07.03.2016
Этой весной Михайловское, как и другие усадьбы Пушкинского заповедника, выглядит необычно: обновлены тесовые крыши. В памяти и на всех каталожных фотографиях крыши коричнево-серые, состарившиеся от времени и осадков. Новая кровля цвета свежеоструганного дерева видна издалека и неожиданно придает фотографиям теплых красок.
Каждый раз, когда приезжаем в Пушкинские Горы, слушаем экскурсию, и поэтому многое помнится наизусть: встреча Пушкина с Пущиным на крыльце дома, пушечка-мортирка в передней, нянино рукоделие в девичьей, пушкинско-онегинские исчезновения из гостиной, чтобы уклониться от встречи гостей, окунания в ледяную воду в баньке и многое другое.
Теперь в ЖЖ экскурсию проведу я - мебельную. Надеюсь, в ней прозвучит кое-что новое.
Передняя
Непримечательный ломберный столик используется для демонстрации мемориальной потешной пушечки-мортирки (отлита в 1831 году). По бокам от столика размещены стулья простой столярной работы.
Скромным, но несомненным украшением стульев служит резная вставка в спинке. Если не знать, в доме какой эпохи обитают стулья, можно было бы подумать, что перед нами незатейливый образец горячо любимого мною модерна.
Дорожный сундук добротный: в металлической оплетке, с дополнительными ребрами и защищенными углами.
Люстра завершает собой
двадцать третью дюжину. Комната няни (девичья)
Знакомые нам по передней стулья начинают кочевать по дому, причем вслед за Ариной Родионовной. В зимнее время няня Пушкина жила в девичьей барского дома, летом - в своей светелке во флигеле, который сейчас называется «Домиком няни». Там мы снова и увидим наши стулья.
Кресло няни не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Все ножки на колесиках, локотники имеют
честероподобные завитки, на спинке имитируется каретная стяжка. Имитируется в том смысле, что пуговицы хотя и расположены в шахматном порядке, но необходимых для каретной стяжки складок нет.
Высокий комод с пятью ящиками (settimino) - предмет мебели, достойный не только девичьей. Дело в том, что рисунок листов шпона красного дерева специально подобран таким образом, чтобы в точности повториться на каждом из ящиков.
Шкатулка, обитая жестью.
Буфет хранит посуду пушкинского времени.
Люстра начинает
двадцать четвертую дюжину. Комната родителей
Комната родителей обставлена мебелью красного дерева.
Диван с деревянной спинкой.
Спинка слегка выгнута. Навершие резное в виде двух широко распластанных крыльев.
Локотники деревянные, массивные, сплошные.
Декорированы плоской, но выступающей над поверхностью резьбой, проложенной в виде сложной формы завитка.
Книжный шкаф окружен с двух сторон стульями.
Их решетчатые спинки так и просятся быть украшенными латунными полосками по контуру и латунными дисками в центрах ромбов, чтобы стул можно было отнести к стилю жакоб. А перед нами стиль жакоб с оговорками.
Такие же стулья окружают секретер.
Еще одна шкатулка. Похожа на дорожную.
Столик для рукоделия узнается по столешнице с откидывающимися крышками.
Его ножки выполнены в виде лир.
Люстра.
Гостиная (зальце)
А в гостиной стиль жакоб настоящий, без оговорок.
Стиль один, но нюансы разные. Так, обращаем внимание на разнообразие форм спинок: у кресла справа спинка рейчатая, у кресла слева - решетчатая, а у диванчика - я бы сказал с гоголевскими фестончиками.
- Да, поздравляю вас: оборок более не носят.
- Как не носят?
- На место их фестончики.
- Ах, это нехорошо, фестончики!
- Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
- Нехорошо, Софья Ивановна, если все фестончики.
- Мило, Анна Григорьевна, до невероятности...
Мило до невероятности: обычно в стиле жакоб латунные накладки прямолинейных форм, а здесь - круглые и стрельчатые арки.
Двудверная витрина с типичной для стиля жакоб расстекловкой на верхних половинках дверей снизу эту расстекловку потеряла. Витрина окружена стульями.
Спинки стульев - апофеоз стиля жакоб, уже граничащий с перебором.
Люстра.
Столовая
В столовой мы возвращаемся к стилю жакоб «с оговорками». Возможно, такой повтор подействовал на меня деструктивно, и я не стал фотографировать подробнее ни стол-сороконожку в центре комнаты, ни буфет, ни каминный экран, ни витринку (слева, не попала в кадр) с мемориальными предметами из Михайловского, среди которых посуда и аксессуары для бильярда.
Люстра.
Кабинет
В кабинете собрано значительное количество мемориальных предметов. Во-первых, это железная трость Пушкина (прислонена к камину). Во-вторых, это письменный стол конца XVIII - начала XIX вв., за которым поэту доводилось работать, когда он бывал у друзей в соседнем Тригорском. В-третьих, это скамеечка подножная, принадлежавшая А. П. Керн (слева на полу, под стеклянным колпаком).
Далее, кожаное кресло тверских друзей поэта Панафидиных. Спинка кресла сильно запрокинута назад. Высказываю смелое предположение: либо угол наклона спинки регулируется (что крайне прогрессивно для современной Пушкину мебели), либо долго работать за таким креслом едва ли удобно. В том положении спинки, которое мы видим, кресло скорее предназначено для отдыха, нежели для работы.
На стене справа висит книжная полка-этажерка (в кадр не попала), принадлежавшая сыну поэта Г. А. Пушкину.
Среди прочих предметов ампирный диван с декоративной спинкой. Не знаю, насколько предыдущая обивка дивана (темный гобелен с цветочным рисунком, который можно увидеть на более ранних фотографиях) была исторической, но новый вариант смотрится органичнее.
В углу расположен жакобоподобный туалетный столик с вращающимся зеркалом не нем. Стул странный: ножки низкие - сиденье очень пухлое.
От книжного шкафа у меня на память осталась лишь ампирная женская головка.
Флигель «Домик няни»
Сейчас мы в светелке, в которой Арина Родионовна жила летом. Судя по музейной концепции, няне с мебелью повезло. Няня пользовалась знакомыми нам стульями, такими же, как в барском доме.
Отличие в том, что здесь сиденье жесткое.
И кресло в светелке до боли похоже на диван из комнаты родителей. Отличий я насчитал два: у кресла нет навершия в виде крыльев (отломано?) и локотники сквозной конструкции.
На этом мебельная экскурсия завершена.
Обновленный мост ведет в сад.
Но прогулку по саду, который особенно хорош осенью, когда вся земля усыпана яблоками, придется отменить в связи с невероятной весенней слякотью.