Репетитор - 8 аспектов его работы и почему исчезли Ломоносовы
Mar 17, 2015 13:21
- У меня ребенок учится в 7-ом классе и вы знаете, мы отменили всех, абсолютно всех репетиторов, дополнительные занятия - она ходила в фотошколу, так как оценками нас обманывали. У ребенка нет фундаментальных знаний, нет логики мышления, нет понятия, что такое слагаемое, вычитаемое, частное.
[Нет понимания, как применять правила...]Ни одного правила нет в памяти, а если есть - нет понимания как их применять. Репетиторы по математике, перед которыми была поставлена задача восстановить все пробелы, освоить фундамент, а репетитора было два, по очереди, пошли по пути наименьшего сопротивления и просто-напросто решали с ребенком, за 600 рублей за занятие, домашнюю работу. Нет понимания как решать задачи, сейчас с начала года занимаемся с ней самостоятельно, ежедневно, гробя свою и ее психику, так как ни у кого из семьи нет педагогического образования, а оставить все так, как есть - нет возможности!
И это не только по математике, это со всеми предметами так....Только вот один вопрос у меня всегда. Огромное спасибо Сергею Рукшину за то, что он ГРОМКО заявляет об этом и бьет в колокола, но где все остальные? Что за стадо баранов и овец, которые беспрекословно выполняют распоряжения, невзирая на их абсурдность и явное вредительство?? Да, государство виновато, но куда смотрит научное сообщество? Где они все, которых заваливают формализованными отчетами, связывают руки, лишают права голоса? Ответ один - просто похер, лишь бы платили. А что и как будет потом - это мало кого колышет. (с) krjedi
* это комментарий под статьей «Ломоносовых больше не будет» от учителя Григория Перельмана и Станислава Смирнова, двух лауреатов Филдсовской премии, педагога, воспитавшего 90 призеров и победителей международных олимпиад по математике, профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора по науке физмат лицея №239 Сергей Рукшин вот ключевые идеи оттуда:
- Почему вас не устраивает реформа образования? - Я считаю, что 12 лет непрерывных реформ поставили наше образование на грань, за которой его уже не будет. Из системообразующего института нации, который формирует нас как граждан этой страны, оно превращается в услугу. Вместо специалиста, который социализирован в этой стране, мы даем бумажки недоученных бакалавров, которые знают реальную жизнь хуже, чем выпускники техникума много лет назад. Они воспринимают страну как место работы. А место работы в случае чего можно и поменять...
- Так каким должно быть образовательное ядро? - Я помню историю, когда в каком-то городе недавно у сварщиков взорвался баллон газа, были человеческие жертвы. Потом выяснилось, что эти балбесы из-за холода, который был на улице, стали нагревать этот баллон. Они не знали, что при нагревании газ расширяется и давление в баллоне повышается. Так вот это фундаментальное ядро - это то, что должны знать все. Определить это образовательное ядро - долгая и сложная работа. Бойтесь тех, кто вам сможет за десять минут рассказать, каким оно должно быть.
вот комментарий под этом постом от Надежды notabler, которая жила в России, Литве и Англии, знает 3 иностранных языка: "Этот пост, как ни странно, получил лишь один коммент, а ведь он - один из центральных в журнале. Ваша систематичность и организованность восхищают меня чрезвычайно. Но мне уже поздновато уже меняться, хотя я абсолютно верю, что именно отсутствие такой вот ментальной организованности, систематичности и целеустремленности, разбрасывание - и привело меня к тому, что в конце жизни я, абсолютно ясно - не состоялась, не раскрыла свой потенциал, а он был велик, я это точно знаю. Мой талант был не закопан в землю, а раскрошен на столь махонькие частички, что они разлетелись по ветру жизненных передряг и не осталось ничего".
- Разве нет вероятности, что электронные технологии позволят сделать процесс обучения легче и сфокусироваться на образовательных задачах? - Легче и лучше - разные вещи. Есть предметы, где надо что-то выучить и освоить. В кулинарном деле можно сжечь пару десятков яичных белков с сахаром, но в итоге научиться печь безе. В математическом образовании конечный продукт - это мозг. Поэтому я не понимаю, что электронные носители и дистанционное обучение могут сделать такого, чего не сможет сделать человек с мелом и тряпкой у доски...
Ведь сейчас как: думали, электронный журнал введут вместо бумажного, так нет - оставили оба. Мы все больше формализуем профессию учителя, поэтому рано или поздно от всех начнут требовать отчетности. Это бомба, заложенная в будущее. Хорошо, если эта концепция останется болтологическим документом, как говорится, строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Но беда в том, что там заложены финансовые интересы определенных кругов. Гранты пойдут не на повышение зарплаты учителям, а на развитие электронных ресурсов.
- Вы считаете, что личность педагога важна для ученика. Но бывают ведь и такие учителя, которые не являются выдающимися педагогами. - Мы совершенно неправильно оцениваем понятие «выдающийся педагог». По нынешней системе аттестации учителей, чтобы получить высшую категорию, учитель должен писать научные статьи, участвовать в конференциях, предъявлять победы учеников на олимпиадах. Последнее, кстати, не задача учителя, это задача дополнительного образования - кружков и факультативов. Задача учителя - учить.
В школе на окраине города идет урок русского языка, в классе половина учеников - дети мигрантов. Некоторые с нуля начинают учить русский. И если учительница научит этих детей общаться на русском языке, ценить его и научит их культуре поведения в нашей среде, то это уже великое достижение. И это гораздо важнее, чем если бы эта учительница писала научные статьи и ездила по конференциям.
У нас так мало великих учителей, потому что учителям приходится работать в скотских условиях. Вслед бумажной отчетности и бумажной аттестации рано или поздно последует «бумажная работа». У них есть конкретные задачи - воспитание, социализация и обучение. Учитель делает это, тратя душевные силы. Сейчас же получается ситуация, когда мы детей должны учить по инструкции. Хороших учителей было бы больше, если бы они работали в других условиях.
Великих учителей как раз не тронут, поскольку они приносят золотые яйца, которыми хвастаются в отчетах руководители РОНО. Даже в каком-нибудь маленьком городе лучшего учителя не тронут, закроют глаза на его репетиторство, потому что он детей начальников учит. Но для того, чтобы выросли эти великие учителя, и молодых не надо трогать. Они должны получить условия, которые бы их стимулировали.
Знаете, был в 1990-е годы замечательный эффект: денег учителям не платили, но при этом руки не связывали. И в то время родилось столько замечательных учительских инициатив, потому что не было никакой формальности отчетности. Мы тебе мало платим, но не мешаем работать. А теперь стали платить регулярно, при этом достойно платить не стали, но зато стали связывать руки.
На детей надо тратить душевные силы, и делать это по должностной инструкции нельзя. Вряд ли же кто-то захочет, чтобы их ребенка лечил врач, у которого купленные зачеты и экзамены, нет времени на больного, потому что у него частные клиенты. А почему наша власть хочет, чтобы их детей учили плохие учителя? Хотя богатые люди отправляют учиться своих детей за границей, но там в школах учат хуже, чем у нас.
В 1970-е годы у нас привилось дурацкое выражение: «Этот ребенок - гуманитарий». Он «гуманитарий» не потому, что у него хорошо с литературой и историей, а потому, что плохо с математикой и физикой. То же самое происходит сейчас...
Преступление против страны - позиционировать образование как услугу. Педагог не шлюха. Образование - это системообразующий институт нации, который мы утрачиваем. И это таящая угрозу национальной безопасности глупость, когда второе лицо государства не знает, что творится в образовании. Премьер-министр говорит, что ни разу не встречал учителя, который бы был недоволен и критиковал ЕГЭ. (с) источник
* я учился в советской школе. вот не могу вспомнить ни одного школьника, чтобы он занимался с репетитором. были отстающие в классе, но это считалось виной учителя, и ученикам назначались дополнительные занятия после уроков. сейчас всё иначе, поэтому переходим к репетиторам:
- Сразу объясняйте родителям учеников, что вы не волшебник и не сможете моментально превратить троечника в отличника. А может, и за год на четвёрку не наскребёте, потому что многое, но далеко не всё зависит от педагога. Это нужно изложить чётко, чтобы потом не было претензий. Бывают такие люди, которые искренне полагают: раз они заплатили деньги, значит, купили знания и хорошие отметки в школе.
- Далеко не все ученики будут вам нравиться, но вы обязаны нравиться им, иначе они просто разбегутся. Поэтому вам - вольному скульптору детского ума - придётся попотеть, чтобы найти подход к каждому из них, не проявляя негативных эмоций. Безусловно, делать внушение ребёнку, если он не выполняет домашнее задание или опаздывает, нужно, главное - не переусердствовать. Не унижайте учеников, будьте доброжелательны, шутите, и они ответят тем же.
* когда учишь детей - это очень важный фактор: если учитель понравился, как человек, ребенок будет учить, если нет - получим глухую оборону.
- Всегда держите обратную связь с родителями. Даже если, на ваш взгляд, обучение протекает гладко, есть прогресс, родители могут быть другого мнения. К тому же неизвестно, что дитя рассказывает про вас дома. Звоните, общайтесь, делитесь соображениями, хвалите или журите ребёнка - однако недовольство выражайте очень тактично. В общем, пусть родители вас видят или слышат. Они должны знать, что их деньги уходят не в немую пустоту.
* объяснять нужность предмета, например, английского - это задача учителя. чужой дядя, который недавно появился и мелькает раз в пару дней в жизни ребенка - он не авторитет, чтобы ребенок вот так вот взял и поверил его словам. это может придти позже. если школьник не хочет учить - это почти всегда "деньги на ветер".
- Усердно готовьтесь к занятиям, составляйте план. Не нужно рассчитывать на импровизацию и собственный педагогический талант. В каждом деле важна дисциплина и последовательность. В образовании, пожалуй, особенно. Не переживайте, что вы можете чего-то не знать, не понять вопроса. Скажите ученику, что уточните этот момент. Разумеется, не забудьте после разобраться в вопросе.
* ну да. у меня есть набранные мной в Ворде и распечатанные 50+ страниц программы обучения - с объяснениями, заданиями и упражнениями. я об этом родителям и взрослым людям всегда говорю и обосновываю, почему я не беру материалы со стороны. это показатель того, что я сам разбираюсь в том, что преподаю. для тех кто в танке: не всегда преподаватель знает суть своего предмета. простое доказательство * опрос уровня английского после школы и ВУЗа.
- Если ученик ведёт себя из рук вон плохо - ноет, не выполняет заданий, каждые две минуты смотрит на часы, огрызается и прочее - прощайтесь с ним. Не нужно изводить себя. В итоге вы можете сорваться на ребёнка, а вам потом прилетит от родителей. Зачем портить имидж? Вежливо объясните родителям, что ребёнок, возможно, пока не готов к индивидуальным занятиям.
* учить таких детей - сплошное мучение. я за это не берусь.
- Школьники часто физически не могут высидеть час занятий, да ещё и тет-а-тет с преподавателем. Если ребёнок, в целом ответственный и сообразительный, под конец начинает зевать и тормозить - сократите время урока. Обязательно сообщите об этом родителям, они, скорее всего, не будут против. Соответственно, оплата уменьшится, но для нас ведь главное - результат, а не деньги, не так ли?
* да, это и взрослых касается, детей же в большей степени - можно сделать короче урок.
- Если после урока ученик забыл заплатить - не стесняйтесь ему напомнить. Не думайте, что он принесёт в следующий раз. Вдруг не принесёт? Мало ли: забыл, потерял, потратил на орешки. А дома об этом могут и не узнать.
* вопрос оплаты лучше через родителей решать - ребенок может схитрить: "так я же вам в начале урока заплатил". типа, вы просто куда-то засунили эти деньги. у меня так было один раз. может, от тогда и правда заплатил.
- Приготовьтесь к тому, что расписание ваших занятий будет постоянно меняться, вам придётся подстраиваться под учеников. Мало того, воспитанники будут опаздывать или вообще пропускать занятия, зачастую без предупреждения. Желательно напоминать о занятии накануне вечером звонком или сообщением.
* нужно сразу оговаривать, допустимы ли переносы урока и опоздания.
(c) советы Вэла Щербака, которые я сопровождаю своим пониманием
и очевидная вещь: поглядывайте в тетрадь: что и как там пишется, а то вдруг там будет то, что я увидел в тетради одного их моих учеников после 1-го урока самых дорогих языковых курсов моего города: