Душа, дух и духовность

Dec 18, 2015 21:12



К теме: Происхождение человека. Преистория


Александр Мень (1930-1990)

"Вопрос. <...> Что же есть духовность?

Ответ. Слово «духовность», которое стало модным, им злоупотребляют, его затаскали, как это у нас часто бывает, - этим словом обозначают две вещи, очень разные, хотя и тесно связанные между собой.

Первое. Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух - невидим, непространствен, он нигде не находится. Но дух нам не внеположен, он не что-то чуждое нам, а это сама наша человеческая природа, и для того, чтобы дать определение этому свойству, духовности и духовностности - человек несет в себе дух, - пришлось бы встать на некую иную точку, откуда-то смотреть, что для нас невозможно, ибо дух - это мы сами и есть, И дух выше, он по своей природе шире рациональных определений, он в них не втискивается. Дух - это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь тот континуум, сложный и в то же время единый целостный поток, который составляет особенность человека.

В. Что отличает дух от души?

О. Душа есть и у растения, и у животного - это психика, а вот творчество, сознание, свобода, добро и зло - это дух. <...>

...Биологическое, психофизическое бытие человека принципиально не отличается от природы других высокоразвитых животных, это есть дар природы, который мы возвращаем ей, умирая, обращаясь в прах. Духовность же есть то, что мы у природы не заимствуем, она отсутствует в природе. В природе нет творчества, нет таких особенностей, как личностное самосознание, добро и зло, она не может научить добру и злу (недаром она названа у поэта "равнодушная природа"), в ней нет страдания, для нее существуют лишь стихии. Так вот, особенность человека, делающая его трагическим царем мироздания, заключена в духовном начале, которое ему присуще, даровано. <...>

Второй аспект <духовности> связан с формами реализации нашей духовной природы. С ее отношением к Вечности, своему призванию, любви и творчеству, миру, к другим людям. Может существовать темная, я бы сказал - демоническая, форма реализации. Как талант, как наука, как любые другие возможности, наша духовность может быть направлена и на добро, и на зло. Каннибальские культы доколумбовой Америки или нацизм - это тоже, увы, есть проявления духовности. Следовательно, этот уникальный дар, как теперь любят выражаться, амбивалентен. Потому что само богоподобие человека, то есть, по сути дела, его духовность, неотделимо от свободы. Жестко запрограммированная направленность духовности была <бы [?]> лишена одной из важнейших прерогатив духа - свободы. А если есть свобода, значит, существуют по меньшей мере два пути - путь к Первообразу и путь удаления от него".

О духовности (интервью) // Трудный путь к диалогу. - М., 2001


Григорий Померанц (1918-2013)

"...В Евангелии просто душа противопоставляется телу, а у апостола Павла есть троичное деление: тело, душа и дух. Но нельзя дух считать чем-то совсем вне души. Во всяком случае, в человеке дух не проявляется вне души. Где-то в глубине души есть та область, в которой душевное пеpеходит в духовное. И вот вера есть доверие духовному в нашем душевном движении. Душевным может быть и ненависть, ярость, зависть - все это душевные качества. Но где-то в глубине есть какой-то более чистый слой. И вера есть установка на этот высший слой в себе".

Собирание себя. - М.-СПб, 2013

1990-е, человеческий минимум, 1980-е, словарь, Померанц, выписки и записки, Мень, религия

Previous post Next post
Up