08.01.2020
Сыктывкар. Национальный музей Республики Коми. Выставка, посвященная моему любимому стилю.
Осматривая выставку, из всего многообразия представленных на ней экспонатов по традиции выбираю мебель и кое-что еще.
Выбираю и убеждаюсь, что «быть изготовленным в эпоху модерна» и «быть изготовленным в стиле модерн» далеко не всегда означает одно и то же. Взять, например, диван. В его очертаниях при желании можно отыскивать линии-пузыри, свойственные модерну, но базовые формы остаются барочными. О столике судить сложно: закрыт ажурной скатертью.
Диван (Великий Устюг, 1910 г.). Происходит из семьи учительницы Коквинской начальной школы К. И. Поповой.
Столик (1890-е гг.). Происходит из семьи протоиерея Корткеросской церкви в 1890-х гг. М. М. Быстрова.
Граммофон (конец XIX - начало XX вв.).
Кресло - еще один пример. Обивка - модерн. Однако сами формы кресла, возможно поддавшиеся влиянию модерна, остались барочными. Столик трудно отнести к какому-либо стилю.
Кашлетр (настенная папка для писем и бумаг) и драпри (дверные шторы, чаще всего изготавливаемые из тяжелых тканей) - модерн без вопросов.
Кресло (конец XIX в.). Изготовлено мастером из г. Пинеги, Архангельской губернии, в качестве подарка молодоженам Федору и Анне Заборцевым.
Столик (конец XIX - начало XX вв.). Происходит из семьи чиновника Усть-Сысольского казначейства В. А. Иконникова.
Кашлетр и драпри (оба относятся к концу XIX - началу XX вв.). Происходят из семьи протоиерея Корткеросской церкви в 1890-х гг. М. М. Быстрова.
Туалеты, аксессуары, фотографии, керосиновые лампы, многочисленные шкатулки, открытки, прочие вещицы, представленные на выставке, - модерн. Но трюмо с консолью - нет.
Трюмо с консолью (Санкт-Петербург, конец XIX в.). Происходит из семьи Н. Л. Зинина, усть-сысольского фельдшера, участника Первой мировой войны. Был приобретен у беженки из Петрограда в 1918 г. (?).
Сохранились остатки старой амальгамы.
А вот тонетовскую мебель при желании можно причислить к модерну всю без исключения, а не только эти диванчик и стул. Линии-пузыри, линии-бутоны,
растительный мотив, тисненый на сиденье, - типичный модерн.
Керосиновую люстру (конец XIX в.) - бесспорный образец модерна - помещаю в
шестьдесят пятую дюжину люстр и паникадил.
Экземпляр происходит из семьи потомственного почетного гражданина, управляющего Кажимскими железоделательными заводами В. С. Косолапова.
Наконец, самый главный экспонат выставки и единственный образец модерна в архитектуре нынешнего Сыктывкара (бывшего Усть-Сысольска) - это само здание музея. Мой любимый стиль.
На фотографии 1920-х гг. торговый дом наследников купца второй гильдии Дмитрия Кирьяковича Кузьбожева. Возведен в 1912 году. Изначально на первом этаже находился магазин продовольственных товаров. Второй этаж был жилым.
Современную фотографию здания торгового дома наследников Д. К. Кузьбожева ищите в начале поста. И знайте: что бы я тут ни плел про мебель, выставка была хороша, а происхождение предметов было описано вообще на отлично.
Где можно встретить модерн: