на меня вышла "АиФ" и вот
интервью c тремя украинскими полиглотами. плюс то, что я рассказал - в 5 раз больше - но оставшееся вне газетной страницы: про грамматику, выбор методики, ошибки начинающих.
В активе: английский, немецкий, итальянский и испанский языки. Изучал французский, китайский, венгерский, датский, шведский, эсперанто.
Языки манили меня со школы. В них мне виделась какая-то тайна. Потом я понял, что согласные звуки всех европейских языков
передают одни и те же смыслы, и таким образом открываются глубины слов. Например, С - постоянство, Т - укорененность, а С и Т вместе дают стабильность. Посмотрите, как это заметно в английском языке: stay - оставаться, stand - стоять, stable - стабильный.
Свой первый язык - английский - я начал учить в начале 90-х годов, уже после школы. Купил нудный учебник Бонка, Котия и Лукьяновой. После года работы по часу в день шесть раз в неделю у меня был средний уровень письменного языка и ниже среднего - устного. Тогда я опубликовал объявление в газете о поиске друзей по переписке.
Как потом оказалось, оно каким-то чудом попало на британский телеканал. От него я
получил посылку с 36 письмами и ответил на 21 из них. За полгода прилично продвинулся в английском. Я поступал таким образом: брал
фразы из тех писем, которые писали мне, и помещал их в письма, которые писал сам. Метод подражания - самый древний и немудреный способ учиться чему угодно, особенно когда понимаешь, по каким принципам это делается.
После трех лет изучения английского, я поступил в университет на иняз. Незадолго до этого принялся за немецкий. Тоже самостоятельно. Потом пошли другие языки. Если
сравнить европейские языки, то английский - самый легкий. Сейчас я веду блог, и там пишу все, что знаю, делюсь опытом, чтобы люди могли самостоятельно учить английский язык. Мой опыт показывает, что лучше всего это дается «технарям»:
Гуманитарии vs. Технари - способности к языкам и Великая Брехня.
* До 26 лет способность к обучению у человека постепенно нарастает, а после - падает. Снижается скорость обработки информации, оперативная память. Однако с возрастом улучшается
способность делать выводы и выделять главное.
* Чтобы запомнить и довести до автоматизма словосочетание и основанное на нем правило, мы должны правильно составить пару десятков предложений. Сначала следует писать медленно, но правильно, подсматривая в учебные материалы. Дальше - писать быстро и правильно, без подсказок. Потом начинаем говорить - опять медленно и правильно, при этом подсматривая, а потом - быстро и правильно, уже не подглядывая. То есть сначала придется много писать и мало говорить, чтобы потом много говорить и мало писать.
Владимир Саенко, Сумы, частный предприниматель, 38 лет... ниже - полная версия.
- Как вы учили языки, сами, с репетитором, на курсах? И как другим посоветуете?
- 1-й мой язык, английский, я начал учить после службы на флоте. Купил учебник Бонк, Котий, Лукьяновой и по нему учил. Учебник очень нудный, но после года изучения по часу в день 6 раз в неделю у меня был средний уровень умений излагать слова письменно, и ниже среднего, чтобы вести устную беседу.
- А в школе разве не учили?
- В школе у меня было как почти у всех - никак. У Светланы Анатольевны, нашей англичанки, не было
способностей к преподаванию.
- С репетитором вы занимались? Ходили потом на курсы?
- В 93-м году я начал учить английский. Я работал на заводе токарем, фрезеровщиком, заточником и заработка в те годы не хватало на что-то кроме еды и скромной одежды.
- Разве мог один учебник дать хорошие знания?
- Нет, конечно. Просто в 95-м году, когда ещё не было доступного интернета, мое фото и короткий рассказ показали на британском телевидении, на канале Super Channel, в еженедельной передаче, посвященной писку друзей по переписке, penpals на английском. Я получил посылку с этого канала с 36 письмами. Ответил на 21 письмо. И за полгода переписки прилично продвинулся в английском. Я поступал таким образом: брал фразы из тех писем, что мне писали и помещал в их письма, что я писал. Метод подражания - самый древний и немудреный способ учиться чему-угодно. Но если вы «ноль» в языке, то это сработает совсем не так хорошо, как об этом говорят те, кто «погружались в среду».
- Это у вас так сложилось, а как другим посоветуете учить?
- После пары лет изучения английского я принялся за немецкий, тоже самостоятельно. У меня набралось до полусотни вопросов. И тогда я договорился с репетитором немецкого, что она будет отвечать на мои вопросы за установленную плату. Но при встрече оказалось, что все ответы её были двух типов: 1. Эти два способа сказать - одно и то же. 2. А здесь нужно просто в словарь посмотреть, чтобы увидеть разницу. Поэтому я и дальше все языки самостоятельно изучал.
Другим я так посоветую. Выберите основным или одного репетитора. Или один учебник. Можно и ещё один учебник взять - но лишь чтобы иногда туда подсматривать. Если выберите репетитора, то последуйте его рекомендации по поводу дополнительных источников. Под каждую методику - свои материалы.
Если у вас мало времени и достаточно денег, то наилучший способ учить английский - с репетитором. Потому что он может подстроиться под ваши ментальные способности. Если у вас нет опыта изучения с преподавателем, то весьма рекомендую в самом начале попробовать пару-тройку репетиторов. В сравнении очень четко будет видна разница. Многие репетиторы работают с поурочной оплатой. И если вам не понравилось, вы можете просто отказаться.
- Но таким образом ученик будет проходить один и тот же материал по несколько раз.
- Не будет, если вы это оговорите. Если вы что-то знаете и не хотите это прослушивать - просто скажите это репетитору, и вы перейдете к следующей теме. Однако, есть такие преподаватели, которые настаивают на том, чтобы рассказать вам то и так, как у них запланировано. Как правило, такие люди - как заведенные автоматы, не способные подстроиться под ваши способности и нужды.
- Но это займет время, силы и деньги.
- «Вряд ли что-то может быть горче осознания того, что мы напрасно затратили время лишь на то, чтобы, достигнув вершины, увидеть, что выбрали не ту гору». Р. Шарма.
- А что насчет курсов? Там ведь живое общение и взаимная мотивация.
- устное общение - это не та вещь, которой стоит уделять внимание на начальном этапе. Но именно этим и занимаются почти на всех курсах. Правила грамматики - постольку поскольку - «эти правила сами отложатся в вашем подсознании, их не нужно учить. Учить грамматику - это прошлый век», - таково обоснование создателей курсов. Потому что таков тренд, мода, запрос в обществе. Начинающие учить английский хотят общения с самого начала! - «ну так получите!», лишь бы денежки заплатили. Если для вас важнее потусоваться в хорошей компании, выберите курсы. Если нужен результат - репетитора или учебник.
Найти хорошие курсы - сложнее, чем хорошего репетитора. На курсах помесячная оплата, и оплатить по месяцу занятий на нескольких курсах, чтоб выбрать лучшие, - весьма накладно по деньгам и времени. Кроме того, ходить на курсы английского - хорошая идея, если у вас средние умственные способности. Туго или наоборот, быстро соображающим, там будет неуютно. При самостоятельном изучении английского вы можете как угодно варьировать скорость прохождения материала.
- «А вот моя подруга ходит на курсы уже полгода - и отлично! Все очень довольна». Да, так бывает. При этом 1) умственные способности вашей подруги должны быт сопоставимы с вашими. «где русскому хорошо, там немцу - смерть».
2) обязательно попросите посмотреть учебные материалы и уровень домашних заданий с этих курсов. Потому что если лена-света-люда напортачила с чем-то, то ей будет легче на душе, если вокруг его будут люди, поступившие точно так же. Есть такой тип людей.
Я сам преподаю и на курсах - 8 лет, и индивидуально - 11 лет. Знаю, о чем говорю… в нашем городе есть курсы - на все вкусы и запросы учеников, с самым разным подходом к преподаванию. Все эти курсы работают не один год. Например, одни курсы в качестве весомых аргументов в коротком газетном объявлении указывают, что «у нас есть удобная парковка и coffee breaks». Каков спрос - таков и предложение. У многих людей есть потребность изображать активность в деле изучения английского и потусоваться в интересной компании. Не самые пустые потребности, однако.
- Как насчет самостоятельного изучения?
- именно ради него я пишу всё это. Чтобы те, кто сможет, - учили сами. Наилучшие шансы - у технарей, у людей с техническим складом ума. Потому что они склонны видеть системность даже там, где она - под толстым слоем «бабочек-цветочков». Я и сам такой. Поэтому и учил все языки самостоятельно. В университете - лишь отрабатывал скорость говорения и четкость восприятия на слух в английском и немецком.
Если у вас мало денег, то наилучший способ - учить самостоятельно по учебнику или онлайн материалам, выписывая в тетрадь все важные вопросы. И когда их накопится достаточно для одного урока, обратиться к репетитору для их разрешения. Именно так я осваивал компьютер вообще, и работу в word, excel в частности.
- Насколько важна грамматика при обучении? Многие преподаватели считают это ненужной обузой для учеников.
- Такие преподаватели лишь озвучивают то, что от них хотят услышать "приносящие деньги". Грамматика - это правила, по которым слова в понимабельном виде собираются в кучку. И дети, и взрослые, и в родном языке, и в иностранном пользуются такими правилами. В родном языки мы выходим на них подсознательно, когда мозг перерабатывает сотни однотипных предложений, выводя из них закономерность. Делая это сознательно, мы ускоряем процесс где-то в 18 раз.
Грамматика - она как нож, который может быть острым и тупым, с неудобной ручкой, натирающей мозоли и из разных видов стали.
Грамматика - это рабочий инструмент, которым можно по-разному пользоваться. Можно и без этого инструмента. Взять железку подточить края и говорить: то, чем я пользуюсь - вовсе не нож грамматика.
- Вот ещё один подход. Вначале люди просто говорят, не вникая в правила. Когда у них сформируется какая-то база, потом преподаватель их обучает самым важным правилам грамматики.
- "Ты звонить моя". Предложениями такого рода ученики будут оперировать в самом начале. Да, будет выглядеть продуктивно, будет казаться, что ого-го! Как много вещей люди могут говорить уже в самом начале. Но чтоб так говорить, зачем вообще ходить на курсы? Два человека могут взять словарь или гугл-переводчик и выражать свои мысли мутным горным потоком слов. Тех, кто умеет говорить в таком роде, затем значительно сложнее переучивать, чем тех, кто пришел учиться "с нуля". А то, что они потом будут искать нормальные курсы - факт.
Скрывают важность грамматики по двум причинам: чтоб привлечь клиентов и потому что не знают, как эффективно подступиться к делу. В вузах никто не учит будущих учителей делу преподавания иностранного языка для других людей. После 4-го курса я насчитал 55 предметов в приложении к диплому. Было всё что, угодно, кроме "обучения начинающих".
- Какие ошибки делают начинающие учить английский язык?
1) стараются запоминать все слова, что попали в их поле зрения,
2) пренебрегают записыванием,
3) уделяют слишком много внимания произношению,
4) упускают две самых продуктивных для обучения части дня,
5) стремятся много слушать и разговаривать, а не читать и выписывать.
теперь подробнее.
1) и у правил, и у слов есть своя иерархия, рейтинг. Слова мясо, капуста, билет, вокзал, направление, карандаш - нужные. Но мы их с трудом запомним, если прежде не будем знать слов кушать, стоить, ехать, покупать, ищу, туда, записывать. Нужно начинать с
самых-самых важных.
2) записывание в 8-12 раз повышает эффективность запоминания слов, чем если мы просто подчеркнем важные слова в тексте. Чтобы слово запомнить, с ним нужно проделать четыре вещи: увидеть, услышать, записать, применить в деле.
3) с произношением может быть два варианта «зачет» или «не-зачет». То есть, когда мы слово apple произносим, как «эпл» и нас понимают, (хотя первый звук это среднее между «а» и «э»), и когда мы слово apple произносим, как «апле» и нас не понимают. Красиво выговаривать слово apple мы будем, когда у нас будет уверенно средний уровень.
4) утро сразу после пробуждения имеет 100% эффективности - наш мозг, как чистый лист бумаги. В это время. Обеденное время - 22% отдачи. Большая часть мозга всё равно будет обдумывать бытовые и рабочие проблемы, проявившиеся утром. Вечер после работы - 64%. Почти по всем сторонним делам приняты решения, хотя немного отвлекать они всё же будут. Есть некоторая усталость. И будут отвлекающие факторы в виде своей семьи, телефонных звонков, шума за окном. Поздний вечер непосредственно перед сном - 82% эффективности. Хотя усталость больше, отвлекающих факторов значительно меньше. И подсознание наше, когда мы будем засыпать, первым делом и наилучшим образом будет заниматься самой последней за день информацией. Очень рекомендую не в интернете сидеть перед сном, не фильм смотреть или музыку слушать, а читать те вещи, в которых мы хотим разобраться, не обязательно иностранный язык.
5) чтобы запомнить словосочетание и на нем основанное правило, мы должны правильно составить пару десятков предложений. Тогда этот шаблон переходит в подсознание, и данный элемент языка доводится до автоматизма.
Эффективней всего это достигается следующим:
1. Пишем медленно, но правильно с подсматриванием в учебные материалы.
2. Пишем быстро и правильно без подсматривания в правила.
3. Говорим медленно и правильно с подсматриванием в учебные материалы.
4. Говорим быстро и правильно без подсматривания в правила.
Много писать и мало говорить на начальной стадии изучения, если мы хотим много говорить и мало писать на следующем этапе.
Все эти рекомендации и
5 направлений работы для активации английского для случая, когда иностранный язык нам нужен всерьёз и надолго, когда мы хотим выйти на уровень средний или чуть выше. Если же наша задача - более менее комфортно отдохнуть, когда мы едем на пару недель в отпуск за границу, то, конечно, подходы к языку будут
уже другие.