Перекресток (росстань).

Jan 11, 2014 17:47

Росстань - это не обычный перекресток со светофорами, который изучают будущие водители в правилах дорожного движения. «Росстань (перекресток, крест, сукрестки, распутье, раздорожье, развилка, повёртка, расхлёстка и пр.) - излюбленный локус ведьм, колдунов, знахарей, к числу которых относятся и посвященные в тайное знание охотники, пастухи, деревенские лекари. Сюда же в сакральный час приходят и простые смертные, следуя совету «знающих», искушенных в ведовстве людей».



«Росстань в быличках, бывалыцинах, поверьях - устойчивое место исполнения различных обрядов, призванных укрепить стихию рода, плодородия, урожая, поддержать естественный ритм и круговорот в природе и в общественной или конкретной человеческой жизни либо восстановить утраченный порядок, нейтрализовать силы хаоса.
В этом локусе, как известно, совершаются охотничьи и пастушеские ритуалы, без соблюдения которых, по народным верованиям, нет удачи на промыслах. Здесь же исполняется особый обряд, известный в севернорусской традиции под названием «отведывание», или «отворачивание»: его назначение - сохранить жизнь заблудившемуся в лесу человеку либо пропавшему там домашнему животному, вернуть их домой здоровыми и невредимыми. На росстани также совершались лечебные обряды, направленные на восстановление жизненной силы больного, на снятие порчи. С перекрестком связана и любовная магия».


«Согласно имеющимся в нашем распоряжении источникам, росстани отводится место на стыке освоенного и первозданного пространства, культурного и природного, и даже на грани миров, «этого» и «того», земного и потустороннего. Причем в соотношении этих миров (и особенно если судить по мифологическим рассказам) прослеживается определенная иерархия: в первом сосредоточены всевозможные бытовые коллизии, тогда как во втором находится ключ к их благополучному разрешению».
«Причем об¬раз пути-дороги уже сам по себе символизирует судьбу. Реликты подобных представлений поныне сохраняются в обыденной речи: «беспутный», «сбился с пути», «нет пути» и пр.»
«Концентрация верований связана с перекрестком, который, как правило, отмечен особыми сакральными атрибутами. Именно здесь нередко локализуется мифический камень Латырь (Алатырь, Олатырь)».
«Этимологию названия этого камня А. Н. Веселовский выводит из слова «алтарь» (церковнослав. алътарь)».



Витязь на распутье.
Художник Виктор Васнецов.

«…основная функция общефольклорного образа камня, по мнению исследователей, - быть границей между мирами. Вспомним, например, такой эпизод сказки: братья, отвалив в сторону лежащий на росстани камень, обнаруживают под ним пропасть, в которую и спускают Ивана-царевича. В результате, как оказалось, герой попадает в «подземельно царево», «на тот свет». С помощью чудесной птицы Ивану удается подняться к «дыре» между мирами и вернуться «на этот свет».
Росстань - это традиционное место расставания, до которого провожали деревенского жителя, отправляющего в далекий путь. Пересекая росстань человек, покидал знакомый мир деревни и оказывался в ином, опасном мире пути-дороги.
«Приравнивается к сакральному камню и фигурирует вместе с ним или самостоятельно дерево, стоящее на распутье. В одной из эпических песен это береза…»



Художник Иван Шишкин.

«В другом случае это «старый кряковистый» или «славный сырой» дуб, названный иногда по имени (например, Невид). Такой дуб подчас изображается с птицами на вершине (подобный мотив, как известно, распространен в севернорусской традиционной вышивке). От садящихся на него голубя с голубкой герой узнает о том, что творится дома. В этом образе можно обнаружить некоторые признаки мирового древа - древа жизни и судьбы, соединяющего миры».
«Согласно этнографическим сведениям, на распутьях или «на путех» и межах некогда стояли столбы, древесные обрубки, чураки, чурбаны, в буквальном смысле неотесанные болваны. Такой чурак воплощал умершего предка семейно-родовой общины, пращура. Одновременно он знаменовал границу ее владений - кон. Мимо этого столба-чурака ни конный не проезжал, ни пеший не проходил, не принеся какой-либо жертвы или, во всяком случае, не перекрестясь».
«Подобный столб мог заменяться крестом. Впрочем, и само пересечение дорог - перекресток образует крест и даже называется «крест».



Иллюстрация к книге П.Ершова «Конек-горбунок».
Художник Михаил Соловьев.

«С усилением христианства такие объекты языческого культа, как камень, гора, дерево, столб, были совмещены с атрибутами христианства, например, с иконой, либо вытеснены последними, например, крестом с иконой, а то и часовней:

И наехал часовню, зашел Богу молиться,
А от той часовни три дороги лежат».

Нередко это была маленькая часовня «на столбике под кровлей, защищающей от непогоды полку, где была установлена икона». Внешне «она мало чем отличалась от стоящего на росстани столба».



Часовня в виде столба на старинной росстани в Дроздово (Подмосковье).

По материалам книги:
Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов. Том второй: Былички. бывальщины, леген¬ды, поверья о людях, обладающих магическими способностями. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2000.

Древние народные верования
Русская народная мифологическая проза
В полночь на Лысой горе
Рукодельницы: магия прядения, вязания, плетения
Темные силы нас злобно гнетут

христианство, язычество, бесы

Previous post Next post
Up