Проповеди об эволюции: культура росту мозга - друг, товарищ и враг. Часть 1 Самая большая загадка антропогенеза - это почему таким объёмистым стал мозг, тяжёлый и прожорливый орган. Могущественный, да, но всё-таки с точки зрения эволюции - если брать историю жизни в среднем по больнице - это не та вещь, к обладанию которой стремится каждый прохожий каждая козявка. Ну так - почему, зачем, что делать, кто виноват?
И вот, в попытке подобраться ближе к ответу на этот сложный вопрос русский Докинз (да, так в некоторых кругах Александра Владимировича кличут :-))) вместе с талантливым сыном-программистом Михаилом пошёл по стопам Докинза того самого, английского, и взялся за компьютерное моделирование интересного эволюционного процесса, в котором участвовали не только гены, но и мемы.
И ведь название какое, право слово, боевое! Как говорилось в прелестном кукольном спектакле "Необыкновенный концерт", "человек - это звучит!" :-)))
Вкратце суть того, что было сказано в рамках курса "Эволюция человека" и имеет непосредственное отношение к теме. Что отличает род человеческий от обезьяныавстралопитека, так это невероятно быстрый и сильный рост мозга. Вдумайся, читатель, и тебе станет не по себе: от 500-600 кубиков до 1600-1800 с лишним, более чем в 3 раза!
Впрочем, в наше время люди несколько скромнее по показателю объёма: где-то 1200 кубических сантиметров. И позже мы попробуем разобраться, с чего бы вдруг до сих пор непрерывно росший мозг может взять и немножко усохнуть.
Когда-то я уже давала ссылку на
первоисточник, дам ещё раз: повторение - мать, да и приятно каждую точку тыкать и узнавать, откуда данные, не так ли?
Почему-то на последнем абзаце в голове возник образ бесконечного множества других Вселенных, в каждой из которых свой собственный Александр Владимирович рассказывает о том, почему модель TribeSim такая, какая нужна...в данной Вселенной.
По поводу "эгоистического усилия" мне вспомнились строки из любимого произведения братьев Стругацких, "Понедельник начинается в субботу": "Стоило сотруднику предаться хотя бы на час эгоистическим и инстинктивным действиям (а иногда даже просто мыслям), как он со страхом замечал, что пушок на его ушах становится гуще. <...> Вот и слоняются, провожаемые сочувственными и неодобрительными взглядами, по коридорам и лабораториям, с ушами, покрытыми жёсткой серой шерстью, бестолковые, теряющие связность речи, глупеющие на глазах"...
В этом есть и вполне укладывающийся в модель биологический, эволюционный смысл! Густая шерсть на ушах - которая, теоретически, может отрасти в ответ на добытое в борьбе внутригрупповое превосходство (а что -
цвет, например, может меняться в зависимости от статуса, почему бы и другим признакам не сигнализировать о ранге?) - мешает кооперации! Логично же: во-первых, хуже слышно собратьев - труднее координировать действия группы. Во-вторых, в густой шерсти на ушах могут заводиться блохи, и их укусы отвлекают хозяина от общественно-полезной деятельности :-)))
Сразу спойлер - кое-что из этих результатов подтвердится, но найдутся и отличия. Не благодарите!
Припомнить, в чём была суть, а также словить ссылку на оригинальную работу, можно в обзоре
этой лекции.
Учиться можно много чему. И, как будет показано дальше, лучше всего не косить только в сторону "хитростей" или сотрудничества во благо коллектива. Одно другому не мешает и даже помогает.
О других навыках. Вскользь было упомянуто, что охоте на скорпионов детёнышей обучают сурикаты. И правда -
взрослые особи сначала предлагают совсем маленьким детёнышам мёртвых скорпионов, а уже подросшим дают живых, у которых предварительно откусили жало. Тем не менее, именно у сурикатов подсмотрели причину, по которой обучение такого рода навыков не представляет интереса в рамках данной модели. Дело в том, что сурикатам вряд ли свойственно моделирование психики сородича (та самая знаменитая theory of mind). Похоже, взрослые сурикаты реагируют на то, как в зависимости от возраста детёныши выпрашивают еду. Меняются сигналы детёнышей - меняется поведение взрослых.
Здесь, честно говоря, меня заинтересовало выражение "geological drive" на графике. Вот
та самая работа Аллана Уилсона (кстати, ответственного ещё и за
гипотезу об африканской прародительнице всего современного человечества, которую народ предсказуемо прозвал митохондриальной Евой), откуда взят график. Собственно, под этим подразумевается влияние внешней среды в глобальном смысле: автор приводит пример эрозии и горообразования, важных ландшафтообразующих процессов.
Предлагаю относительно небанальное краткое разъяснение эффекта Болдуина: если в культуре успех определяется умением вдеть нитку в иголку, отбор не будет на стороне тех, у кого руки - крюки! :-)))
Есть в этой общей схемке, вольный сокращённо-дополненный (не оксюморон, убедитесь сами) перевод которой дан дальше, занятные тонкости. Их-то перевод даже толком не устоялся Мне лично очень нравится выражение "mental time travel", "мысленное путешествие во времени". Одним словом по-любому не обойтись!
Некоторые психологи и философы и не заморачиваются, так и пишут: "ментальное..." (напоминает
мою любимую орнитологическую проблему "прининга"). Хотя объяснить смысл на удивление легко: это когда вы что-то вспоминаете из прошлого или, наоборот, представляете в будущем.
Что касается cross-modal mapping, я не обнаружила даже буквального перевода. Однако понять, что это такое, можно из феномена синестезии (
Рамачандран в помощь, целая глава у него про это) и забавного
эффекта МакГурка. Суть в том, что в восприятии речи участвуют одновременно и зрение, и слух. И можно здорово обмануться вот в каком случае: вам дают видео, на котором человек явственно произносит слоги, например, "ба-ба-ба". Смотрите - всё нормально, слышите отдельно звук - тоже всё в порядке. Но если под эту "фанеру" поставить видео, на котором произносят другие слоги - например, "па-па-па", то услышать можно нечто третье - например, "фа-фа-фа"!
Попробуйте - весело, и работает даже в том случае, если вы уже знаете эту фишку! :-)))
Видите, что такое сокращённо-дополненный вольный перевод?
(На самом деле, конечно, это и не перевод вовсе, а авторский взгляд :-)))
Выглядит довольно просто, но, как разберёмся дальше весьма подробным образом, очень большую роль играет непосредственно тип культуры - то есть какие именно навыки и знания изобретаются, используются и распространяются. При определённых условиях вот эта вся красота может привести даже к уменьшению мозга! При том, что...стоп, обойдёмся без спойлера.
Минутка отсебятины (а может, банальщины). Что-то в наше время, по-моему, совсем ослаб отбор на способность быстрее...нет, качественнее...нет, вообще учиться...образование как-то не выглядит нацеленным на то, чтобы учить учиться! Зря.
Я долго думала, оставлять разъяснение в рамках абстракции или облечь "скелет" в "плоть". Подумала и постановила - авторский взгляд мясо не запрещает! А вот какое мясо, другой вопрос? С одной стороны, можно было бы сделать жирненькую плоть - применить это всё к реальным австралопитекам или ранним представителям рода Homo, к Африке и всему такому. Но с другой стороны, чтобы сильно не удаляться от абстракции и припомнить, что всё это может сработать и при других обстоятельствах, а ещё веселья ради, я решила взять среднее арифметическое. Как?
Позвольте представить героев моделирования. Обезьянтропы - похожие на гоминид существа, живущие в лесостепях Замкадья и охотящиеся на анти-антилоп. Похоже на реальную историю антропогенеза, но чутка абстрактнее :-)))
Отбор идёт единовременно с трёх сторон, одно от другого отделить при всём желании не получится.
Насчёт нулевой памяти вспоминается расхожая байка о том, что рыбы (чаще всего упоминаются золотые рыбки) помнят что-либо не дольше 3 секунд. Ваш покорный слуга-аквариумист не будет долго нудить по этому поводу. Просто посмотрите на
дрессировку этой золотой рыбки, которая в итоге научилась проплывать через кольца и играть в футбол, на
этих китайских рыбёх (вызвавших большой резонанс среди "зоозащитников"; буду краткой - никаких магнитов не надо, пусть эти активисты сами попробуют поработать с рыбами и поймут, что всё это вполне можно повторить)...и
на скалярий из предыдущего аквариума автора этих строк, обучившихся звонить в колокольчик. С трёхсекундной памятью трюкам не обучиться :-))) (Когда будет время, я, пожалуй, повторю это с нынешними (или уже будущими) рыбами). И вот вам ещё
работа с золотыми рыбками, вспоминающими музыку (популярно о работе
тут).
Но вернёмся к обезьянтропам. В рамках модели нулевая память имеет полное право на существование, и из этого показателя не надо делать глобальные выводы. Это просто означает, что пока обезьянтроп не может запомнить что-то, что сложнее обыденных вещей - а именно какую-то социальную премудрость.
Рост мозга делает детей дороже сразу по целому ряду взаимосвязанных причин: и рост самого мозга требует больше ресурсов, и большую голову труднее заставить появиться на свет (обезьянтропы живородящие, как и наши предки; кстати, минутка отсебятины: не думаю, что ситуация бы кардинально отличалась, если бы обезьянтропы откладывали яйца. Ведь для роста большого мозга нужно много желтка. Много желтка - яйцо крупнее, труднее его производить и откладывать...), а потом ещё этот свежий мозг надо заполнять жизненными премудростями - забегая вперёд, скажу, что удлиняется детство.
А бесплатная высокая способность к обучению - шикарный подарок! Подарите мне кто-нибудь, а? А то хочется побольше знаний, да не всё лезет :-)))
Tr - от слова trick or treat. Это так называемые «макиавеллиевские хитрости» - например, в собственных корыстных целях обезьянтроп может скрыть от сородичей то, что под той подберёзой спрятан запас желудёв, услужливо почесать спинку вышестоящему, состроить глазки кому надо, дать ложный сигнал "атас!", притвориться глупее или слабее, чем он есть на самом деле...что-то вроде
того.
Бесполезные мемы Useless - это нечто такое, чем обезьянтропу лучше мозг не забивать. Например, обезьянтроп теряет время и ресурсы, если, цитирую - "рвёт волосы на голове, чтобы обрести магические силы"...или - уже мои придумки - грызёт ногти, стоит на голове или бегает кругами с высунутым языком.
Как показывает опыт множества и множества - нет, не обезьянтропов, а современных человеков - жить безо всякой культуры и памяти прекрасно можно. Но вот если хоть одно существо становится гордым обладателем полезного навыка, остальным уже приходится подтягиваться, чтобы быть не хуже. Самая обыкновенная эволюционная гонка вооружений (о которой в своих книгах очень много пишет тот же Докинз)! Начинается самоподдерживающийся процесс роста мозга, трудно поддающийся торможению...до поры до времени (интрига!).
Смысл мутационно-селекционного равновесия - в том, что отбор не вычищает слабовредные мутации, и потому эволюционно дорогая память "для мемов" (пока в небольшом объёме) всё-таки присутствует в популяции.
Часто мне приходят на ум такие строчки, объясняющие, отчего в нашем мире нет ничего идеального и ничего нулевого. Помню, для чего их сочинила - но только скользко скажу, что когда-нибудь вы эти строчки прочитаете в другом тексте моего авторства :-)))
У бытия есть две границы -
Нет нуля и единицы.
Разъяснение насчёт графика: по вертикальной оси - относительный объём памяти, по горизонтальной - время в годах. Тёмно-красная линия внизу - память, красная поярче - среднее число мемов в памяти, синяя - число самих мемов в культуре (поскольку изобретаются по одному, получается такой ступенчатый график), зелёная - выгодность мемов. Почти все графики в презентации усреднённые, являются средними по палате из где-то 10 прогонов модели. Кроме как раз вот такого ступенчатого - это результат одного случайно выбранного прогона.
Средняя продолжительность жизни каждого обезьянтропа в данной модели - примерно 27 лет, если что.
Собственно, уже сказанное парой слайдов выше, только нагляднее.
И вот уже намёк на удлинение детства!
Конечно, не несущий никакой выгоды мем росту культуры (и мозга) не поспособствует, несмотря на то, что обучаться ему обезьянтропы будут так же охотно, как и полезной "макиавеллиевской хитрости". Но вот когда мозг уже подрос для хранения нескольких мемов, можно уже занимать часть его объёма какой-нибудь ерундой.
Причём поначалу это даже неплохо - обезьянтропу надо запомнить, как подхалимски улыбаться вожаку, несмотря на то, что в памяти засела дурацкая насвистанная сородичем бесполезная песенка.
Кстати, о бесполезной песенке. Меня давно занимал феномен навязчивой мелодии, остроумно прозванный немцами и англичанами "ушной червь" (Ohrwurm и earworm соответственно), по-научному - "непроизвольное воображение музыки", примерно так. "Страдаю" им регулярно. И ладно, когда звучит какая-то приличная песня в голове, но время от времени привязываются ко мне и не очень приличные частушки - вот это реально достаёт! Но наконец прочитать о феномене собралась только сейчас.
Оказывается, в возникновении этого феномена участвует поперечная височная извилина, которая связана с восприятием слуховой информации и - внимание - произвольным "воспроизведением музыки" в мыслях (логично!), и правая нижняя лобная извилина, которая отвечает не только, опять же, за восприятие музыки, но и за...
когнитивный контроль;
чем выше активность этого участка, тем ниже склонность к рискованным решениям и поступкам. Между прочим - снова подходим ближе к теме - вполне
возможно, что феномен навязчивой мелодии связан с возникновением языка и необходимостью запоминать слова; а запоминаться они могут лучше, если в них есть ритм и рифма!
Разумеется, вышесказанное не значит, что бесполезный мем не может возникнуть первым. Вот только он снизит объём памяти у наших обезьянтропов, и придётся подождать появления не просто очень полезного, но ещё и простого мема.
Общее число мемов в культуре растёт по S-образной кривой, растёт разнообразие знаний. Оговоримся - в популяции. Конечно, всё, что ведает популяция в целом, одной особи можно знать лишь поначалу. А дальше приходится довольствоваться частями этого знания - всё сразу не поместится. Наверняка тут-то, минутка отсебятины, могут появиться специалисты! Один обезьянтроп может лучше уметь кричать благим матом, другой - чесать спинку, третий - врать, четвёртый - отлынивать от работы...
Кстати, к слову. Вспомнилась мне хохма о том, что рецепт "Кока-Колы" знают только двое, и каждый из них - только половину.
Это неправда!
А вот объём памяти и - соответственно - размер мозга достигает максимума, а потом снижается! И вспомним про удлинённое детство: с малым объёмом памяти и знаний обезьянтроп мог выйти в люди - то есть начать считаться достаточно умным и взрослым :-))) - пораньше, а теперь надо ещё провести сколько-то лет в академиях за обучением всем премудростям жизни в обществе.
Крупные мемы - это, конечно, хорошо, но мелкие быстрее распространяются...всё-таки обезьянтроп скорее научится строить смешную рожу, чем сооружать из сосноеловых шишек пирамиду. Кстати, тут уже содержится лёгкая подсказка на тему того, что измельчание мемов не равно деградации - одной и той же цели можно достигать разными способами! Ведь и смешная рожа, и пирамида из сосноеловых шишек могут впечатлить сородича :-)))
Впрочем, стоит заметить, что "строить смешную рожу" и "возводить пирамиду из сосноеловых шишек" - это всё-таки те самые tricks, полезные мемы. А ведь мелкие бесполезные мемы тоже хорошо распространяются! Выгодность тут ни при чём. Если у обезьянтропа будет "выбор" - обучиться сложному, но очень ценимому в обществе танцу, или научиться насвистывать первую строчку "Чижика-пыжика" - второе возьмёт верх.
И всё же, измельчание мемов не ведёт к падению уровня культуры, если мемы эти - полезные! Собственно, на примере смешной рожи и пирамиды из сосноеловых шишек я уже объяснила, как такое может быть. Если два полезных мема одинаково эффективны, но один меньше по размеру - ясное дело, второй более эффективен, лучше распространится и будет приносить пользу всякому обезьянтропу, который его выучит.
Мозг, по сути, не только забивается в процессе такой эволюции, но и парадоксальным (на первый взгляд) образом освобождается. Как в такой хохме: больше сыра - больше дырок; больше дырок - меньше сыра; значит, больше сыра - меньше сыра :-))) Фиолетовая часть графика - незаполненная память, синяя - с полезными мемами, жёлтая - с бесполезными.
И ещё одна хохма вспоминается к вопросу об измельчании мемов. "Что лучше - один большой подарок или много маленьких?" - "По-моему, много маленьких" - "Отлично, тогда подарю ей семечки!"
Интересно получается: индивидуальный отбор не способствует очищению культуры от всякой бесполезной ерунды, хотя ерунда эта для каждого отдельно взятого обезьянтропа немножк вредна! Почти не меняется содержание культуры!
Отчего так? Если бы обезьянтропы выбирали, что выучивать, тогда было бы меньше "мусора"...
Впрочем, всегда ли "мусор" - "мусор"? Перелистывая собственные дневники, вспомнила случай, когда ещё давным-давно в школе надо было писать какую-то контрольную по немецкому (не подумайте хорошего - мой немецкий остался на базовом уровне, "Die Лягушка in das Болото der Шлёп, der Шлёп, der Шлёп!"). Нужно мне было вспомнить, как по-немецки "карандаш". Вылетело, и всё тут. Отвлеклась я на явно бесполезные мысли - стала думать о море и пляже. Ну и вспомнилось - "der Bleistift"! :-)))
Вот и здесь важное примечание: бесполезные мемы при определённых условиях могут оказаться полезными! Возможна такая ситуация, при которой обезьянтропы, практикующие вроде бы бесполезное битьё головой об дерево, однажды в суровую зиму собьют таким образом со стволов птиц-вредятлов, которые станут хорошим дополнительным кормом...:-)))
Итак, а что со временем? Начинается за здравие - мозг растёт очень быстро, мемов немного. Раннеобезьянтропическая культура груба, но вместе с тем сложна для овладения - мемы сплошь крупные.
Возможно, у наших предков в нижнем палеолите, первых представителей рода Homo, так и запустился процесс роста мозга.
Теперь обезьянтропам становится лень думать :-))) Точнее, хочется много маленьких подарков вместо одного большого.
Быть может, в среднем палеолите так было и у наших предков, уже становившихся истинными сапиенсами.
Несмотря на то, что генетически обезьянтропы глупеют - мозг уменьшается - культура не просто не падает, а очень даже продолжает развиваться!
Вероятно, то же произошло и с нашими предками в период великой Октябрьской верхнепалеолитической революции.
Вот только продолжительность этапов не совпадает, да и трудно найти чёткое соответствие. Но это же модель, в конце концов, да ещё и очень простая!
Сказывается и отсутствие кумулятивной культуры - видимо, той черты, что и впрямь делает нас, людей, особенными. У нас один навык может служить основой для другого - например, обучившись одному языку, можно выучить ещё несколько. Или можно, например, делать инструменты для изготовления инструментов...для изготовления инструментов :-)))
У обезьянтропов такого нет. Интересно, что получится, если у них это появится!
А теперь посмотрим, что выйдет, если при тех же типах мемов ввести межгрупповую конкуренцию (МГК) среди наших обезьянтропов.
15, 40 и 800 - это численность группы, при которой она начинает распадаться. Грубо говоря, при значении 15 групп много, они мелкие и между ними острее конкуренция. 800 - это, по сути, единая популяция, потому что в данной модели вообще такая численность достигается с трудом.
И в условиях МГК мемы начинают мельчать гораздо быстрее, чем в дружной единой популяции. Почему? Односложный ответ - надо!
Мораль: живёте в одном коллективе, который соперничает с другим - не умничайте генетически! Культура-то расти будет за счёт множества мелких эффективных мемов. А вот пока будете растить большой мозг, вас выгонят из-под вашей подберёзы.
Опять же, время и ресурсы на выучивание сложных (пусть даже и полезных) мемов тратить некошерно, если есть такое давление.
Наконец-то появляется механизм, способный самую малость "почистить" память! Не то чтобы бесполезняк ушёл окончательно, но всё-таки...группа обезьянтропов, практикующая битьё головой об деревья, явно будет уступать группе, где то же самое место в памяти занимает умение втихаря делать запасы съестного :-)))
Раз отбор, значит, мелкие мемы просто вынуждены становиться всё более и более эффективными. Сигнал "Атас!" неизбежно упростится до "А!" :-)))
Итак, "макиавеллиевская" культура развилась в условиях МГК даже сильнее, при том что мозг по объёму усох! Парадокс? Нет, всё то же измельчание мемов. Маленькие и очень эффективные мемы быстро заполняют небольшие головы обезьянтропов, бесполезняк немножко отбраковывается. Однообразная, крайне эффективная и компактная культура получается.
Немного подробнее о лёгкой "чистке памяти" в условиях МГК. От эгоизма не избавляет - в данном случае эгоизм-то выгоден - но вот всякий бесполезняк вроде ковыряния в носу удаляется, и тем эффективнее, чем острее конкуренция. Логично - некогда ковырять в носу, займитесь чем-нибудь полезным! А то соседи придут и всё у вас отнимут!
От измельчания мемов, кстати, полностью не спасает ничто (кроме возможного только в сферической вакуумной среде жёсткого ограничения на размер любого мема), оно происходит по-любому. Однако оно может появиться значительно раньше или позже, чем в самых простых условиях. И если оно происходит быстро, не судьба появиться какой-то особенно высокой культуре. Эффективная - да, образуется, но высота и эффективность не всегда дружны.
Кстати, обратили внимание? В моём рассказе тоже произошло измельчание мемов! То, что я раньше называла "бесполезными мемами", теперь именуется проще - "бесполезняк"! Межгрупповая конкуренция? Нет, никто мне в затылок не дышит. Ограничения на рост мозга или памяти? Тоже нет. Просто здесь, похоже, повышается эффективность мема: читается быстрее, воспринимается веселее :-)))
Пришли к тому, с чего начали? Если рассматривать только размер мозга - да, всё зря. Но культура всё-таки кое-какая развилась.
Честно говоря, я на данном этапе не догадалась бы, что за механизм. А он вполне реален! И даже вполне доступен! Удивитесь, но вы пользуетесь им прямо сейчас.
И ещё об измельчании мемов: сюрприз, конец первой части обзора! Ибо пост со всем обзором ЖыЖэ не принял, "слишком большая запись", сказал! :-)))
Метки:
Александр Марков,
Архэ,
биология,
лекции,
наука,
проповеди об эволюции,
эволюция