26.12.2020
Открытое хранение - форма хранения и актуализации фондов музея, позволяющая расширить доступ посетителей к наследию. В целях обеспечения сохранности фондов музея О. х. должно осуществляться в специально обустроенном помещении фондохранилища с использованием оборудования, совмещающего функции сейфа и витрины. При презентации фондов могут использоваться отдельные экспозиционные приемы.
Из словаря музейных терминов
Какой сейф? Какие витрины? Неужели составители словаря никогда не бывали в Тотьме?
А мы были и видели своими глазами хранящиеся там богатства. Показать всё не представляется возможным. Придется себя ограничить лишь отдельными коллекциями. Взять, к примеру, прялки - их на момент нашего посещения в фондах хранилось 568 (!) экземпляров.
В каждой местности бытовали прялки определенного вида, поэтому по прялке можно было определить, откуда девушка. Однако даже у одного мастера невозможно найти двух одинаковых изделий.
В центре - типичная представительница прялок Нюксеницы. У таких лопасть очень большая. Наверху треугольные или ромбовидные городки. Под городками ряды сквозных отверстий. В отверстия вставлены бусины из стекла или дерева. Иногда отверстия бывают вырезаны и внизу, часто резьба сочетается с раскраской.
Во втором ряду прялки Тарноги. Ножка у них короткая и обязательно резная. Наверху большой лопасти городки или три пологих выступа. В нижней части два полукруглых среза. Лопасть декорирована трехгранно-выемчатой резьбой: розетки - солярный символ, полосы из треугольников и квадратов - символ вспаханной земли. Также лопасть может быть расписана.
На Руси девочки начинали прясть с 8-9 лет. Девушки брали с собой прялку на вечо́ры - девичьи посиделки. Мать дарила свою прялку дочери как символ своей счастливой молодости. Когда к невесте сватался жених, он снимал с лопасти кудель и сжигал ее в знак того, что пора девичества закончена.
Прялка Силинской А. А., 1914 г.
В нижнем ряду, справа, несколько прялок Бирякова (бывшая Биряковская волость). Их относят к корневым прялкам, сделанным целиком из корня сосны или ели (в противоположность составным прялкам, у которых донце из сосны или ели, а лопасть и ножка из твердых пород древесины - березы или клена). По моде начала XX века прялки Бирякова выкрашены под красное дерево. Лопасть небольшая, квадратная. Верхний край украшен рядом ромбических городков, нижний - прямо свисающими сережками. Лопасти декорированы кусочками зеркал, медными накладками - отсюда ласковое название «зеркаленки», «золоченочки». В ходе одной из этнографических экспедиций выяснили, что местный мастер был, как говорят в музее, «гармонщиком» - занимался изготовлением гармоней.
В верхнем ряду, в центре, прялки-«соломенки». Называют их еще прялками Николы, так как Никольский сельский совет, вероятно, являлся центром кустарного изготовления подобных изделий на продажу. «Соломенки» - прялки корневые с небольшой квадратной лопастью. Наверху по две пары городков в виде рожек, внизу круглые сережки. Лопасть инкрустирована соломкой нескольких цветов.
У прялок Тотьмы (нижний ряд) ножка высокая, а лопасть прямоугольная, небольшая. Наверху городки, под ними ряды сквозной решетки. В центре крупная круглая розетка, символизирующая солнце. В углах сегменты розеток как символ расходящихся лучей.
В тотемском открытом хранении есть прялки Погорелова, Междуречья, Толшмы, Совеги, Великодворья, Сондуги, Заозерья, Середского, Матвеевского, Медведевского, Нижней Печеньги, Манылова, Бабушкина (Бабушкинского района) и Ярославля.
Говорят, иногда туристы зависают в этом зале часами. Это при том, что и в других залах есть что посмотреть. Дальше коллекции показываю фрагментарно, поясняю очень коротко.
Цепа для обмолота (выбивания зерна из колосьев). Длинная палка (рукоять) и короткая палка (бич) соединены кожаным ремешком.
Ковши для варки пива.
Гончарные изделия.
Изделия из берёсты - кузова, лукошки.
Теперь о мебели. В Тотьме собрана мебель, сопровождающая человека от рождения и до самого последнего его дня на этом свете.
Для младенцев - люльки, или зыбки. Одна плетеная, вторая лубяная.
Для мамаш - две скамейки. Левая - скамья-суковатка, изготовленная из цельного куска ствола с четырьмя сучьями. Правая - скамейка для дойки коров.
Эргономичное сиденье с углублением (удобно сидеть) и отверстиями (удобно переносить).
Сундуки, сундучки и сундучища.
Для невест - расписные свадебные великоустюгские.
В углу - сундук зеленого цвета с рисунком, выполненным штампами с краской. Подобные сундуки изготавливали во Владимире и Муроме.
Сундучок в технике «мороз по жести». Промысел был развит в Великом Устюге.
Для зажиточных семей - расписные заборки. В посте о
Малых Корелах я рассказывал, что заборка - это не доходящая до потолка некапитальная стена, отделяющая прилуб (место приготовления пищи) от жилого помещения. Высота заборок соответствовала уровню печи и полок-воронцов (широкая деревянная полка, расположенная по периметру жилой части курной избы) - так теплый воздух мог свободно циркулировать в помещении и не выходить наружу.
Перед нами заборка, датируемая 1895 годом. Одна из ее частей - это шкаф-заборка (как следует из названия, совмещает в себе функции заборки и шкафа). Шкаф-заборка может быть двусторонним, открывающимся из двух разделяемых им помещений, или односторонним, как в данном случае.
Шкаф (вторая половина XIX в.).
Сначала о двух отдельных предметах слева. Это шкафчик навесной (начало XX в.) и суденка расписная (конец XIX - начало XX вв.).
Теперь о заборке 1897 года. Принадлежала она Ярославцеву Ивану Александровичу, проживавшему в деревне Дягилево Мосеевской волости Тотемского уезда. В правой части - шкаф-наблюдник (интересно, что в архангельских деревнях, например на
острове Кижи, настенная многоярусная полка для хранения посуды называется заблюдником).
Буфет от этой же заборки мы видели в
Тотемском краеведческом музее.
Возвращаемся в открытое хранение. Фрагмент заборки.
Буфет, он же шкаф. 1895 г. Судя по несимметричности верхнего карниза, тоже фрагмент заборки.
Расписная заборка - дорогое удовольствие. Первоначально такую мебель можно было встретить только в состоятельных семьях. Однако постепенно заборки (пусть и более скромные) распространились шире.
Говоря о мебели, сопровождающей человека на его жизненном пути, начав с зыбок, затем перейдя к свадебным сундукам, а от них к украшению русского дома - заборкам, мы незаметно приблизились к тому моменту, когда необходимо подвести своеобразный итог.
Не забывать о вечном помогает свечной стол (говорят, XVII в.) из православного храма.
А вот и та черта, за которой уже сама вечность. Стол для отпевания покойников. Вместо столешницы - трапециевидная доска, повторяющая форму гроба.
Такое же трапециевидное в плане, то есть если смотреть сверху, резное подстолье. Ладьевидные, если смотреть сбоку, очертания подстолья - своеобразный символ предстоящего путешествия в вечность.
Подстолье происходит из Кокшенгской волости Тотемского уезда. Оно прибыло в музей в 1915 году благодаря стараниям Феодосия Михайловича Вахрушова - художника, краеведа, положившего начало сбору коллекции Тотемского краеведческого музея.
Завершить обзор надо чем-то жизнеутверждающим. Пусть им станет охлупень - символ солнца, своеобразный оберег.
И пусть не сейф и витрины, а именно охлупень оберегает спокойствие благословенного тотемского открытого хранения фондов. И пусть оно остается открытым. А в словарную статью можно внести поправки.
Заборки здесь:
Охлупни здесь:
«Мороз по жести» здесь: