Мир

Aug 09, 2016 20:09

06.03.2016
Мирский замок коренным образом отличается от замка в Несвиже.
Несвижский восстановлен на конец XIX века, весь такой новодельный, лакированный, роскошный. Мирский же сохранил в себе средневековые черты.

Еще в Мирском замке полным-полно мебели, относящейся к различным стилям от готики до ампира (и даже до модерна, хотя выглядящий новодельным модерн я не снимал).


Предлагаю прогуляться не столько по замку, сколько по мебельным стилям, то есть не следуя строго очередности расположения помещений.

Готика
Из готики я решил показать только один предмет - кабинет, или креденс (который мы, мебельщики-итальянцы, знаем под названием credenza), - шкаф для хранения посуды с двумя широкими центральными дверками и двумя узкими боковыми. Дверки украшены резными ажурными орнаментами с готическими мотивами стрельчатых арок и квадрифольев. Задняя стенка основания кабинета украшена фрагментами трехконтурных готических масверков.
Интересно, что декор двух центральных дверок различен справа и слева.


Ренессанс
К стилю эпохи Возрождения так или иначе можно отнести бо́льшую часть мебели Мирского замка. Сейчас мы в этом убедимся.

Сени
В сенях находим однодверный шкаф (Южная Германия, XVII век). Сложная шестигранная фигура филенки в основании и особенно (за счет окаймляющей фигуру резьбы с растительным мотивом) на дверке тяготеет к готике. Но витые полуколонны говорят о наступлении эпохи Ренессанса.


Кабинет князя Михаила Святополк-Мирского
За счет картушей на дверках двухтумбовый письменный стол можно отнести к эпохе Возрождения (все условно, конечно).


[Нажмите, чтобы увидеть мебель в стиле РЕНЕССАНС]
Кресло князя Святополк-Мирского. Выполнено в 1934 году, но спинка ренессансная.


Люстра в кабинете князя имеет мало отношения к эпохе. Она помещена здесь, чтобы попасть в двадцать третью дюжину.


Зал, посвященный охоте в Великом Княжестве Литовском
Стол с выдвигающимися боковыми частями. Подстолье высокое. Ножки-балясины соединены проножкой сложной формы.
Комплект стульев интересен тем, что в качестве фиал (наконечников на боковых устоях спинок) использованы ренессансные головки.


Все головки разные.






Спинки стульев украшены очень аккуратной балюстрадой. Гобелен пасторальный, прикреплен нескончаемыми рядами гвоздиков.


Гарнитур мягкой мебели (диван и кресла) весь выполнен из витых элементов.


Спинки украшены резными фигурками фантастической живности.


Здесь же представлен и сундук XVII века, до боли похожий на сундуки из арсенала Несвжиского замка. Как вы помните, в Несвиже нас уверяли, что подобные сундуки происходят «из Священной Римской империи». Не знаю, кому верить.


Столовая изба
Зал реконструирован на период конца XVI - середины XVII вв.
Торжество ренессанса. Вся мебель сгруппирована вокруг длиннейшего стола. На столе - массивные подсвечники. Как написано на табличках, оловянные.


Вдоль стола - длинные ряды стульев.


Спинки резные, боковые устои витые.


Во главе стола - кресло, выполненное в XIX веке по образцу века XVII. Спинка и сиденье обиты тисненой кожей. Справа - кресло в текстиле удивительной красоты.


Шкаф. Германия, XVII век.


Еще три ренессансных предмета: столик-тумбочка на витых ножках, кресло с фигурными вставками и резной стул на двух плоских ножках.


Спинка и проножка кресла резные. Центральные вставки с интарсией. Все в рисунке интарсии хорошо, кроме непонятной, отсылающей к готике горгульеобразной фигуры.


Спинка стула, как и его ножки, богато украшена объемной резьбой. Прямо не стул, а, как выражаются в Эрмитаже, итальянский стул-скабелло (я же склонен произнести «згабелло», как и должно читаться, да и на самом деле читается итальянское слово sgabello).


На потолке люстр нет, но кессонный потолок сам по себе достоин восхищения.


Прочие помещения
Другие, безымянные помещения также полны ренессансной мебели.
Сундук-кассоне. Лицевая часть богатая, резная. Боковые стороны попроще. Лапы львиные.


Еще один сундук-кассоне с занимающей всю лицевую сторону сценой из средневековой жизни, которая почему-то по бокам дополнена резными пилястрами в виде мужских полуиндийских-полуиспанских фигур. Франция, XVII - начало XVIII вв.


У двухтумбового письменного стола столешница с уступом по центру. Края скругленные, резные. На дверках маски-морды.
Кресла с витыми ножками, проножками, передними и боковыми устоями. Обиты кожей.


Прямоугольная спинка за счет шести выступающих элементов стилизована под картуш. Кожа с тиснением прикреплена мебельными гвоздиками с очень хитрыми квадратными шляпками. В центре резного навершия на месте пустующей плашки наверняка был герб.


Креденс. Голландия, конец XVII века. Два медальона в круглых обрамлениях, помещенные в боковых дверцах, как раз очень характерны для нидерландского и французского ренессанса.
Не обошлось без чертовщины, вылезающей из-за юбки центральной женской фигурки.


Еще один двуногий дощатый стул-згабелло. Если его ножки достаточно плоские,


то маска на спинке заметно выступает и выполнена так, вероятно, из соображений беспокойства за осанку сидящего.


Сундук-кассоне с двумя дверками, украшенными четырьмя медальонами. Сидящие поверх медальонов существа имеют человеческие головы, покрытые головными уборами, но в то же время обладают рудиментарными крыльями и козлиными ногами. Завершено все благолепие лебедями в верхних углах и морскими коньками в нижних.


Не знаю, как назвать этот предмет мебели. Креденс? Маленький буфет?


Верхний выдвижной ящичек, вероятно, сообщает нам год изготовления - 1616. Вырезанный в виде ласточкиного хвоста кант, вероятно, намекает на итальянское происхождение.


Единственная квадратная дверка - произведение резного искусства.


Задняя стенка основания лишь немногим ей уступает.


Креденс. Германия (?), XVII век. Буйство миров. Нижние дверки ассоциируются с мавританскими мотивами.


Карниз - Китай с характерными для него львами. Выдвижные ящички - Африка с пальмами и неведомыми животными.


Креденс. Голландия, XVII век. Опять же, дверцы с мавританскими мотивами. На выдвижных ящиках - драконы-птицы с длинными растительными хвостами.


Между птицами - львиные морды с кольцами в качестве ручек.


Зеркало выполнено по типу венецианских зеркал: фацет, насечки, рама собрана из отдельных зеркальных пластин. Выглядит ренессансно. XVIII век.




Барокко
Барочный стиль (стиль Людовика XIV) представлен столом, выполненным в технике Буля. Франция, вторая половина XIX века.


Необходимый символ «короля-солнца» - в наличии.


Рококо
Портретный зал
Гостиный гарнитур из 5 предметов (диванчик, кресла). Франция, 1840-е гг.


Одна из немногочисленных в Мирском замке люстр.


[Нажмите, чтобы увидеть мебель в стиле РОКОКО]
Прочие помещения
Еще один предмет в стиле рококо - витрина. Дверки трапециевидной формы с рамками сложных очертаний.


Венчаются картушем с монструозным профилем.


Ручки крайне затейливые, из-за чего их рококошность не может быть поставлена под сомнение.


Ножки в виде птичьих лап, охватывающих шар.




Ампир
Библиотека князя Михаила Святополк-Мирского
Книжный шкаф относится к ампиру благодаря прямым формам, центральной надстройке и накладному декору расстекловки в виде стрел.
В секретере, помимо прямых форм, к ампиру отсылает выполненный в технике инкрустации портик со стоящей в его просвете женской фигурой.


Как ни жаль, но на этом мебельная экскурсия по замку окончена. Забираю в свою коллекцию внестилевую люстру из вестибюля.


Модерн
Уже вне стен Мирского замка можно найти интересную церковь-усыпальницу князей Святополк-Мирских. Помимо прочего, церковь примечательна тем, что асимметрична из-за колокольни и выдержана в стиле модерн.


Центральная люстра.


Люстра у входа.


Ну вот, охватив стили от готики до модерна (с пропуском классицизма, регентства и бидермеера), покидаю Мирский замок. Стою на берегу пруда, в истории которого есть мистический эпизод в средневековом жанре, из-за чего и по сей день каждый год в пруде кто-нибудь тонет.


Но этот эпизод не имеет отношения к мебельным стилям, поэтому я его пропускаю и Мир покидаю.

Отправляюсь в Минск, чтобы погулять по вновь отстроенному после войны в стиле сталинского ампира центру. Мебели в Минске не будет, поэтому и рассказа о Минске не ждите.

стиль ампир, стол, стиль буль, кассоне, в Минск, сундук, креденс, кабинет, витрина, стиль готика, секретер, инкрустация, стиль ренессанс, мебель Германии, кресло, Мир, мебель в музее, стол письменный, стиль рококо, sgabello, стиль барокко, буфет, зеркало, мебель, мебель Франции, мебель Голландии, стиль модерн, люстра, декор, диван, шкаф, тумба, картуш, зеркало венецианское, стул, мебель Италии

Previous post Next post
Up