06.03.2016 Мирский замок коренным образом отличается от замка в Несвиже. Несвижский восстановлен на конец XIX века, весь такой новодельный, лакированный, роскошный. Мирский же сохранил в себе средневековые черты.
Еще в Мирском замке полным-полно мебели, относящейся к различным стилям от готики до ампира (и даже до модерна, хотя выглядящий новодельным модерн я не снимал).
Предлагаю прогуляться не столько по замку, сколько по мебельным стилям, то есть не следуя строго очередности расположения помещений. Готика Из готики я решил показать только один предмет - кабинет, или креденс (который мы, мебельщики-итальянцы, знаем под названием credenza), - шкаф для хранения посуды с двумя широкими центральными дверками и двумя узкими боковыми. Дверки украшены резными ажурными орнаментами с готическими мотивами стрельчатых арок и квадрифольев. Задняя стенка основания кабинета украшена фрагментами трехконтурных готических масверков. Интересно, что декор двух центральных дверок различен справа и слева.
Ренессанс К стилю эпохи Возрождения так или иначе можно отнести бо́льшую часть мебели Мирского замка. Сейчас мы в этом убедимся.
Сени В сенях находим однодверный шкаф (Южная Германия, XVII век). Сложная шестигранная фигура филенки в основании и особенно (за счет окаймляющей фигуру резьбы с растительным мотивом) на дверке тяготеет к готике. Но витые полуколонны говорят о наступлении эпохи Ренессанса.
Кабинет князя Михаила Святополк-Мирского За счет картушей на дверках двухтумбовый письменный стол можно отнести к эпохе Возрождения (все условно, конечно).
Люстра в кабинете князя имеет мало отношения к эпохе. Она помещена здесь, чтобы попасть в двадцать третью дюжину.
Зал, посвященный охоте в Великом Княжестве Литовском Стол с выдвигающимися боковыми частями. Подстолье высокое. Ножки-балясины соединены проножкой сложной формы. Комплект стульев интересен тем, что в качестве фиал (наконечников на боковых устоях спинок) использованы ренессансные головки.
Здесь же представлен и сундук XVII века, до боли похожий на сундуки из арсенала Несвжиского замка. Как вы помните, в Несвиже нас уверяли, что подобные сундуки происходят «из Священной Римской империи». Не знаю, кому верить.
Столовая изба Зал реконструирован на период конца XVI - середины XVII вв. Торжество ренессанса. Вся мебель сгруппирована вокруг длиннейшего стола. На столе - массивные подсвечники. Как написано на табличках, оловянные.
Вдоль стола - длинные ряды стульев.
Спинки резные, боковые устои витые.
Во главе стола - кресло, выполненное в XIX веке по образцу века XVII. Спинка и сиденье обиты тисненой кожей. Справа - кресло в текстиле удивительной красоты.
Шкаф. Германия, XVII век.
Еще три ренессансных предмета: столик-тумбочка на витых ножках, кресло с фигурными вставками и резной стул на двух плоских ножках.
Спинка и проножка кресла резные. Центральные вставки с интарсией. Все в рисунке интарсии хорошо, кроме непонятной, отсылающей к готике горгульеобразной фигуры.
Спинка стула, как и его ножки, богато украшена объемной резьбой. Прямо не стул, а, как выражаются в Эрмитаже, итальянский стул-скабелло (я же склонен произнести «згабелло», как и должно читаться, да и на самом деле читается итальянское слово sgabello).
На потолке люстр нет, но кессонный потолок сам по себе достоин восхищения.
Прочие помещения Другие, безымянные помещения также полны ренессансной мебели. Сундук-кассоне. Лицевая часть богатая, резная. Боковые стороны попроще. Лапы львиные.
Еще один сундук-кассоне с занимающей всю лицевую сторону сценой из средневековой жизни, которая почему-то по бокам дополнена резными пилястрами в виде мужских полуиндийских-полуиспанских фигур. Франция, XVII - начало XVIII вв.
У двухтумбового письменного стола столешница с уступом по центру. Края скругленные, резные. На дверках маски-морды. Кресла с витыми ножками, проножками, передними и боковыми устоями. Обиты кожей.
Прямоугольная спинка за счет шести выступающих элементов стилизована под картуш. Кожа с тиснением прикреплена мебельными гвоздиками с очень хитрыми квадратными шляпками. В центре резного навершия на месте пустующей плашки наверняка был герб.
Креденс. Голландия, конец XVII века. Два медальона в круглых обрамлениях, помещенные в боковых дверцах, как раз очень характерны для нидерландского и французского ренессанса. Не обошлось без чертовщины, вылезающей из-за юбки центральной женской фигурки.
Еще один двуногий дощатый стул-згабелло. Если его ножки достаточно плоские,
то маска на спинке заметно выступает и выполнена так, вероятно, из соображений беспокойства за осанку сидящего.
Сундук-кассоне с двумя дверками, украшенными четырьмя медальонами. Сидящие поверх медальонов существа имеют человеческие головы, покрытые головными уборами, но в то же время обладают рудиментарными крыльями и козлиными ногами. Завершено все благолепие лебедями в верхних углах и морскими коньками в нижних.
Не знаю, как назвать этот предмет мебели. Креденс? Маленький буфет?
Верхний выдвижной ящичек, вероятно, сообщает нам год изготовления - 1616. Вырезанный в виде ласточкиного хвоста кант, вероятно, намекает на итальянское происхождение.
Единственная квадратная дверка - произведение резного искусства.
Задняя стенка основания лишь немногим ей уступает.
Креденс. Германия (?), XVII век. Буйство миров. Нижние дверки ассоциируются с мавританскими мотивами.
Карниз - Китай с характерными для него львами. Выдвижные ящички - Африка с пальмами и неведомыми животными.
Креденс. Голландия, XVII век. Опять же, дверцы с мавританскими мотивами. На выдвижных ящиках - драконы-птицы с длинными растительными хвостами.
Между птицами - львиные морды с кольцами в качестве ручек.
Зеркало выполнено по типу венецианских зеркал: фацет, насечки, рама собрана из отдельных зеркальных пластин. Выглядит ренессансно. XVIII век.
Барокко Барочный стиль (стиль Людовика XIV) представлен столом, выполненным в технике Буля. Франция, вторая половина XIX века.
Необходимый символ «короля-солнца» - в наличии.
Рококо Портретный зал Гостиный гарнитур из 5 предметов (диванчик, кресла). Франция, 1840-е гг.
Ручки крайне затейливые, из-за чего их рококошность не может быть поставлена под сомнение.
Ножки в виде птичьих лап, охватывающих шар.
Ампир Библиотека князя Михаила Святополк-Мирского Книжный шкаф относится к ампиру благодаря прямым формам, центральной надстройке и накладному декору расстекловки в виде стрел. В секретере, помимо прямых форм, к ампиру отсылает выполненный в технике инкрустации портик со стоящей в его просвете женской фигурой.
Как ни жаль, но на этом мебельная экскурсия по замку окончена. Забираю в свою коллекцию внестилевую люстру из вестибюля.
Модерн Уже вне стен Мирского замка можно найти интересную церковь-усыпальницу князей Святополк-Мирских. Помимо прочего, церковь примечательна тем, что асимметрична из-за колокольни и выдержана в стиле модерн.
Центральная люстра.
Люстра у входа.
Ну вот, охватив стили от готики до модерна (с пропуском классицизма, регентства и бидермеера), покидаю Мирский замок. Стою на берегу пруда, в истории которого есть мистический эпизод в средневековом жанре, из-за чего и по сей день каждый год в пруде кто-нибудь тонет.
Но этот эпизод не имеет отношения к мебельным стилям, поэтому я его пропускаю и Мир покидаю.
Отправляюсь в Минск, чтобы погулять по вновь отстроенному после войны в стиле сталинского ампира центру. Мебели в Минске не будет, поэтому и рассказа о Минске не ждите.