Soviet Power Supreme. Праздные размышления всё на ту же тему.

Jan 05, 2013 14:24


Выпало совсем чуть-чуть времени посмотреть в потолок, и мне, помимо прочего, случилось подумать о возможности восстановления советского строя в отдельно взятой стране.

Подумалось вот что.

Страдания по "СССР 2.0" имеют смысл в той и только в той степени, в которой речь идёт о восстановлении/модернизации советского строя.

Советские доблести, ведшие к советским победам и советским завоеваниям, происходили из свойств советского строя. Пользоваться советскими завоеваниями и преимуществами по назначению, сохранять их, восстанавливать и воспроизводить можно только в условиях советского строя.

Советские пороки, ведшие к советским провалам и преступлениям, тоже происходили из свойств советского строя - причём из тех же самых, что и советские доблести (это верно для любого общественного строя). Приписывать нынешние и будущие провалы и преступления советскому строю, предупреждать и исправлять их через борьбу с советским строем можно только, если эти провалы и преступления происходят в условиях советского строя, в противном случае это обогрев улицы.

Образующей чертой советского строя является организация популяции сверху в коллективы и через коллективы. На уровне отдельного человека это выражается в "коммунальном закрепощении индивида" (по мне, так очень удачный термин А.А.Зиновьева). В условиях советского строя образца ХХ в. подавляющее большинство населения приписано к трудовым коллективам, и состояние отдельного человека (материальное и моральное благополучие, социальный статус, планы на будущее), как правило, определяется состоянием трудового коллектива, к которому он приписан.

Именно из этой черты следуют и доблести, и пороки, и те учреждения, устройства и установления, которые мы обсуждаем, когда говорим о жизни в советские времена.

Если рассуждать о восстановлении или модернизации советского строя, то надобно рассуждать именно о восстановлении такой организации, о повторном "коммунальном закрепощении", а не о символике, риторике и геополитике. Это касается как восхвалений и оправданий, так и поношений с обвинениями.

Считаю ли я возможными восстановление/модернизацию советского строя в РФ начала 21-го века? Да, считаю. И я не имею в виду политическую поэзию с её метафорами и гиперболами, когда кто-то дотягивается, что-то воскрешают, кто-то хочет вперёд, что-то тянет назад...

Во-первых, советский человеческий материал - люди, которым удобнее существовать и преуспевать в условиях "коммунального закрепощения" - никуда не делся и воспроизводится.

Отмечу, что не надо путать умение жить в трудовом коллективе советского образца с приверженностью советским символике, риторике и толкованию исторических событий.

Например, досоветское поколение коммунальных реакторов, известное как "русская крестьянская община", эксплуатировалось не без помощи концепции "православие, самодержавие, народность". Концепция отправилась на свалку истории, а человеческий материал, наработанный общиной, в советские трудовые коллективы: одно другому не помешало. Так же и здесь - символика, риторика и исторический сюжет могут быть несоветскими и даже антисоветскими при том же общественном эффекте.

Кроме того, необходимо понимать, что поведенческие навыки первичны по отношению к их рационализации. Проще говоря, человек склонен поступать не так, как "надо", "хорошо" или "правильно", а так, как он умеет, и апостериори называть своё поведение "необходимым", "хорошим" и "правильным" применительно к действующим моральным нормам. Значит, тот, кто критикует условно "советское" поведение с моральных позиций в надежде его прекратить или предупредить, занимается мартышкиным трудом. То же соображение относится не только к "советскому" поведению.

Во-вторых, гуманитарная катастрофа, в условиях которой была установлена советская власть образца начала ХХ в., может быть повторена с намного меньшими усилиями и намного меньшими потерями при схожем эффекте - то есть а) установлением монополии государственного аппарата на удовлетворение потребностей населения при б) сопутствующем обнулении тех потребностей населения, которые администрация не считает возможным удовлетворить.

Несколько утрируя, укажу: чтобы навязать новый общественный порядок крестьянину, который живёт в лесу и молится колесу, ничем меньше TEOTWAWKI (гугл в помощь) не обойтись. Низкий материальный и культурный уровень ведёт к тому, что положение крестьянина относительно перипетий где-то там в надстройке исключительно устойчиво, и он это знает: так что беспокоиться он начнёт только тогда, когда к нему заглянет весёлый продотряд.

Я подозреваю, что крестьяне с уровнем благополучия, характерным для начала ХХ в., составляют меньшинство читателей моего блога. А большинство составляют люди вроде меня, чей быт определяется взаимодействием множества тонких и хрупких систем жизнеобеспечения. И, чтобы людей вроде меня подвести к осознанию наступления БП (яндекс в помощь), до продотряда можно не доводить. Более того, можно обойтись без вот этих вот отречений, выстрелов "Авроры" и "до основанья, а затем". "Затем" можно устроить сразу же, силами существующего государственного аппарата - всякие финтифлюшки, вроде декоративных "чисток", добавить в сюжет по вкусу.

В-третьих, сами средства организации сильно подешевели за последние сто лет. В одно из этих средств Вы, кстати, сейчас смотрите, и, согласитесь, чёрно-белые строчки выглядят несколько приятнее бывшего австрийского военнопленного с маузером и мандатом. Оно же, смотримое Вами средство, является и средством обнуления потребностей через их вытеснение - что, в общем, гуманнее расстрела носителей ненужных потребностей по спискам.

Закругляясь, отмечу, что я намеренно пренебрёг вопросом идеологической начинки возможного "неосоветизма", за исключением замечания, что её "парадное" отношение к советскому прошлому вполне может быть резко отрицательным. И скипнул взятые с потолка примерные сценарии постановочного БП тоже намеренно - хотя некоторые из них мне даже понравились; особенно тот, что с пандемией. Равно намеренно я пренебрёг вопросом "а зачем администрации РФ такое может потребоваться".

Почему? Потому, что я думал о возможности восстановления или апгрейда советского строя в РФ и окрестностях, а не о желательности таковых. В принципе.

Да и вообще, к перечисленным темам будет интересно вернуться в отдельных постах.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

общество, этика, теория, футуризм

Previous post Next post
Up