Борьба с новым немецким истребителем «Мессершмитт-109г»

Sep 04, 2018 23:50


М.Ротченко || « Красная звезда» №241, 13 октября 1942 года

В военных действиях следует быстро сообразить и немедленно исполнить, чтобы неприятелю не дать времени опомниться. А.СУВОРОВ.

# Все статьи за 13 октября 1942 года.




Истребитель «Мессершмитт-109» является наиболее распространенным типом немецкого боевого самолета. Основное его предназначение - очищать небо от авиации противника, обеспечивая своим бомбардировщикам свободу действий. Сковать действия этих самолетов - значит в известной степени сковать всю неприятельскую авиацию, лишив ее широкого тактического маневра.

«МЕ-109» - старый самолет. Он принят на вооружение германской военной авиации пять лет назад. Первоначальный экземпляр этого самолета, известный под маркой «МЕ-109е», применялся немцами в течение первых двух лет европейской войны и не подвергался какой-либо модернизации. Впрочем, немцы не видели в этом особой нужды, так как «МЕ-109е» по летно-техническим данным долгое время не уступал соответствующим английским самолетам. Необходимость в модернизации «МЕ-109е» возникла лишь в 1941 году, после того, как немецкие истребители встретились с новыми советскими и модернизированными английскими самолетами.

В итоге весной этого года появился на фронте новый вариант немецкого истребителя: «Мессершмитт-109ф». Основное его отличие от первоначального варианта: более совершенные аэродинамические фермы, более мощный мотор, вооружение.

Немцы пустили новый вариант своего истребителя в массовое производство и уже в июньских боях под Харьковом широко применяли его. В ходе этих боев обнаружилось, что в вооружении он уступал лучшим советским машинам. Немцы поняли это и усилили работу по дальнейшей модернизации своего истребителя. Так был создан третий его вариант - «Мессершмитт-109г». В конце августа этот новый самолет появился под Сталинградом.

Что он собой представляет? Так же как и в первый раз, модернизация самолета выразилась в усилении мощности мотора и вооружения. На самолете установлена дополнительная броня. Кроме того у самолета «МЕ-109г», по имеющимся данным, поднята высотность.

Все это, конечно, сказывается на боевом применении этого самолета и тактике воздушного боя. Известно, что современный воздушный бой нередко сводится к одной атаке и продолжается несколько секунд. Воздушный бой имеет тенденцию развиваться все дальше от земли, становится все более высотным. До последнего времени сферой деятельности немецких истребителей были высоты в 2-3 тысячи метров. Выше 3.000 метров преимущество переходило в руки советских летчиков. Именно на этих высотах наши летчики одерживали многие свои победы над немцами. Это и заставило немцев создать высотный самолет.

Летно-технические данные «МЕ-109г» в известной мере определили новые принципы его использования. Немцы сделали основным приемом своей тактики свободный удар с пикирования. Более мощное вооружение нового немецкого истребителя и применение снарядов с дистанционным взрывателем заметно увеличивают возможность поразить цель. Это позволяет немцам вести огонь по нашим самолетам с дистанции 200, 300, а подчас и 500 метров. После атаки немцы уходят вверх, стараясь занять прежнюю позицию и сохранить преимущество в высоте. Обычно враг обращается к вертикальному маневру, когда до советского самолета остается 100-150 метров. Но, разумеется, это не значит, что немцы отказываются от ведения огня с меньших дистанций: если позволяет обстановка, они не прочь подобраться к нашему самолету вплотную.

Ясно, что новые приемы ведения воздушного боя должны быть строго учтены. Обычно тактике немецких «свободных охотников» мы противопоставляли подчас сомкнутый строй четверки-шестерки своих истребителей. Поступая так, некоторые летчики надеялись усилить тем самым вооружение своих самолетов, создать более мощное огневое воздействие на противника. Этот прием оправдывает себя в бомбардировочной авиации, поскольку бомбардировщики могут вести круговой обстрел и обычно обороняются, а не нападают. Но поскольку речь идет об истребительной авиации, нужно учесть недостатки подобного образа действий.

Сомкнутый строй по существу сковывает лучшие качества, свойственные летчику-истребителю и его самолету. Он сковывает свободу истребителя, ограничивает маневр, значительно уменьшает скорость. Привыкнув ходить в плотной группе, летчики отвыкают от самостоятельных действий. А ведь именно такая тактика открывает большие возможности для действий врага как в том случае, когда он атакует наши самолеты, так и при выходе его из атаки. Иначе говоря, придерживаясь тактики одного сомкнутого строя, мы искусственно парализуем активность наших самолетов, ограничиваем их действия.

Отсюда следует ясный вывод: надо решительно отказаться от сомкнутого строя наших истребителей, дав возможность летчикам вести борьбу с врагом посредством широкого маневра. Это означает, что нужно так расставлять силы, чтобы немец, стремящийся атаковать нас или уйти от нашей атаки, был всюду перехвачен советскими летчиками. Все это станет возможно, если мы эшелонируем свои самолеты по высоте, расположив их в два, а подчас и в три яруса. Пользуясь материалами последних боев, можно с известной точностью представить себе расстановку наших сил в таком бою.

N авиаполк участвовал в наиболее ожесточенных боях за Сталинград. Летчики полка провели сотни воздушных боев со всеми немецкими самолетами, в том числе с истребителями новой марки «МЕ-109г». Из 83 самолетов врага, сбитых полком за двадцать дней сентября, больше половины относится к истребителям «МЕ-109ф» и «МЕ-109г». Многие наши летчики сбили по нескольку новых немецких истребителей: майор Клещев - 4 самолета, старший лейтенант Каюк и лейтенант Шишкин - по 3. Рассмотрим, чему учит опыт лучших наших летчиков, опыт полка в целом.

Боевая практика показывает, что немцы идут на атаку, имея превышение в высоте не меньше 500 и не больше 1.000 метров. Бросив свой самолет в пике, немецкий летчик проходит 500-1.000 метров, выравнивает машину, открывает огонь и, когда до цели остается сто метров, - уходит, пользуясь восходящим маневром. Если все эволюции, которые проделывают немецкие истребители при атаке, представить зрительно, то они будут выглядеть опрокинутым равнобедренным треугольником. Расставляя свои силы, мы должны эшелонировать их в три яруса: верхний ярус надо расположить над треугольником, второй - на уровне его углов, третий - у вершины.

Самолеты верхнего эшелона первыми наносят удар немцам. Им придется нести главную тяжесть борьбы с немецкими истребителями. Значит, как правило, их надо освобождать от борьбы с бомбардировщиками врага или от патрулирования над полем боя. Это - самолеты высотного боя, их задача - борьба с истребителями. Соответственно этому создается их строй: они ходят парами - по две-три пары, все время маневрируя.

Самолеты среднего эшелона составляют главную силу боевого порядка истребителей, его ударный кулак. Задача их: бить вражеские бомбардировщики. Здесь будет чаще всего восемь-десять машин. Располагаются они в виде подковы, обращенной своей дужкой вперед, и идут не сомкнуто, а несколько рассредоточенно. Интервалы между ними - 50-80 метров. Самолеты, находящиеся на концах подковы, т.е. завершающие строй, защищают друг друга и этим охраняют от атак подходы к строю сзади.

Придерживаясь такого способа в построении, N истребительный полк, о котором речь шла выше, сумел надежно защитить свои самолеты, идущие к цели. За время последних боев под Сталинградом не было случая, чтобы враг выбил из боевого порядка, построенного в виде «подковы», хотя бы один самолет.

Соответственно задаче среднего эшелона подбирается состав его летчиков и самолетов. Так, например, некоторые наши самолеты, обычно действующие в этом эшелоне, имели пушку, поражающую бомбардировщик с одного удара. Однако борьбой с тяжелыми самолетами противника функции летчиков среднего эшелона не ограничиваются. Вражеские истребители могут преодолеть сопротивление нашего верхнего яруса и ворваться в зону среднего. Тогда действующие здесь летчики должны будут совмещать две функции: бить бомбардировщики и парировать удары истребителей противника.

Наконец, самолеты нижнего яруса имеют задачу - «подбирать» самолеты врага, выходящие из пике или случайно выпавшие из боя. Здесь достаточно работать одной-двум парам истребителей.

Установлено, что немцы начинают бой в составе шестерки и потом наращивают свои силы, вызывая к месту боя вторую, третью шестерку, чтобы первые самолеты могли выйти из боя. Нам надо значительно улучшить практику боя с наращиванием сил. Это станет возможно, если мы установим надежную радиосвязь самолетов, ведущих бой, с землей и будем в любой обстановке успешно регулировать свои силы. В том случае, когда бой ведется при соотношении сил 4 : 4, 6 : 6 и больше, целесообразно одному самолету, а иногда и паре, попеременно выходить из боя, набирать высоту и бить врага с пикирования. Это позволит одному-двум нашим самолетам постоянно иметь преимущество в высоте.

Установлено, что излюбленным маневром врага является уход по вертикали вверх. При ясной погоде немцы широко и не без успеха пользуются этим маневром. Значительно труднее им действовать так при сплошной облачности. Плотный покров облаков как бы срезает восходящую вертикаль «Мессершмитта», и враг бывает вынужден устремиться вниз. Как показывает опыт, немцы уходят вниз переворотами через крыло. «Мессершмитт» выполняет перевороты с форсированием, подставляя брюхо. Надо бить «Мессершмитт» именно в это время.

Летчики N истребительного полка широко пользуются этой возможностью. В одном из воздушных боев, происходивших в конце сентября под Сталинградом, летчики старший лейтенант Кошелев и лейтенант Шишкин перехватили новый немецкий истребитель, пытающийся уйти вниз, применяя перевороты, прижали его к земле, убили пилота и вогнали «Мессершмитт» в землю.

В воздушном бою с немцами необходимо стараться поразить врага с первой-второй атаки. В том случае если это сделать не удается, надо сохранить свое преимущество в высоте и навязать врагу длительный маневренный бой. В маневренном бою наш самолет-истребитель имеет некоторые преимущества перед немецкими. Наш истребитель лучше ведет себя на виражах. Он обладает высокой скоростью при выполнении основных фигур высшего пилотажа, к которым обращается летчик в маневренном бою. Наконец, нашему летчику-истребителю иногда есть расчет затянуть такой бой, так как он имеет больший запас горючего, нежели новый вариант немецкого самолета-истребителя.

Необходимо иметь в виду несколько приемов маневренного боя, которые увеличивают эффективность наших ударов. Это, прежде всего, - ведение боя на горизонтальном маневре. Маневр по горизонту невыгоден для врага. Его машина лучше ведет себя в вертикальной плоскости и хуже в горизонтальной. Немцы умело используют довольно высокую скорость своего самолета для ухода от огня наших истребителей. Неприятель старается выжать предельную скорость, когда чувствует, что попал на прицел. Надо бить его в тот момент, когда он вынужден делать вираж. Именно в это время наш летчик имеет лучшие возможности открыть огонь и сразить немца.

Открывать огонь следует с дистанции в 100-150 метров. Бить лучше всего по нижней и верхней части фюзеляжа. Здесь у немецкого самолета не защищены или недостаточно защищены такие места: мотор, маслорадиатор, водорадиатор, бензобак. Выгоднее вести бой, вынуждая немца к сложным эволюциям в воздухе. Управляемость наших истребителей значительно лучше управляемости немецкого самолета. Установлено, что выполнение сложных эволюций в воздухе требует от нашего летчика меньших усилий, нежели от немца, пилотирующего новый «Мессершмитт».

Последний вариант немецкого истребителя «МЕ-109г» - сильная машина. Однако, как показывают действия наших лучших летчиков, новый немецкий самолет вполне можно сбивать. Надо только вести бой расчетливо и умело, надо правильно строить тактику боя, учитывая боевые качества своей машины и неприятельской. Мы должны тщательно изучить принципы воздушного боя с новыми немецкими истребителями, твердо освоить эти принципы и применять их в бою. // Майор М.Ротченко. РАЙОН СТАЛИНГРАДА.

___________________________________________________
В.Земляной: Советские ассы в бою* ("Красная звезда", СССР)
Стойко защищать Сталинград с воздуха* ("Красная звезда", СССР)
В.Давыдов: Воздушные бои под Сталинградом* ("Красная звезда", СССР)
В.Земляной: Удары с воздуха по врагу под Сталинградом* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №241 (5305), 13 октября 1942 года

осень 1942, октябрь 1942, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up