О проекте "Человеческий минимум" Происхождение человека. Преистория: Вступление. Источники Происхождение человека. Преистория: Хронология
Ромул и Рем.
Капитолийская волчица. Фрагмент. Ок. 500 до н. э. Капитолийские музеи, Рим.
В связи с вопросом о
"непреодолимой пропасти" между животными и людьми интерес вызывает феномен детей-маугли, выросших среди животных и не знавших до поры до времени человеческого общения. В отличие от историй Киплинга и Берроуза, с реальными "маугли" и "тарзанами" дело обстоит далеко не так обнадёживающе.
Существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха, в меньшей степени других человеческих способностей - обоняния, осязания и вкуса, речи и чтения, игры на музыкальных инструментах, ориентации в природе и т. д. И если мозг не научится соответствующему умению в своё время, он уже
не научится этому никогда. Для каждого навыка есть своя критическая возрастная черта. Для речи и прямохождения в качестве такой черты специалисты указывают возраст в 6 лет.
"Те, кто жил в обществе животных первые 3.5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни".
Кузнецова Т.
http://antropogenez.ru/interview/580/ "Из тех детей-маугли, которых находят в лесах или в домах у психически неполноценных родителей после пубертатного возраста, некоторые овладевают словами, а некоторые… учатся продуцировать неоформленные… предложения. Но они никогда не бывают способны овладеть грамматикой языка в полном объеме. <…> …Нормальное овладение языком гарантировано детям до шестилетнего возраста, и с этого момента оно все больше и больше ставится под угрозу до достижения ими пубертатного возраста, а потом редко имеет место".
Пинкер С. Язык как инстинкт
Из легендарных "маугли" известны Ромул и Рем, вскормленные волчицей. Первый достоверный "дикий ребёнок" был найден в 1344 году в Гессене (Германия), в лесу, "почти до четырёх лет он обитал в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков"1. А десятилетняя девочка, найденная в 1731 г. во Франции "так хорошо адаптировалась к жизни в лесу, что у неё удлинились большие пальцы рук, позволявшие легко "перелетать" с одного дерева на другое. Впоследствии "дикая девочка" стала монахиней. её старательно обучали самым простым христианским молитвам, но это давалось ей с очень большим трудом"2. Об одном из относительно недавних случаев нахождения "маугли"
рассказывает физиолог Т. Кузнецова:
"Известно достаточно примеров, когда приемными родителями для потерянных или брошенных детей становились волки, собаки, медведи. Крупные обезьяны (шимпанзе, гориллы, орангутаны) избегают людских поселений и подобные примеры не описаны. Что касается обезьян более мелких видов, известны случаи, когда они похищали человеческих детей. Описана история ребенка-обезьяны из Уганды. 4-х летний Джон Ссебунья убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки. Нашли мальчика в 1991 году. Как и в других случаях с детьми-маугли, он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. После того, как его поймали, Джона научили разговаривать и петь. Последнее, что стало о нем известно - то, что он гастролирует с детским хором Жемчужины Африки. Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще".
Но самый известный и тщательно задокументированный случай - это 12-летний Викто́р из Аверона (Франция), найденный около 1799 г., с которым несколько лет занимался молодой врач Жан Марк Итар, поставивший себе целью доказать, что если заниматься с этим ребёнком должным образом, он сможет стать нормально развитым. "Успехи в обучении оказались более чем скромными: к юношескому возрасту мальчик научился узнавать различные предметы бытовой обстановки, понимал значение нескольких слов и умел правильно их произносить, он мог написать и прочитать некоторые из них, недостаточно ясно понимая их значение. На этом его развитие замедлилось и затем остановилось, последующие попытки продолжить обучение ни к чему не привели"3. О Викторе есть фильм Франсуа Трюффо 1970 года "Дикий ребёнок" ("L' Enfant sauvage"), сам режиссёр сыграл врача.
Явление детей-маугли лишний раз подтверждает, что наша "человечность" крайне хрупка и ненадёжна и что наше родство с природным миром гораздо теснее, чем кажется. Вместе с тем, снова встаёт вопрос об уровнях, степенях "человечности". Адаптация возвращённых к людям "маугли" проходила по-разному, качественный уровень этой адаптации зависел от того, в каком возрасте ребёнок лишился человеческого общения, чему успел научиться до этого, сколько лет провёл в диком состоянии. Вероятно, на степень адаптации влияли и генетическая обусловленность, и способы обучения ребёнка по возвращении к людям, и многие другие факторы. Привело ли это лишь к количественным различиям в "уровнях сложности работы нервной деятельности"? Мне теперь кажется, что ответ нужно искать в следующей развилке.
Если допустить существование трансцендентного и, соответственно, связи человека с ним, то можно предположить также то, что эта связь бывает нарушена или затруднена, как бывают сломанные или засорённые трубы. По-видимому, могут быть и разные степени "засорённости". Но даже в случае исправности трубы для того, чтобы вода начала поступать по ней, нужно включить кран. Каким образом он включается? Совершенно различными способами, как спонтанными (классический пример - с пирожным "мадлен" у Пруста), так и выработанными человечеством (искусство, религиозные обряды, философия). У засорённости "трубы" есть степени, но у "воды" - нет. Либо она поступила по трубе, либо нет (кстати, вода одна и та же на все трубы, если источник один). При выключенном кране разница между сломанной и исправной трубой никак себя не проявляет, а чаще всего кран как раз и выключен.
Если же, как поступает наука, не принимать во внимание то, что не доказано и не объяснено, то "вода" из такой картины мира исчезает, остаются одни "трубы", отличающиеся действительно только количественно: по размеру сечения, засорённости и изношенности. Так что спор о "грани" или о "включении" самосознания имеет, по-видимому, столько же смысла, сколько спор о существовании Бога. Диалог же вместо спора отнюдь не исключён и даже
необходим.
Примечания
1 Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. М., 2005.
С. 56.
2
Там же.
3
Жмуров В. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.