08.01.2020 Хунды-мунды - выражение, позаимствованное северными коми у ненцев. Те так называют вещи, нажитые в течение жизни, - другими словами, скарб, пожитки, барахло. Большой словарь русских поговорок поясняет: у пермских народов «собирать хунды-мунды» означает «готовиться к отъезду». Однако сотрудники Национального музея Республики Коми доказали, что собирать хунды-мунды полезно не только для перемещений в пространстве.
Спинка деревянного дивана с крестьянской росписью
В январе 2019 года музей организовал этнографическую экспедицию в село Важгорт, Удорского района Республики Коми. Поводом для нее послужила одна мебельная находка, а результатом - целая выставка. Начну с находки и процитирую музейную этикетку:
Спинка деревянного дивана с крестьянской росписью в виде льва и львицы найдена летом 2017 г. в с. Важгорт в опустевшем доме В. П. Устинова. Предмет, не имеющий аналогов, в январе 2019 г. был доставлен в музей. Тогда же для сохранения памятника была проведена его срочная консервация - закрепление красочного слоя художником-реставратором Татьяной Земцовой (г. Москва). Уникальный предмет представляется впервые. <…> Василий Поликарпович Устинов (1893-1944) - участник Великой Отечественной войны. Таня Земцова, грамотный реставратор, прекрасный художник и по чудесному совпадению наша сыктывкарская знакомая, в ходе экскурсии по выставке рассказала, что первоначально изображения львов были скрыты нанесенной поверх них краской. Но краска под воздействием дождя и снега сошла, и взору открылись милейшие львиные морды.
Но как львы попали на Север? Цитирую музейную этикетку:
Яркость, красочность домовой росписи, экзотичность ее сюжетов объясняется не столько крестьянскими представлениями о красоте или фантазиями мастеров-живописцев, сколько естественным желанием привнести света в угрюмые деревенские избы и тягой к защите, охране своих домов. Возможно, поэтому одним из излюбленных «героев» домовых картинок стал лев, зачастую напоминавший сторожевого пса. Льва «помещали» в самых главных, «пограничных» местах: на внутренней стороне входной двери и на внешней стороне двери голбечной, на припечных досках и залавочных рамах. Рисунки львов различаются цветом (желтый, белый, серый, черный, зеленый), позой (изображены в профиль или в фас, стоя на задних лапах или на четырех, развернуты вправо или влево). Натуральный (желтый или белый) цвет изображенных животных доказывает, что мастера-красильщики на рубеже XIX и XX столетий имели какое-то представление о царях зверей. Черный цвет, по-видимому, отражал как стремление уподобить львов верным сторожевым псам (в основном, черных львов изображали на привязи), так и лаконичную старую манеру деревенских мастеров (черные рисунки на рыжевато-красном фоне). Зеленый цвет, возможно, делал страшных, зубастых чудищ добрее. А. А. Любимов. И львы, и птицы, и цветы… Народная домовая роспись : альбом-каталог из коллекции Кировского областного краеведческого музея. Киров, 2011 Теперь, возможно, требуется пояснить, что прилагательное «голбечный» происходит от слова «го́лбец». [Пояснить…] ГО́ЛБЕЦ, голбчик, гобец м. - сев. вост. и сиб. род примоста, загородки, чулана или казенки в крестьянской избе, между печью и полатями; припечье, со ступеньками для всхода на печь и на полати, с дверцами, полочками внутри и с лазом в подполье: чулан называется верхним, а подполье нижним голбцем. Ино голбец бывает не у входа и полатей, а за перегородкой, в стряпной за печью (яросл.). Источник: В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка Что еще было найдено во время этнографической экспедиции? Великолепный деревенский диван.
Так он выглядел в холодных сенях на втором этаже дома, крыша которого давным-давно обвалилась.
А так после того, как его извлекли из-под обломков.
Фото В. Э. Шарапова
И вот диван в музее. Формы его по-деревенски барочные: ножки-кабриоли, локотники с завитками, спинка со срезанными углами.
Цитирую музейную этикетку:
Диван с надписью «1941.г. Маiа 14 числа. Василiй. Н. П.етровъ…» найден в доме Василия Никифоровича Петрова / Микиш Вась (1891-1982) в с. Важгорт. Здесь требуется пояснение. У коми было принято менять местами имя и отчество. Так, Василий Никифорович - это Микиш Вась. Еще пример: моя теща Нина Алексеевна - Öльöш Нина (произносится приблизительно как Э́леш Нина), а дочь ее и моя драгоценная супруга Татьяна Васильевна - Василь Таттян (произносится приблизительно как Василь Татей).
Так вот, Микиш Вась изготовил не только диван и не только на нем оставил граффити. Взглянем на следующий экспонат - кровать - и вновь прочитаем этикетку:
Кровать с надписью мастера и владельца «ВНП… 1914 г. Фев. 22.» найдена в доме Василия Никифоровича Петрова / Микиш Вась (1891-1982) в с. Важгорт. Дом построен в 1910 г. В. Н. Петров - участник Первой мировой и Гражданской войн. Владел сапожным и столярным мастерством. После Гражданской войны Василий Никифорович был заместителем председателя волостного исполкома, возглавлял кредитное товарищество, принимал пушнину в Горстрое, работал в сельпо и на базе ОРСа. В 1957 году в возрасте 67 лет вышел на пенсию. Вместе со второй женой Прасковьей Трифоновной воспитали девятерых детей.
Любопытно сравнить внешний вид и конструкцию кровати Микиш Вася - с описанием типовой крестьянской кровати, которое я нашел в книге А. В. Богдановой «Крестьянская мебель конца XIX - начала XX века в собрании музея “Малые Корелы”»:
Кровать появилась в домах северных крестьян во второй половине XIX века. До этого в холодное время года спали в натопленных избах на лавках, полатях, печи. Летом уходили спать на темную поветь или в горницу, спасаясь от комаров и мошек. Кровать в крестьянском быту обычно состоит из спинок и соединяющей их рамы. Рама - это две длинные доски (боковые грани ложа) [царги. - А. М.], связанные между собой двумя или четырьмя поперечинами. <…> Спинки крестьянских кроватей делали из нескольких широких досок, причем изголовье было обычно на одну доску выше, чем изножье. <…> Кровати в горницах окрашивали или украшали незамысловатой свободнокистевой росписью. На углах спинок вытачивали навершия в виде шаров или вырезали пирамидки. Наш экземпляр полностью соответствует описанию, с тем лишь небольшим отличием, что царги в средней части стёсаны - чтобы сидеть на краю кровати было удобнее.
Следующий экспонат - еще один диван. И вновь этикетка:
Деревянный диван с декоративной спинкой найден в доме И. М. Лукина (1903-1981). Иван Михайлович - уроженец с. Важгорт, участник Великой Отечественной войны. Дом был построен в 1936 году.
Формы дивана барочные, спинка решетчатая, с фигурными насечками.
Продолжим осмотр. Перед нами подвесная детская кроватка - люлька, или зыбка, с двумя изогнутыми лучками. Вот как подобные кроватки описываются в упомянутой книге А. В. Богдановой:
Для Русского Севера наиболее характерна дощатая конструкция подвесных кроваток. У зыбки - четыре расходящиеся кверху грани, соединенные между собой «в сквозной шип» или в «глухой шип». Гвоздевое соединение деталей более позднее. Для того чтобы было удобно укладывать ребенка в колыбель, боковые грани зыбки по верхнему краю дугообразно стесывали. Торцовые грани, особенно изголовье, часто украшали резьбой, росписью или просто окрашивали. Верхний край изголовья старались делать полукруглым, а изножье могло иметь раздвоенную форму. <…> Колыбель выполняла охранительные функции: считалось, что она защищает младенца от нечистой силы, оберегает его здоровье и сон. Таким оберегом был и крест, вырезанный на торцовых стенках колыбельки. У нашего экземпляра шипы глухие, дополнительно закрепленные при помощи деревянных шпонок.
Удивляет отсутствие креста, на месте которого вырезаны (вероятно, гораздо позднее 1888 года) две пятиконечные звезды.
Переходим к следующим экспонатам. Вертикально закрепленный щит - это столешница от крестьянского обеденного стола, на которой сохранились едва уловимые следы былой росписи.
Рядом офицерская походная раскладная кровать - четвертый экземпляр подобной мебели в моей коллекции.
В следующем зале - сундуки.
Первый, пятнистый, обшит металлической полосой.
Второй расписной.
По-видимому, прихотливый узор был создан гребенкой.
И над всей этой неземной красотой сияет звезда - музейная люстра. Помещу ее в шестьдесят пятую дюжину люстр и паникадил.
Уже за рамками экскурсии добавлю, что моя теща Элеш Нина (то бишь Нина Алексеевна) тоже с Удоры и кое у кого из ее удорской родни остались свои хунды-мунды, в числе которых есть, например, вот такой симпатичный диван.
Сама теща тоже в меру сил и возможностей собирает хунды-мунды -
Самодельная (?) рамка с фотографией родни тестя. Несколько лет назад была спасена из заброшенного родительского дома тестя
для сохранения памяти.
Оборотная сторона рамки с фотографией
Ведь собирать хунды-мунды полезно не только для перемещений в пространстве. Еще про хунды-мунды: