Если завтра война…

Aug 08, 2009 04:47


« За рубежом», Россия. (№50 [1863])

Статья опубликована 14-19 декабря 1996 года.


«ИНДЕПЕНДЕНТ», ЛОНДОН. Представим себе, что у кого-нибудь хватит глупости напасть сегодня на Россию. Тогда единственно возможным вариантом быстрых ответных действий будет использование ракетных войск. Остальные виды вооруженных сил России переживают кризис и находятся на грани распада. Это просто чудо, что он еще не наступил...

Генерал-лейтенант из «нервного центра» оперативного военного планирования России не получает жалованья с августа. Его дочь хочет стать врачом, но семья не может платить за ее обучение. Она работает в банке, одном из многих появившихся в Москве учреждений в западном стиле, чтобы собрать деньги на учебу, и содержит отца.

В прошлом году одну эскадрилью истребителей временно перевели на Дальний Восток. Офицерам пришлось ехать туда через всю страну, останавливаясь в гостиницах. Дорожные расходы и суточные им не оплатили до сих пор.

Каким-то образом офицерам удается сводить концы с концами. «Капитан такой-то неплохо устроился, - рассказывают сослуживцы. - Его жена работает в офицерской столовой. У них все есть».

К счастью, вряд ли кто-нибудь нападет на Россию сегодня или завтра. В равной мере учитывая нынешнее состояние вооруженных сил, трудно поверить, что страна способна обеспечить оборону с помощью обычного оружия. Ей пришлось бы использовать единственный вид вооруженных сил, сохраняющий высокую степень боеготовности, - ракетные войска, оснащенные ядерным оружием. «Мы сосредоточили внимание на главных приоритетах, - говорит полковник Виктор Баранец, пресс-секретарь министра обороны генерала Игоря Родионова. - Стратегические ракетные силы сохраняют высокую степень боеготовности, равно как и военно-космические силы».

Весьма маловероятно, что полковнику Баранцу платили жалованье в последнее время. С августа в армии не платят почти никому, а командировочные и суточные военнослужащие не получают уже год. Генерал Родионов отказывается получать зарплату, пока не будет погашена задолженность всем военнослужащим. А ведь это люди, которым, когда речь заходит о выплате жалованья, отдается приоритет.

Однако, как это ни удивительно, офицеры продолжают нести службу. Они вынуждены подрабатывать, чтобы как-то прокормить себя и свои семьи, и это забирает у них все больше и больше сил. Многие занимаются ночью извозом.

Полковник Баранец и его переводчик одеты элегантно, на них новая форма. «Пока военная реформа этим и ограничилась, - говорит полковник. - Новая форменная одежда, другие бланки и печати». Но даже новой формы не хватает. Многие офицеры получают ее только в особых случаях. Не хватает на всех и форменных ботинок.

Большинство военных возлагают вину за нынешнее состояние армии на бывшего министра обороны генерала Грачева. Официально численность вооруженных сил (сухопутных войск, военно-морского флота, авиации, ракетных и военно-космических сил) - 1,7 миллиона человек, хотя, если учитывать дезертирство и неукомплектованность, цифра составит около 1,3 миллиона. «Наша цель - сокращение армии на 200 тысяч человек в ближайшие два года, - говорит полковник Баранец. - В более отдаленной перспективе на миллион, или, может быть, на 500 тысяч. Все согласны с тем, что численность вооруженных сил слишком велика, но ведь и страна у нас тоже большая».

Русские работают над планом упорядочения государственных оборонных структур. Им нравится идея создания объединенного комитета начальников штабов, подобного тому, что существует в Великобритании и Америке. В общем и целом складывается впечатление, что Россия не решает проблему кардинально. По традиции организационная структура и оснащение вооруженных сил строятся на представлении о характере будущей войны, которое называют «военной доктриной». В конце царской и советской эпох она формировалась с учетом возможности мировой войны.

Проблема состоит в том, что, если ориентироваться исключительно на такую доктрину, вся военная система остается парализованной, пока она вырабатывается. Тем временем распад вооруженных сил России может представить собой большую угрозу для Запада, чем ее армия в период расцвета во времена «холодной войны».

___________________________________
«Воры в законе» выходят на мировые просторы ("За рубежом", Россия)
Внешняя политика Москвы становится прагматичнее ("За рубежом", Россия)

1996, За рубежом

Previous post Next post
Up