27.07.2016 Мои родственнички во главе с тещей не раз демонстрировали крепость своих удорских корней. Их можно понять, потому что на удорской земле красиво все: северная природа, большие деревянные дома, простая деревенская мебель.
Так что теперь, куда бы нас ни заносило, мы повсюду обращаем внимание на деревянные дома (я к тому же смотрю еще и на мебель). А дома на севере хороши везде: на Удоре, в деревнях острова Кижи и в деревне Семёнково, что под Вологдой.
Так вот, теща, как только оказалась в Семёнкове, сразу заинтересовалась домами. И не просто заинтересовалась, а прямо-таки принялась выбирать, какой из домов краше, - будто решила прицениться.
Поможем же теще сделать выбор! Начнем с простого случая.
1. Дом В. Н. Копылова Происходит из деревни Коростелево, Сямженского района, где был построен в 1881 году.
«Простота» данного случая заключается в том, что в дом этот мы не попали: внутри проводилось какое-то закрытое мероприятие.
Переходим к случаю посложнее, и чем дальше, тем все сложнее и сложнее будут случаи. 2. Дом В. В. Храпова Перевезен из деревни Бор, Нюксенского района. Был построен в конце XIX века.
Чтобы было понимание, отмечу, что дом огромный (в осях 9,4 х 20,8 м) и состоит не только из жилых, но и из хозяйственных помещений. С мебельной точки зрения интерес представляет только одно их них - так называемая зимняя изба. Здесь меблировка пока лаконична: стол в стиле петровского барокко и венские стулья Тонета.
Да еще комод, который рассмотрим повнимательнее. Откинутая крышка верхнего, скошенного отсека открывает внутренние отделения различной ширины. Ритм вертикальных перегородок неравномерный, но такое решение практично и вопросов с эстетической точки зрения не вызывает. Теперь обращаем внимание на выдвижные ящики - широкий правый и узкий, почти квадратный левый. Их кратно различающаяся ширина, вероятно, также продиктована некими утилитарными потребностями в хранении предметов различного размера. Но зрительно такое дробление входит в противоречие с квадратными распашными дверками нижнего отделения и лишает весь комод равновесия. Функция победила эстетику.
3. Дом Е. Д. Слободиной Происходит из деревни Подлипное, Тотемского района. Был построен в конце XIX века.
В зимней избе размещена экспозиция «Правильная охота». Какой-либо специальной, «охотничьей» мебели мы здесь не найдем, вероятно потому, что ее попросту не существует. Зато в избе представлено разнообразное снаряжение охотника и всевозможные охотничьи трофеи, например шкуры добытых животных, часть из которых развешены по стенам. Детали экспозиции (конторские счеты) подсказывают нам, что учет трофеев и доходов от их продажи велся здесь же - за подобным столом с высоким подстольем и точеными ножками-балясинами. Вероятно, охотник был успешным, так как мог позволить себе иметь венские стулья Тонета.
В простенок между двумя шкурами помещено старинное двухчастное зеркало. Оно примечательно тем, что некоторые товарищи смотрятся в него, но почти не отражаются.
Другая часть трофеев сложена в сундуки.
Среди кухонной мебели выделяется двухдверный буфет с пилястрами, фигурным карнизом и резными дверками.
Филенки украшены плоской резьбой, сюжет которой разгадать не так-то просто. В центре - горшок с диагональной сеткой. Из горшка вверх произрастает пышный пучок листьев, напоминающий шапку ананаса. Слева и справа от горшка листья свисают плетьми вниз и уже под горшком хитро переплетаются. Горшок пари́т в воздухе.
Стулья в избе выстроены рядами. Особенно симпатична композиция около печи.
4. Дом И. И. Кочкина Этот дом прибыл из деревни Андреевская, Тарногского района. Был построен во второй половине XIX века.
В зимней избе рядом со столом, выполненным в стиле уже знакомого нам петровского барокко, соседствует очень интересная скамья. Что в ней необычного? Подумаешь, сиденье - грубо отесанная доска. Но заглянем под скамью, чтобы рассмотреть, как крепятся ее ножки.
Оказывается, что ножки вместе с сиденьем составляют единое целое: скамья - отесанный ствол дерева, ножки - его ветви. Перед нами так называемая скамья-суковатка.
Обратим внимание на стул, что стоит в избе у стены, отгораживающей бабий кут. Проще этого стула трудно себе что-либо представить. Но даже у такой простой модели имеется декоративная деталь: одна из планок спинки выполнена с прорезным рисунком.
В горнице находим еще один стол в стиле петровского барокко.
В углу - неизвестный предмет мебели: то ли кровать, то ли не кровать.
Под ним прячется сундук. Подобные сундуки великоустюгского промысла, расписанные в свободно-кистевой манере, мы не раз встречали и на Удоре, и в Сыктывкаре, и даже в Воткинске.
Еще одно зеркало, в котором кое-кто уже не отражается.
5. Дом Л. Г. Жуковой Прибыл из деревни Калинино, Тотемского района. Был построен в конце XIX века.
Этот дом побогаче будет. Сейчас мы в этом убедимся. Но прежде задержимся на секунду в сенях. Здесь два интересных предмета. Первый - это деревянный фонарь, который у меня моментально проассоциировался с модерном Фешина.
Второй - расписной шкаф-поставец. Здесь и далее мы встречаем расписную мебель. Дом богатый, и экспозиция в нем соответствующая - «Быт зажиточного крестьянства».
Пройдем в зимнюю избу. Вот бабий кут. Как вам расписные «стеновые панели», как назвали бы эти живописные детали интерьера современные мебельщики?
А как вам расписной полубуфет и ограждение печи с диковинными львами? Теща, видевшая подобных львов на фронтоне одного ставшего очень известным удорского деревенского дома, в восторге.
Стол здесь тоже расписной, просто против света этого не видно.
Проходим в просторную и светлую горницу. В отличие от предыдущих домов, здесь мебели в достатке. Правда, она по-деревенски разношерстна.
Здесь и русский буфет с тяжеловесной нижней частью и оригинальными легкими фигурными дверками наверху.
Здесь и традиционный сундук в декоративной решетчатой оплетке, и стулья с резными спинками.
В плоской резьбе видны отголоски стиля ампир.
Здесь и гнутая мебель Тонета.
Стулья с сиденьями, декорированными растительными мотивами в стиле модерн.
И трехместный диванчик.
6. Дом А. Е. Болотовой Прибыл из деревни Королевская, Нюксенского района. Был построен в конце XIX - начале XX века.
Читатель уже заметил закономерности во внутреннем обустройстве домов. Поэтому сразу угадывает, что мы в теплой, зимней избе.
Здесь же бабий кут, где нас ждет стол традиционной петровской конструкции.
В избе обязательно будет буфет. Этот экземпляр трехдверный, расписной.
Стол обеденный с самоваром на нем.
Зеркало, в котором можно попытаться отразиться.
Вдоль стен - стулья с резными спинками, снова ампирными.
Наконец, горница - летнее помещение. Здесь представлены экспозиции «Крестьянский быт. Ткачество» и «Девичье приданое». Из мебели видим хорошо знакомый нам петровский стол и
расписной сундук.
Итак, мы посетили шесть домов.
А теща в замешательстве Стоит руки в боки и не знает, какой дом ей нравится больше всех. Какой дом ей выбрать? Из эстетических соображений, ну и для последующего проживания тоже.