707

Старый Швед

Jan 27, 2010 17:30

На днях обратилась ко мне девушка с новостного портала
MIXnews за фоточками замёрзшего залива.
Среди фотографий была и эта заглавная, нос затонувшего бетонного корабля. И удивили меня комментарии к статье,
где люди выражали недоумение, по поводу того, как может плавать бетонный корабль. Но сначала, вообще не поняли, что на фотографии, называя это вигвамом и иглу. Я стал искать информацию о бетонных кораблях тех лет, и наткнулся на российский сайт, на котором, с удивлением нашёл свою же фотографию . "Железобетон был запатентован еще в 1848 году французским изобретателем Джозефом Монье. А еще через восемь лет на Всемирной выставке в Париже публике была продемонстрирована весельная лодка, изготовленная из железобетона. Автором этого изобретения стал француз Джозеф-Луис Ламбот. В последующие годы из железобетона европейцы и американцы строили парусные яхты и гребные лодки, правда в небольшом количестве.Настоящую революцию в этом отношении устроил норвежский инженер Николай Фегнер, который в 1917 году создал первое самоходное морское судно из железобетона. Назвал он его «Namsenfijord». Американцы построили подобный пароход-сухогруз «Faith» годом позже. Кстати, в годы II Мировой войны в США были построены 24 железобетонных судна и 80 барж."(с)
На самом деле о бетонных кораблях можно почитать и посмотреть фотографии ТУТ
А теперь вопрос! Многие ли знают историю, того самого, затонувшего бетонного корабля на Мангальсале? Я решил вам её рассказать, для чего перерыл домашний фотоархив. Вам интересно, что возвышается над водой между Вецаки и Мангальсальским маяком?
(Публикация была напечатана в газете "ЧАС")



Начнём с того, что это нос корабля "Lady Cotlin". Причём верх не там, где вы думаете, а под водой в правом нижнем углу. Соответственно левая часть "вигвама" это уже переборка между первым и вторым отсеками, а правая это левый борт. Любопытен тот факт, что корабль был бетонным. Осенью 51 года, в шторм он шёл с грузом соли, под шведским флагом. По свидетельствам старожилов, заставших то происшествие, команда была пьяна, начиная от младшего матроса, и заканчивая капитаном. В результате  "Lady Cotlin" в ту ноябрьскую ночь, во время сильного шторма промахнулась мимо створа морских ворот почти на километр, и села на мель, метрах в 400-ах от берега, на песчаной банке. Как рассказал тогдашний мичман, минёр Глазунов Александр Иванович, в результате удара корпус судна раскололся, и носовая часть с рубкой отвалилась от остального тяжёлого, насыпного трюма и юта. Позднее шторм выбросил останки корабля ещё ближе к берегу , и сейчас он находится а 220-ти метрах от кромки прибоя.


.


Вот так сейчас выглядят оставшиеся фрагменты рубки. Арматура и разбитый волнами бетон. Когда-то я выставлял серию фотографий на одном АРТ сайте, с рассказом о Старом Щведе. Тогда родились такие строчки:
"..И тянут жилы из него,
И плоть штормами разрушают,
Ветра свирепые, смеясь,
Из плоти душу выбивают...."




Если на минутку прислушаться, то можно услышать, как старый корабль вздыхает, с грустью наблюдая, как мимо проходят современные суда. Тоскливо взирает через пробоины в корпусе на маяк и стоящие на рейде корабли.




А это раненная душа Старого Шведа. Что бы было понятнее, кадр пришлось перевернуть. Собственно это дверь из носового отсека, внутри очень скользко, старый бетон покрыт водорослями, и пришлось изрядно постараться, забираясь наверх, ради предыдущего снимка. Если смотреть на первый снимок то эта дверь будет слева на скрытой от глаз грани, в самом верху, у левого борта.




Вот они оголённые "рёбрышки" арматуры, фактурная ржавчина, разъеденный солёной водой бетон, и скользкая слизь покрывающая нутро корабля.




А это раны Старого Шведа. Пробоина в пару метров, в верхней части левого борта. На следующем снимке  пробоина хорошо видна. Она же служит входом внутрь "Lady Cotlin".




Ещё лет 10 и остатки торчащей арматуры не смогут удерживать разрушающийся бетон. И тогда "Lady Cotlin" исчезнет в солёных волнах рижского залива. Ведь уже 59 лет осенние шторма неистово треплют Старого Шведа.




Я созвонился с маминой подругой, муж которой , Виктор Железнов, был очевидцем того происшествия.
"В ту ночь был сильный шторм. Ставни отрывало ветром. Виктора вызвали по тревоге в гарнизон.
Он тогда был командиром отделения прожекторной установки. Корабль был освещён, и оцеплен взводом солдат"
Виктор сильно простыл в ту ночь, и позднее недолеченное воспаление лёгких перешло в рак, от которого он и умер.
Команду всю спасли. С города приехали несколько машин с особистами, матросов сняли с корабля, и только капитан отказывался покидать разваливающийся корабль. Не многие знают и то, что в этой самой части Мангальсалы служил Олег Газманов. Причём родился он в том самом 51-м году за пару месяцев до крушения Леди Котлин, о чём сам же и рассказал в одной из передач и тут
         Но "Lady Cotlin" не всегда была такой, как сейчас. Я откопал в ворохе старых фотографий пару маленьких черно-белых снимков примерно 70-го года. На фото мама (справа) и Евгения Шмадко, ее подруга. Снимал мой Отец.



Надстройка с рубкой ещё вполне целы. Носовая часть лежит отдельно и мало интересна .
На нижнем снимке можно разглядеть пару физиономий на капитанском мостике. Это отец и дядя Федя.
Фотик, видимо,  доверили моей сестре, потому что меня ещё не было.



И вот за прошедшие сорок лет, морские волны поглотили старый корабль почти полностью. Чуть лучше сложилась судьба бетонного корабля, стоящего у причала в Волери . Там же интересные снимки других бетонных кораблей. Если у кого-то есть старые снимки, ещё не разрушенного Старого Шведа, показывайте, не стесняйтесь.

Похожие темы:
Казематы Мангальсалы
Что скрывает лес Магнусгольма
Мангальсальский маяк

just do it, РАЗМЫШЛИЗМЫ, FОТО, Mангальсала, газета.lv, ЖУРНАЛ

Previous post Next post
Up