По просьбе, высказанной вчера в комментариях, передаю свои впечатления от просмотра обеих частей "Обитаемого острова". С учётом того, что до меня эту нетленку за время, прошедшее с её выхода, успело посмотреть народу а) много и б) пишущего, то шансы на то, что под катом обнаружится хоть что-то для Вас новое, исчезающе малы.
Сначала о том, что там было хорошего. Во-первых, натурным экспериментом доказано, что "у нас тут" можно накреативить/украсть достаточно вещного антуража, чтобы нарисовать приличную дизельпанковскую франшизу. Минус олигархи и автомашины, конечно, но пост-советским людям, ментально ушибленным экстерьером Березовского и дизайном иномарок, это простительно. Во-вторых, примерно две с половиной заметных роли были сыграны так, что их не стыдно было бы показать и в нормальном фильме по той же книге (Гай и Странник) - то же самое относится к нескольким эпизодическим ролям.
С хорошим всё. Теперь об остальном.
Сюжета в фильме нет. Никакого. Я не знаю, чья это халтура, - сценариста или режиссёра - и я не знаю, какие там были уважительные причины - но это халтура и туфтогонство, точка. Отсутствие сюжета распространяется и на цельность тех или иных ролей, и на визуальные решения большинства эпизодов, где зрителя полагается чаровать эффектами или учить разумному, доброму, вечному.
Несколько ролей сыграны так, как я даже не полагал возможным: то есть актёр не просто не способен создать образ, не то, что не пытается, но и активно разубеждает зрителя в достоверности создаваемого остальным творческим коллективом. К главному герою это относится в полной мере и в первую очередь; ротмистр Чачу, Тик Феску по кличке Вепрь и государственный прокурор следуют с небольшим отрывом. Глядя на их усилия, начинаешь мечтать, чтобы остальные роли в фильме были сыграны просто бездарно, без сопутствующих переподвывертов. Рад отметить, что мечты сбываются: остальные роли, за исключением упомянутых и подразумеваемых выше, таки да. Почётное место "ни того, ни сего, затруднюсь оценить" торжественно определяется Жан-Батисту Эммануэлю Фанку.
Загадкой для меня остаётся, почему о саундтреке вспомнили только ко второй части. Сколько ни смотрю буржуйских фильмов про "не здесь", индукция зрителя - чтобы, сволочь, поверил - без вариантов проводится как "экстерьер/интерьер плюс обязательно музыка".
В общем, смотреть очередное доказательство гениальности Сергея Фёдоровича Бондарчука было очень утомительно хотя бы и с перерывами на рекламу - тоже, кстати, особенность фильма: я *ждал* этих перерывов. Сумел авторский коллектив. Поднапрягся и смог.
Люди, я принёс Вам эту жертву. Не делайте её напрасной. Не смотрите эту... кинодилогию, чтоб не сказать сильнее.
А кроме того, я считаю, что
Аракчеев должен быть свободен.