П.Коломейцев || «
Красная звезда» №190, 14 августа 1941 года
Отвага и доблесть воинов Красной армии наводят ужас на фашистов. Кто сам не боится смерти, тот сеет смерть среди врагов. Будь героем великой отечественной войны. Не зная страха в борьбе, уничтожай фашистскую нечисть!
# Все статьи за
14 августа 1941 года.
Заметки о тактике врага
В основу тактики немецкой пехоты положены огонь и движение, причем пехота всегда стремится завершить бой с помощью огня, не прибегая к рукопашной схватке. И днем и ночью немцы, обычно еще с далеких дистанций, открывают бешеный огонь из автоматов. Однако по треску автоматов еще нельзя судить, что в данном районе идет бой. Зачастую оказывается, что немцы стреляют куда попало. Так делают обычно фашистские мотоциклисты. Двигаясь по дороге, мотоциклист по временам останавливается и стреляет из автомата по кустарнику, по ржаному полю, а то и просто в воздух.
Очевидно, такая стрельба является своеобразным способом прощупывания подозрительных мест. Она об'ясняется также недостаточной выдержкой стрелков, переоценкой морального значения огня. Иногда диву даешься, наблюдая за этой бесцельной стрельбой. Но, надо прямо сказать, теперь она не производит такого впечатления на красноармейцев, как это ожидали немцы.
Среди оружия, оставленного неприятелем на поле боя, в большом количестве попадаются пистолеты-автоматы, заряжающиеся 32 патронами. По своим боевым качествам этот пистолет является типичным оружием для диверсий. Огонь из него по небольшим целям малодействителен даже на близких дистанциях, лишь при стрельбе в упор можно рассчитывать на попадание. Делая это оружие массовым в своей армии, фашисты, очевидно, исходили из таких соображений: путь пехоте проложат танки, и ей придется лишь очищать захваченную местность, расстреливая из автоматов деморализованного противника. В этом духе, вероятно, и обучена немецкая пехота.
Но в войне на Востоке получилось иное. Теперь на многих участках фронта немецкая пехота вынуждена действовать без поддержки танков, лицом к лицу с советской пехотой. А там, где неприятелю удается сколотить танковую группу, наши части отрезают пехоту от танков и уничтожают ее огнем и штыком. Тут-то в наступательном бою и выявляется слабость фашистской пехоты, воспитанной на
авантюристических методах ведения войны. Она не в состоянии своим огнем подавить оборону. Траектория немецкого автомата оказывается слишком короткой в сравнении с траекторией советского пехотного оружия.
На моральный эффект рассчитана и стрельба трассирующими, зажигательными пулями. Немцы применяют их в большом количестве, а в последнее время часто можно слышать также пощелкивание разрывных пуль. Цели морального воздействия преследует и самый метод стрельбы, характеризующий плохую выдержку фашистского стрелка. Немецкие автоматчики обычно стреляют беспорядочно, выпуская обойму за обоймой. Эффективность такого огня невелика. Приведем конкретный пример. Против одного нашего подразделения действовал батальон немецкой пехоты. Фашисты, подойдя на близкую дистанцию, в течение всей ночи вели огонь из автоматического оружия. Однако в результате этого огня наша пехота имела ничтожные потери - были ранены два бойца.
Фашистские войска в большинстве случаев отдают предпочтение массовости огня, менее заботясь об его действенности. Характерно, что это особенно свойственно новым частям неприятеля, впервые вступающим в бой с нашими войсками.
Батальон капитана Богдарина оборонял переправу через реку Д. Накануне с этой переправы были выбиты немцы. Расположив роты для обороны, капитан выставил боевое охранение и выслал разведку. Одна застава (стрелковый взвод с двумя станковыми пулеметами и противотанковым орудием) расположилась на западной окраине деревни, куда из леса, со стороны немцев, подходила дорога. Здесь-то и разгорелся бой.
Сначала на дороге показался фашистский мотоциклист. Он на полном ходу под'ехал почти к самой окраине деревни. Мотоциклист был ранен, но все же сумел удрать обратно. Через некоторое время появились три немецкие бронемашины, несколько мотоциклистов и три грузовика с пехотой. Враг открыл беспорядочный огонь с хода, грузовые машины на полном ходу близко под'ехали к заставе, круто свернули в рожь и остановились. Видно было, как из кузова машин выскакивали фашисты и тут же строились в шеренги локоть к локтю, выставив вперед свои автоматы. Фашистские молодчики вели на ходу непрерывный огонь... упирая приклад автомата в бедро.
Поскольку весь этот спектакль происходил на глазах наших пулеметчиков, те не замедлили
пустить в ход свое оружие. Шеренги фашистов быстро поредели и повернули вспять. Из леса примчалось еще шесть грузовиков с пехотой. Они двигались вперед в таких же плотных построениях, стреляя «с бедра». Наши пулеметчики усилили огонь. Он велся с дистанции 150-200 метров по сплошным шеренгам идущих во весь рост немцев. Фашисты понесли огромные потери.
Понятно, что немецкая пехота не всегда наступает в таких плотных построениях. В данном случае действовали фашистские головорезы, впервые попавшие на восточный фронт. Получив наглядные уроки в первых боях, фашисты сбавили прыть. Теперь они не ходят в «психические атаки», а закопались в землю и постреливают из блиндажей.
Можно заметить, что немцы после ряда столкновений с нашими войсками начинают применять уже систему пехотного огня. Это в особенности относится к обороне. Костяком их огневой системы в обороне являются станковые и ручные пулеметы, а также минометы, которым отводится большое место в общей системе огня. Автоматическое оружие фашисты выдвигают на самый передний край, близко к нему подтягивают и минометы. Поэтому непосредственно перед передним краем обороны создается довольно плотное огневое заграждение. В качестве боевого охранения вперед выбрасывается группа автоматчиков.
В первое время немцы часто высылали одиночных автоматчиков в качестве «кочующих кукушек», как их прозвали наши красноармейцы. Этим «кукушкам» ставится задача - проникнуть в расположение наших войск и наводить панику стрельбой. Красноармейцы весьма умело вылавливают таких автоматчиков. Однажды фашистскую «кукушку» извлекли из крыла подбитого истребителя, который
лежал недалеко от нашего наблюдательного пункта.
На широкую ногу поставлен у немцев минометный огонь. В наступлении минометы поддерживают пехоту последовательными сосредоточениями огня. В обороне группы минометов создают огневое заграждение (в сочетании с артиллерийским и пулеметным огнем). В течение нескольких дней мы наблюдали за действиями такой минометной группы. В первое время казалось, что на фронте обороны действует огромное количество минометов. Вот разрывы мин видны на одном участке, через полчаса минный шквал уже бушует в другом месте. Затем следует пауза, и минометы стреляют на третьем участке.
Все это об'ясняется просто. Стреляют всего одна или две минометные группы, но они кочуют по фронту с одной позиции на другую. Делается это не только в целях маскировки, а главным образом для того, чтобы создать впечатление массовости огня. Наши артиллеристы, действующие на данном участке, точно подсчитали количество немецких минометов. Дело в том, что на одном участке число удобных позиций ограничено. В конечном счете «круг кочевания» минометов замыкается, и приходится во второй раз занимать старые позиции. Артиллеристы стреляют по кочующим минометам в момент их обнаружения и одновременно готовят данные для стрельбы по соседним точкам, куда, вероятнее всего, переместится цель. Когда оттуда раздается выстрел, наша батарея в ту же секунду накрывает цель снарядами. Конечно, обнаружить минометы весьма трудно. Для этого требуется тесное взаимодействие пехотной и артиллерийской разведок.
Наблюдаются случаи, когда немцы сбрасывают с самолетов небольшие диверсионные группы, вооруженные легкими минометами. Такая группа открывает где-нибудь в тылу минометный огонь по дорогам, стремясь нарушить движение транспорта и посеять панику. В большом количестве снабжаются минометами воздушные и парашютные десанты, для которых минометы заменяют артиллерию. Под прикрытием их огня фашистские десантники стараются занять выгодные пункты и парализовать движение по дорогам.
Наши командиры и бойцы внимательно изучают тактику врага и успешно ей противодействуют. // Майор
П.Коломейцев. ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
***********************************************************************************************
Партизанская ночь
Темной ветки тихий хруст
И опять безмолвен куст.
Кто идет сквозь мрак густой?
Тень.
Другая.
- Ваня! Стой! -
Силуэты деревень.
Ночь.
Мрак.
Тень.
Клубом дыма в небе роясь,
Через черный горизонт
Мчится в ночь фашистский поезд
Со снарядами на фронт.
Вдоль высокого откоса
Разговор ведут колеса.
Ваня! Бей, пока не поздно!..
Рельсы в сторону взмело,
Даже в темном небе звезды
Силой взрыва потрясло.
Дымным облаком накрытый,
Паровоз лежит разбитый...
Командир уходит в поле,
Партизаны вслед за ним.
Кто они? Пришли отколе?..
Ночь.
Мрак.
Дым.
Неумолчной канонадой
Боевые дни встают.
Партизанские отряды
К новым подвигам идут!
М.СВЕТЛОВ.
______________________________________________
А.Толстой:
Лицо гитлеровской армии* ("Правда", СССР)
В.Панюхов:
Ближний бой - уязвимое место немецкой пехоты* ("Красная звезда", СССР)
М.Галактионов:
Легенда о «непобедимости» германской армии* ("Красная звезда", СССР)
И.Александров:
Авантюристическая тактика фашистской пехоты* ("Красная звезда", СССР)
А.Кукушкин:
Авантюризм немецких генералов в использовании танковых войск ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная звезда» №190 (4945), 14 августа 1941 года