Для того, чтобы определить, какие области сейчас больше всего нуждаются в проработке, можно использовать методику Е.Б. Фанталовой "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД)".
В ее основе лежат 12 ценностей:
- активная, деятельная жизнь;
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного);
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная жизнь (материальные блага, отсутствие материальных затруднений);
- наличие верных и хороших друзей;
- уверенность в себе (отсутствие внутренних противоречий);
- познание нового в мире, природе, человеке (расширение кругозора);
- свобода (независимость в поступках и действиях);
- счастливая семейная жизнь;
- творчество (возможность творческой деятельности).
К методике прилагается инструкция:
"Перед вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:
1. Активная, деятельная жизнь;
2. Здоровье (физическое и психическое здоровье);
3. Интересная работа;
4. Красота природы и искусства;
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
7. Наличие хороших и верных друзей;
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
10. Свобода как независимость в поступках и действиях;
11. Счастливая семейная жизнь;
12. Творчество (возможность творческой деятельности).
Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям).
Далее смотри бланк:
На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы №1.
Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбирайте из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Её Вы обводите в кружок.
Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой 2 обозначено здоровье, под цифрой 3 - интересная работа. Если Вы обвели 2, то это означает, что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа.
Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!
Отвечать старайтесь быстро, первым впечатлением. Закончив первую матрицу, переходите ко второй.
В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для Вас.
Пример: Пара 2 3. Если Вы обвели 3, то это означает, что интересная работа более доступна для Вас, чем наличие хорошего здоровья."
МАТРИЦА №1
Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности.
МАТРИЦА № 2
Теперь сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.
После заполнения матриц подсчитываются баллы, набранные каждым понятием в матрице 1 (сколько раз понятие было выбрано в паре как более значимое), и баллы, набранные каждым понятием в матрице 2 (сколько раз это понятие было выбрано как более доступное).
Указанием на наличие внутреннего конфликта в той или иной сфере будет являться значительный разрыв в ней между показателями "Ценность" и "Доступность" по какому-либо понятию (разница в 4 балла и выше) в случае, когда его ценность больше доступности.
Значительный (разница в 4 балла и выше) разрыв между показателями "Ценность" и "Доступность", когда доступность какого-то понятия больше его ценности, будет указывать на наличие "внутреннего вакуума", "ощущения внутреннего балласта", "избыточности присутствия".
Индекс расхождения "Ц - Д" (R) - это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.
При количестве понятий, равном 12, границы индекса расхождения ценности и доступности будут находиться в пределах от 0 до 72. Максимальное расхождение можно описать так: "Того, что для меня ценно, у меня нет, а то, что есть, мне не нужно".
Фанталовой были выделены нормы расхождения индексов для указанных понятий (у мужчин и женщин они отличаются).
По величине индекса “Ц - Д” можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:
От 0 до НОРМЫ (33 у мужчин, 37 у женщин) - низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
От НОРМЫ до 50 - средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
50 - 72 - высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
В целом суммарный показатель "Ценность-Доступность" ( R ) будет свидетельствовать о глубине не всегда осознаваемого состояния вовлеченности личности в собственные внутренние конфликты, степени внутренней неудовлетворенности, блокады основных жизненных потребностей.
Более подробно о методике Фанталовой можно почитать
здесь.
Выделенные сферы, ценность и доступность которых сопоставляется, можно изменять (при этом изменятся и числовые параметры при оценке результатов).
Как я использовала эту методику для определения "проблемных областей"?
Я определила сферы, в которых разрыв между ценностью и доступность наиболее велик. Сферы, доступность которых намного ниже, чем их ценность, нужно "проработать": именно они, возможно, являются наиболее запущенными. Сферы, доступность которых намного выше, чем ценность, возможно, стоит "расхламить": эти сферы занимают в жизни намного больше места, чем хотелось бы.
UPD: подумала, что со сферами, доступность которых выше их ценности, не так всё просто. Может быть, эти сферы нуждаются в "расхламлении", но может быть и ситуация, когда сферы просто недооценены, т.е. не нужно уменьшать место, занимаемое этими сферами в жизни, нужно просто больше ценить то, что имеешь.
Еще один момент: если для какой-то сферы ценность намного выше, чем доступность, возможно, в некоторых случаях нужно не увеличивать доступность, а снижать ценность, т.е. "расхламлять свои потребности".
Кроме того, возможна ситуация, когда в какой-то области возникает "избыток" или "недостаток" просто за счет остальных сфер: если какая-то сфера занимает в списке ценностей или в списке доступного слишком высокое/низкое место, остальные понятия автоматически сместятся вниз/вверх. Истолкование одних и тех же результатов у разных людей, думаю, может быть разным, и ответ на вопрос, что делать с избытком/недостатком, тоже определяется для каждой конкретной ситуации (он не универсален); но, во всяком случае, методика показывает, на что надо обратить внимание.