Русская народная мифологическая проза.

Jan 09, 2014 11:00

Недавно попалась в руки интересная книга:
Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов. Том второй: Былички. бывальщины, легенды, поверья о людях, обладающих магическими способностями. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2000. - 410 с.
В данной научной монографии впервые проводится сравнительный анализ очень большого объёма научных знаний в области этнографии, фольклористики, истории, лингвистики, искусствознания, литературоведения, народной медицины, ботаники. Книга посвящена мифологическим рассказам о ведунах, чародеях и их эквивалентах (знахарь, ведьма, ведьмак, вещун, ворожец, гад, гадаль, гамка, ерестун, знаток, изводчица, икотник, килятник, клохтун, колдун, ломотник, триха и других).
Сделал для себя много лингвистических открытий. С детства знакомые слова на самом деле имеют глубокий скрытый смысл.
В книге всего три главы:
Глава 1. Чародеи: усвоение и проявления эзотерического знания.
Глава 2. Ведуны-зелейники.
Глава 3. Оборотни.
Тираж книги всего 1000 экз. То есть она сразу становится библиографической редкостью. В электронном виде её пока тоже нет. Тем не менее, её содержание может быть интересно очень широкому кругу читателей. В том числе и православным христианам.



Сейчас от Рождества Христова до Крещения Господня на Руси празднуют Рождественские Святки. Считается, что в это время вырывается наружу древнее языческое колдовство. Суеверные люди гадают, пытаясь определить свое будущее. А современные прообразы языческих волхвов - колдуны и ведьмы устраивают шабаш на ближайшей Лысой горе.


Колдуй баба, колдуй дед.

Среди современных людей наиболее известны названия: для женщин - ведьма, для мужчин - колдун.



Художник Жан Батист Монже (Jean-Baptiste Monge).

«А. С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила», где «природный финн», давно оставивший «финские поля» и постигший «светлой мыслию» «тайну страшную природы», сообщает Руслану:

Но слушай: в родине моей
Между пустынных рыбарей
Наука дивная таится.
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов, в глуши далекой
Живут седые колдуны».

Приобретение эзотерических знаний.

Эзотерические (от греч. esoterikos - внутренний, т. е. «тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных») знания позволяют их носителю обретении магические способности, то есть стать колдуном (ведьмой).
Известны два способа приобретения таких знаний.



Натюрморт.
Автор che62.

Первый способ, это когда к колдуну приходит человек и просит поделиться какими-то магическими знаниями. Колдун проводит с ним ряд обрядов. Например, «посвящаемый в колдуны должен был, прежде чем приступить к исполнению обряда, отречься от каких бы то ни было атрибутов христианства: он клал икону вниз ликом и вставал на нее ногами; снимал крест: стрелял в передний угол - и там показывалось Христово распятие; отрекался от отца-матери, всего роду-племени. Кроме того, снимал с себя пояс, осмысляемый как оберег и как знак-символ судьбы. Впрочем, такое же богохульство совершалось и при исполнении других, связанных с теми или иными былыми языческими божествами обрядов (заключение договора с лешим, водяным, домовым).

Нередко молодой человек решившийся было стать колдуном под влиянием близких людей, отказывался от приобретения тайных знаний: «Мне мать сказала: проживете честным крестом. Трудитесь - Бог даст… Материны золотые слова, выполнил, век прожил без всяких чертей».

Человек, решившийся получить эзотерические знания, должен был пройти через ряд неприятных и опасных обрядов.
«В одном из поволжских мифологических рассказов «знающий» предлагает мужику-пчеловоду отведать мед, который съела и затем обратно отрыгнула огромная лягушка, выползшая из подпечка. Поскольку мужик отказался от этого угощения, он так и не овладел тайнами пчеловодства, успех в котором дается «неспроста». Семантика меда и рво¬ты в мифологии та же, что и слюны, пота, крови и пр.»
«Охотник же, пожелавший овладеть тайными знаниями, увидел перед собой огромного глухаря. Независимо от того, какой облик имеет появившееся в сакральном локусе и в сакральный час мифическое зооморфное существо, его назначение неизменно - проглотить неофита, посвящаемого в колдуны. Кульминация этого сюжета заключена в приказе распорядителя обряда: «Полезай в пасть собаки-то!» - «Да боязно!» - «Полезай, полезай!». Или: «Лизь, если хочешь!». Ослабленный вариант: «Как собака выйдет из-за каменки, огонь из пасти, ты в огонь руки суй!». Реакция неофита всегда одна и та же: «Я боюся».
Однако и сам колдун не мог иметь много учеников. Считалось, что каждый ученик отнимает у колдуна часть его магической силы.



Посвящение в шаманы.
Художник Владимир Никишин.

Второй способ. Рано или поздно жизнь колдуна подходила к концу. Если колдун не передаст свой дар другому человеку, он будет умирать долго и в страшных муках. Часто случается, что близкие люди не хотят получить в дар греховные знания и стараются не подавать руки умирающему колдуну. Тогда колдуну приходится прибегать к хитрости.
«Неискушенные же подают руку и сразу же неожиданно для самих себя становятся «знающими»: «Хвеня, подойди ко мне! На!» - Я, говорит, подошла, он меня за руку взял - я все знать стала. А я подошла к ему, думала, че он давал, а он за руку мене взял».
Иной способ передачи ведовства заключается в том, что колдун передает восприемнику некий предмет как средоточие своих магических сил. Например, это может быть корешок таинственной травы. Как повествуется в одной из севернорусских бывальщин, умирающему колдуну никак не удается передать свои «нечистые» знания, ибо никто не желает ими воспользоваться. С ним остается лишь десятилетний внук, которому было строго-настрого наказано родителями не брать ничего из рук деда, дабы по неведению не заполучить чародейский корешок. Тогда колдун велит мальчику подать ему стоявший в углу веник. Тот, ничего не подозревая, исполняет просьбу. Незаметно всунув в него корешок, колдун просит отнести веник обратно в угол. Приняв его от деда, мальчик вместе с тем берет в руки и чародейское зелье. Этого оказалось достаточно, чтобы к нему перешла вся колдовская сила».



Приход колдуна на крестьянскую свадьбу.
Художник Василий Максимов.

Что же передаёт колдун восприемнику?
Колдун передаёт своих помощников. «Если есть родственники в семье, колдуны после смерти им чертей передают»; «Черти у колдунов, оне разные»; «Ребятишки дома, птичками играют. Они ж с чертями играли». По своему облику передаваемые - получаемые персонажи-атрибуты могут быть разными: они уподобляются множеству птичек («всяких цветов, голубых, красных, зеленых»), цыплят (желтых, крупных), мышей или пчел («медуниц»), жуков и т. д. Иногда это лоскутки и коврижки хлеба, лежащие в маленькой коробке, или даже красивые разноцветные стеклышки, помещенные в банке. По заверениям рассказчиков, все это «биси». Впрочем, воплощением колдовского искусства может быть и множество однородных антропоморфных существ: «У всех синие короткие штанки, красные рубашечки, стоят шеренгой, как маленькие человечки, пятьдесят-семьдесят сантиметров. Они как будто скачут, а не ходят».
Кто смотрит хотя бы иногда телепередачу «Битва экстрасенсов», наверное, уже обратили внимание. Почти все экстрасенсы используют как раз разные предметы: ножи, бусы, свечки, карты, коробочки и мешочки с какими-то неясными предметами и так далее.



Святой Антоний, мучимый бесами.
Художник Стефано ди Джованни Сассетта.

Продолжение здесь:
В полночь на Лысой горе
Перекресток (росстань)
Рукодельницы: магия прядения, вязания, плетения
Темные силы нас злобно гнетут

христианство, язычество, бесы

Previous post Next post
Up