Мангальсала. Фото путешествие к маяку.
Копия
моей статьи с gazeta.lv в связи с объединением публикаций под общей меткой (Мангальсала)
Еще в XVI веке о. Мангальсала (Магнусгольм) был одним из крупнейших на Даугаве. Теперь это п-ов Мангалю, соединяемый узким перешейком с Видземским побережьем и омываемый водами Рижского залива, нынешнего устья Даугавы и ее рукава Вецдаугавы.
Около 400 лет назад устья Даугавы и ее тогдашнего притока Лиелупе находились не там, где сейчас: устье Лиелупе - где теперь течет Булльупе, а устье Даугавы - правее нынешнего, река впадала в залив около теперешнего пос. Вецаки. На правом берегу распологался Цисторианский монастырь, или Старая Даугавгривская крепость.
Со временем устье Даугавы стало засоряться, мелеть. В 1567 г. река нашла другой выход в залив. Ее старое русло мелело все больше и в середине прошлого века о. Мангальсала окончательно стал полуостровом.
На западной оконечности острова находится мол, который предотвращает занос устья илом и песком. На самом берегу Даугавы, примерно в 150 м от мола, два больших валуна - так называемые Царские камни. Высеченные на них надписи гласят, что молы в XIX в. посещали и осматривали царь Александр II и цесаревич Николай. А на самом конце мола расположен Мангальсальский маяк. В сочетании с Даугавгривским он образует морские ворота Риги. На Царских камнях написано, что император «осмотреть изволил дамбу» (с). Поэтому уже полтора века мол принято назвать дамбой.
Сегодня мы отправимся в пешее путешествие к маяку, вдоль той самой дамбы и посмотрим на маяк в разное время года. Фотографии были сделаны не только в разные сезоны, но и в разные годы.
Начнём мы наше путешествие на бывшем военном пирсе гарнизона. Когда-то на пирс выходили рельсы узкоколейной дороги, по которой на военные катера доставлялись торпеды и мины. Когда в 90-х годах советские войска вышли из Риги, и воинская часть перестала существовать, пирс оказался без присмотра и сгорел. Сам, или ему помогли в этом, не известно до сих пор. Об истории ВЧ и казематах Магнусгольма, можно почитать в других публикациях, кликнув под под публикацией метку
МангалсалаВесна. На противоположной стороне реки виднеется Даугавгривский маяк. В паре километрах переди, морские ворота Риги.
Справа, у самого берега реки, находится старая бонно-сетевая станция. Напротив неё можно найти остатки стальных настилов уходящих в воду. По ним военные буксиры стягивали прочные заградительные сети, преграждая путь в Ригу предполагаемому противнику. Подобные меры были предусмотрены на случай угрозы прорыва в Ригу вражеских плавсредств. Идём дальше.
После бонно-сетевой станции идти приходтся по валунам. Я где-то слышал, что во времена строительства дамбы, иператором был издан указ, предписывающий брать в виде налога на въезд в Ригу гранитные валуны и яйца. Разумеется валуны должны были сдавать крестьяне, вьезжающие в город на телегах. Из них и собирали защитный мол. А раствор замешивали на яичном желтке. Цемент от этого становился многократно прочней и мог противостоять морской воде. Зимой дамба выглядит совершенно сказочно.
Проходим ещё 400 метров. Прямо по курсу у нас
Царские камни.
Уже во времена независимой Латвии гранитные валуны были повреждены неизвестными. Как рассказали в комментариях к статье на газете, вокруг них жгли костры и поливали водой, что бы гранит треснул. Такое вот пакостничество со стороны националистов. Поэтому сейчас они одеты в бетонный корсет. До берега залива остаётся не больше 300 метров, и уже слышен прибой. Выходим на берег.
Вот так выглядит, отремонтированный в 98 году, мол перед закатом. В 80-х годах пройти к маяку было совершенно невозможно. Огромные промоины преграждали путь к маяку уже через 300 метров пути. Нужно было ждать либо декабрьских заморозков, когда уровень моря падал, либо раздевшись, по колено в воде перебираться летом. Рыбаки проходили в конец дамбы в болотных сапогах.
Но не всегда море спокойно. Часто дамба выгдлядит вот так
...или даже так. Это я снимал от
затонувшего корабля. В такую погоду сухому до маяка не дойти.
И если не хотите промокнуть, к маяку лучше не соваться. Но сегодня штиль, и мы идём дальше.
Вообще маяк всегда выглядит по разному. Всё зависит от времени суток, погоды и цвета неба.
В конце зимы морской лёд начинает скапливаться у маяка, образуя ледяные горы, иногда выше самого маяка. На маяке тогда сыро и очень холодно. Вот это 28 марта этого года. Пожалуй, любимый мой снимок, потому и вынесен в заголовок.
А во время зимних штормов солёные брызги замерзают на маяке белой шубой.
Вообще до 98 года маяк был другой. Сейчас он из бетонных колец, а до этого был стальной.
Вы вообще знаете, что старая белая чугунная верхушка маяка ныне установлена в парке Кронвальда возле управления порта? Да, это тот самый Мангальсальский старичок, отслуживший своё. А на новом маяке всегда много отдыхающих.
Говорят маяк очень болтлив. Если прикоснуться к нему обеими ладонями и приложить ухо, то можно услышать, как он нашёптывает истории, сплетничает, рассказывает о том, сколько свадеб приезжало за неделю, сколько окуней поймали рыбаки, какие корабли проходили мимо. Пока не было сиреневых граффити, на бетоне красовались эти надписи. А ещё на маяке, на старых волнорезах очень фактурные якорные цепи. Ржавые и изъеденные солёной водой.
А через звено этой цепи виднеется айсберг.
Как вы можете заметить эта моя фотография незапамятного 2006 года. Цапи каждый год стачиваются и через лет 20 перетрутся совсем.
Мангальсальский маяк на левом молу. Ну, что? Отправляемся обратно? Уходя с дамбы обернёмся и поглядим на неё с других ракурсов.
Вечером тени и облака на небе создают особенно интересный рисунок.
Сегодня наш поход к маяку заканчивается и я завершаю его фотографией осенней дамбы, залитой водой.
В оригинале статьи фотографии большего размера
(
http://www.gazeta.lv/story/17001.htmlпохожие темы:
Леди Котлин Казематы Мангальсалы Что скрывает лес Магнусгольма