О некоторых изменениях в тактике врага

Sep 06, 2018 11:49


И.Федюнинский || « Красная звезда» №210, 6 сентября 1941 года

Наши отцы и братья самоотверженной борьбой с помещиками и капиталистами создали советскую власть. Гитлер хочет вернуть помещиков и капиталистов, поработить, онемечить наш народ. Грудью защищай каждую пядь советской земли.

# Все статьи за 6 сентября 1941 года.

Третий месяц части нашего соединения ведут упорные бои с фашистскими войсками. Повседневно разыгрываются жесточайшие схватки, дающие все более отчетливое представление о тактических приемах врага. О некоторых из этих приемов следует рассказать. Тактика гитлеровских войск, как известно, заключается в том, чтобы вклиниться в расположение обороны, создать угрозу окружения и заставить обороняющихся отойти, а если удастся, окружить их. Для решения этой задачи неприятель ищет слабые места обороны и когда находит их, максимально использует свои подвижные средства, чтобы просочиться в глубь расположения наших частей. Это - общие основы немецкой тактики, о которых уже не раз говорилось в нашей печати. Однако способы и средства, применяющиеся фашистским командованием для осуществления своих тактических задач, претерпевают изменения, связанные, главным образом, с теми колоссальными потерями, которые враг несет в войне с Советским Союзом. Во всяком случае боевые действия, развернувшиеся в последнее время на нашем участке фронта, свидетельствуют о некоторых таких изменениях.

Бросается в глаза, например, то обстоятельство, что таких крупных танковых группировок, какие действовали в первые дни войны, фашисты сейчас на нашем участке фронта не применяют. После того, как наши войска разгромили многие вражеские танковые соединения и части, немецкие танки стали появляться в небольших количествах и обязательно с пехотой, которую они ведут за собой. Отдельные танки (без автоматчиков) порой проникают в глубь нашей обороны, но, как правило, становятся жертвой артиллерийского огня или же бойцов-истребителей.

В последнее время на нашем участке фронта немцы вели наступление группами или отрядами, имеющими обычно такое построение: впереди - несколько танков, за ними - автоматчики, затем следует пехота. Наступление поддерживается шквальным минометным и отчасти артиллерийским огнем. Одновременно фашистская авиация стремится воздействовать на артиллерийские позиции и командные пункты. Характерное явление: за последнее время немцы на нашем участке фронта почти прекратили бомбежку переднего края. Об'яснить это можно следующим: воздушные силы фашистов значительно поредели; их нехватает для одновременного удара по всей глубине. Вероятно, имеет значение и то обстоятельство, что бомбометанием по переднему краю фашисты не добились ожидаемого эффекта.

Итак, подвижные группы ищут слабые места в обороне. Если такие места найдены и обороняющееся подразделение начинает отход, продолжают действовать танки и автоматчики врага. Что же касается его пехоты, то обычно она на транспортерах с этого участка перебрасывается на другие.

Стремлению врага просочиться в глубь нашего расположения, обойти фланги и окружить то или иное подразделение мы противопоставляли упорную, гибкую и активную оборону. Огромную роль сыграли подвижные резервы, которым мы уделяли особое внимание. Как ни была напряженной обстановка, они создавались нами в батальонах, частях и соединениях. Одной из наиболее важных задач такого резерва являлось уничтожение прорвавшихся вражеских групп. В тех случаях, когда фашистам удавалось найти слабое место и прорваться в тыл, резервы немедленно устремлялись к этим местам и ликвидировали угрозу окружения.

Следует отметить, что фашисты для поисков слабых мест далеко не всегда прибегают к общевойсковой разведке. Немцы применяют агентурную разведку, пытаясь заслать к нам в тыл диверсантов. Поэтому нужно помнить о законе всякой войны, тем более войны с коварным и озверелым врагом: ни один посторонний человек не должен вступить в район расположения части, если он не проверен. Кое-кто из командиров, не встречая перед фронтом неприятельской разведки, считает, что «все в порядке». На самом деле враг, как сказано выше, использует диверсантов в качестве разведчиков, а потом стремится нанести внезапный удар в уязвимом месте.

Такой удар тем более явится неожиданным для тех командиров, которые пренебрегают разведкой. Важно своевременно обнаружить просочившуюся в тыл вражескую группу. Но еще важнее, поддерживая непрерывную деятельность своей разведки перед фронтом и на флангах, упредить врага и активными действиями ликвидировать угрозу, так сказать, «на корню».

Пользоваться при этом нужно лишь строго проверенными данными о появившихся там или тут группах неприятеля. Известно, что фашисты сплошь и рядом пытаются создать видимость наличия больших сил на определенном участке фронта. Гул моторов двух-трех танков, курсирующих взад и вперед, неопытному разведчику может показаться гулом моторов танковой роты. Стоит ли доказывать, к каким последствиям могут привести такие ложные данные.

В практике наших частей был заведен такой порядок: разведчик обязан доносить только о количестве замеченных неприятельских сил - машин, минометов, солдат и т.п. А командир уже сам определяет, что именно обнаружено: взвод, рота или батальон. Конечно, командиру сообщается обстановка, в которой обнаружен враг. Это позволяет судить, не имеют ли в данном случае место обманные действия со стороны врага.

Таким образом наличие резервов и гибкое их использование, основанное на тщательной разведке, - таков один из радикальных способов борьбы с просачиванием врага в наш тыл, с обходами флангов.

Но активная оборона одним этим не ограничивается. Наступлению фашистов на избранном ими направлении следует противопоставлять контрудар на каком-либо из его сковывающих, направлений. В соединении тов. Тимошенко нередко было так: враг нажимает на участке батальона, расположенного в центре нашей обороны; а в это время батальоны слева и справа переходят в контратаки на соседних участках, отвлекая на себя часть наступающих немецких сил. В итоге наступление врага захлебывается, и наши обороняющиеся части попрежнему прочно удерживают свои позиции.

В первые недели отечественной войны не наблюдалось случаев ночных действий немецких войск. Но в последнее время, по крайней мере на нашем участке фронта, фашисты стали использовать для наступления ночь. Одна из главных причин перехода фашистов к ночным действиям - стремление избежать огромных потерь, которые они несут от огня нашей артиллерии. Кроме того немцы рассчитывают и на моральный эффект. Ночью они открывают особенно сильный огонь из всех видов пехотного оружия и еще применяют большое количество ракет - все с тем же расчетом морального воздействия на противника.

Чтобы успешно отразить ночную атаку и нанести врагу наибольший урон, нужно своевременно подготовиться к этому. Не так давно на участке одного нашего батальона неприятель перешел ночью в наступление. Хорошо окопавшийся батальон встретил фашистов огнем станковых и ручных пулеметов, пристрелянных в дневное время по соответствующим рубежам. Все подразделения проявили в этом бою исключительную стойкость, отразив атаки врага, втрое превосходившего численностью. Этому способствовала поддерживавшая батальон артиллерия. Она вела всю ночь изнуряющий методический огонь. Через каждые две-три минуты в местах скопления немцев рвались снаряды, выводя из строя их живую силу. Так уже не раз срывались не только ночные действия немцев, но и подготовка их к наступлению в дневное время. Разумеется, все это обеспечивалось четкой разведкой. Она давала возможность установить, где, в каких местах и какие силы врага перегруппировываются для ночного наступления.

Известно, что немцы стремятся прежде всего овладеть узлами дорог. Отсюда и та жестокая борьба, какая часто развертывается в населенных пунктах, стоящих на дорожных магистралях и узлах. На нашем участке фронта можно назвать несколько крупных сел и местечек, где немцы, натолкнувшись на жесточайшее сопротивление, потеряли тысячи солдат и офицеров, множество танков, орудий и бронемашин. Вместе с тем приходилось наблюдать, как некоторые командиры, считая, что населенные пункты слишком уязвимы (артиллерийский огонь и воздушные бомбардировки), предпочитают драться в поле, оставляя населенные пункты. Это неправильно. Маленькая деревушка, которая загорится от двух-трех зажигательных снарядов, пожалуй, не представляет собою ценности с точки зрения обороны. Но если в населенном пункте имеются каменные строения и заборы, если есть хоть малейшая возможность использовать село или местечко как узел противотанковой обороны, - это надо обязательно делать. При соответствующем инженерном оборудовании здесь можно достичь большого эффекта. Требуется забаррикадировать дома и улицы, перехватить дороги - словом, сделать все, чтобы превратить населенный пункт в маленькую крепость и так же стойко обороняться в нем, как и в поле.

Не лишне будет упомянуть о том, как фашисты используют населенные пункты. Обычно они на флангах закапывают в землю танки углом назад. Эти неподвижные точки связываются ходами сообщения. Впереди танков располагаются небольшие группы автоматчиков. В самом населенном пункте устанавливаются станковые пулеметы, минометы и даже орудия. Все это необходимо иметь в виду, чтобы умело вести бои за населенные пункты. Важно учесть, что дело идет к зиме, когда борьба за населенные пункты может стать еще более ожесточенной, чем теперь.

В заключение хочется остановиться на некоторых вопросах, на первый взгляд незначительных, но по существу очень важных. Порой командиры не придают значения простейшим, давно известным способам военной хитрости, считая, что и враг не прибегает к ним. Однако мы не раз натыкались, например, на чучела в ложных немецких окопах. С другой стороны, мы наблюдали большой эффект от простейших приемов военной хитрости, применявшихся нашей пехотой и артиллерией. Ложные орудия, оставленные в том месте, где находилась раньше батарея, беспокоили вражеского летчика, и тот подолгу бомбил эту «цель». Шлем, выставленный над бруствером окопа, привлекал внимание нескольких немецких автоматчиков, а в это время боец (владелец шлема) прицельным огнем выводил из строя одного фашиста за другим.

Очень эффективны засады, особенно ночные. В названном выше соединении пять бойцов, засевших с автоматами в засаде, буквально за несколько минут разделались с группой фашистских автоматчиков пытавшихся просочиться к нам в тыл. Двадцать немцев были уничтожены, и лишь пятерым удалось бежать, бросив свое оружие. Засады нужно применять возможно чаще, так как это один из лучших способов активных действий пехоты. // Генерал-майор И.Федюнинский. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

________________________________________________________
И.Березовский: Потери немцев под Гомелем* ("Красная звезда", СССР)
А.Еременко: Месяц упорных боев под Смоленском* ("Красная звезда", СССР)
П.Коломейцев: Слабые стороны фашистской пехоты ("Красная звезда", СССР)
В.Панюхов: Ближний бой - уязвимое место немецкой пехоты* ("Красная звезда", СССР)
И.Александров: Авантюристическая тактика фашистской пехоты* ("Красная звезда", СССР)
К.Семенченко: Новые приемы в тактике немецко-фашистских войск ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №210 (4965), 6 сентября 1941 года

сентябрь 1941, 1941, газета «Красная звезда», осень 1941

Previous post Next post
Up