюанса, обсуждают между собой слово «флигель»: «А что там смотреть-то?» - и отказываются от посещения, выбирая только Большой дом.

С Большого дома можно начать, но и во флигеле надо побывать обязательно. Здесь начиная с 1870 года Некрасов периодически останавливался, сопровождаемый своей супругой Зинаидой Николаевной. Этот вход с металлическим козырьком, а также балкон, что за углом, были обустроены по желанию Некрасова.


Нам внутрь. Вход за углом.

Гардеробная
Осмотр Восточного флигеля начинаем с первого этажа, на котором находится помещение гардеробной. Здесь мы видим подлинную, некрасовскую гардеробную стойку, или вешалку, выполненную из ясеня. Если кого интересует подробный обзор вешалок, то он был проведен в предыдущем посте, посвященном Большому дому Карабихи. Так что повторяться не станем.

Обратим внимание на стулья с медальонами на спинке. Точно такими же стульями была меблирована спальня брата поэта, Федора Алексеевича, что в Большом доме. Тогда мы обошли стулья вниманием, теперь остановимся на них чуть более подробно, ибо принадлежали стулья отцу поэта Алексею Сергеевичу Некрасову и были привезены из села Грешнево - родового имения Некрасова.
Первоначально сиденья и медальоны были обиты тканью с пестрым восточным орнаментальным рисунком на красноватом фоне, но та обивка не сохранилась.


В прямоугольном зеркале в раме красного дерева видим, что мои родственнички уже начали подъем на второй этаж. Последуем за ними.

Лестничная площадка второго этажа
Однодверная витрина простых форм (1879-1900 гг.), фанерованная шпоном красного дерева и декорированная по бокам резьбой в виде витого каната, не принадлежала Некрасову,


но в ней хранятся мемориальные некрасовские вещи: кофейник, сахарница и сухарница, а также чайные ложечки. Бликующее стекло не позволяет все как следует сфотографировать.


Столовая
Дубовые обеденный стол и мягкая мебель не только принадлежали поэту, но и были заказаны им лично в одной из ярославских мастерских.
Квадратный стол на довольно мощных точеных ножках оснащен малюсенькими колесиками. Среди предметов сервировки - подлинные некрасовские: два стаканчика, большая ложка и нож с выгравированными на них инициалами поэта.


Динамичные каркасы диванов и кресел необычайно «выпуклы» и пластичны. Создается зрительное впечатление, будто локотники и спинки мощно «подпружинены» витиевато изогнутыми передними устоями и дополнительными тягами сзади.


Клеенчатая обивка выполнена в технике каретной стяжки, или капитоне. Примечательной особенностью гарнитура, изготовленного по заказу Некрасова - заядлого охотника, - являются симпатичные длинноухие собачьи морды, венчающие резной декор из картушей, дубовых листьев и желудей.


Причем похоже, что выражения собачьих морд чуточку отличаются от предмета к предмету.


Гостиная
Гостиная - самое просторное помещение флигеля. Значительная высота потолков, а также большое количество окон позволяют разместить в простенках между окнами высокие парные трюмо.
Как и в гостиной Большого дома, здесь организовано несколько зон. Первую из них образует светло-зеленый бархатный гарнитур из двухместного диванчика и пары кресел, расположенных вокруг овального стола. Невольно вспоминаются многочисленные помещения санкт-петербургской квартиры Некрасова, наполненные мягкой, в основном бархатной мебелью различных цветов: светло-зеленого, нежно-розового, абрикосового.


Во второй зоне, у камина из белого мрамора, расположено ореховое предкаминное кресло (середина XIX в.), называемое «жабой».


Подобных кресел-жаб в моей коллекции два: из дома Чайковского в Воткинске и из дома Римского-Корсакова в Тихвине.
[Взглянуть на жаб]
Кресло-жаба из детской в мезонине воткинского дома.


Тихвинское кресло-жаба.



Но карабихское кресло отличается от них не только точеными фиалами на боковых устоях, но и наличием сзади откидной полочки.


На следующей фотографии мы можем оценить размеры камина и обратить внимание на следующую зону, что в углу.


Здесь, между чучелом добытой на охоте птицы и добытым иным способом бюстом Вальтера Скотта, расположился подлинный диван-оттоманка (середина XIX в.). По-видимому, Некрасову нравилось пользоваться оттоманками, ибо и в санкт-петербургской квартире их насчитывается три штуки.


Рядом с выходом на балкон - рабочая зона. Она представлена конторкой, на которой лежат копии рукописей Некрасова. Сама же конторка, как говорят, является копией конторки Чернышевского, хранящейся в музее Некрасова в Санкт-Петербурге.


Я бы сказал, немного отдаленной копией.
[Сравните]Сравните материал, отделку, форму штапика по низу подстолья, наличие суконной вставки, наконец.



Взглянем на люстру из двадцать восьмой дюжины и выйдем на балкон.


Здесь открывается вид на Большой дом и расположенный на его крыше бельведер. Когда-то попасть из флигеля в дом можно было по галерее-переходу. Сейчас перехода не существует, поэтому мы возвращаемся во флигель.


Кабинет
Кроме символической рабочей зоны в гостиной, в числе личных комнат во флигеле у поэта был и полноценный кабинет. Среди его обстановки есть единственный мемориальный предмет мебели. Это бюро-секретер из красного дерева (конец XVIII - начало XIX вв.). Простые формы, минимум декора, все дверки запираются на ключ.


Остальная мебель в кабинете типологическая.
Стеклянный колпак, нависающий над письменным столом (середина XIX в.), препятствует его научному фотографированию. Поэтому только так, сверху.


К письменному столу приставлено кресло (середина XIX в.) с простеганной в технике каретной стяжки спинкой.


Спальня
В спальне всего три предмета мебели, зато все три мемориальные. Это комод и зеркало в раме из красного дерева.


И малюсенькая, но тонко сработанная прикроватная тумбочка. Если бы в спальне стояла кровать, то эту тумбочку я бы поставил справа от нее, если смотреть на изголовье. Внимательный читатель должен догадаться почему.


Загадав загадку, покидаем Восточный флигель.


Спасибы
И снова, по уже устоявшейся традиции, хочу искренне поблагодарить одного человека, без помощи которого и особенно в условиях тотального отсутствия какого бы то ни было путеводителя написание моего рассказа о мебели Карабихи было бы затруднено.
Я говорю о нашем экскурсоводе и впоследствии моем заочном бескорыстном и очень надежном консультанте.
Спасибо вам, Яна, за поддержку моего мебельного начинания.

стол, мебель мемориальная, оттоманка, в Ярославль, Чернышевский, конторка, зеркало, Карабиха, витрина, мебель России, мебель, секретер, кресло-жаба, трюмо, бюро, кресло, мебель в музее, тумбочка прикроватная, люстра, стол письменный, комод, диван, вешалка, стул, Некрасов

Previous post Next post
Up