Илья Сельвинский. Язык плаката

Jun 14, 2018 23:46

И.Сельвинский || « Литература и искусство» №25, 19 июня 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Песни Отечественной войны. И.Сельвинский. Язык плаката. Информация. Урал в художественной литературе. Творческое совещание о массовой военной песне. Накануне смотра художественной самодеятельности. Могучее средство массовой агитации. 2 стр. П.Антокольский. Война и культура. Б.Пророков. Художник-агитатор. С.Герасимов. Театр Красной Армии. К.Кузнецов. Эдвард Григ - музыкант и мыслитель. 3 стр. В. Бахметьев. Федор Гладков. В.Кригер. Концерты Ольги Лепешинской. Т.Жирмунская. Рождение живописца. И.Глебов (Б.Асафьев). Третья симфония Рахманинова. Н.Незлобин. Моим жильцам (стихи). Информация. Ленинградские мастера. Творческие планы Малого театра. 4 стр. В.Гогуа. Театры Грузии сегодня. Анна П. С кинопередвижкой в тылу врага. Ю.Данилин. Стихи Н.Рыленкова. О.Л. «Несокрушимая уверенность». Информация. Новые постановки Киргизской оперы. Писатели Украины у старобельчан.

# Все статьи за 19 июня 1943 года.




Мы вправе требовать от плаката прежде всего действенности. Плох тот плакат, к которому можно адресовать вопрос, с каким в свое время Одоевский обращался к музыке: «Чего ты хочешь от меня, соната?».

В самом начале войны появился плакат «Горжусь сыном». К этому плакату бойцы относятся сдержанно. «Горжусь сыном» читают они и тут же спрашивают: «А дальше что?»




В истории нашей агитации можно вспомнить немало плакатов, которые обращались к зрителю непосредственно: «Делай то-то! Запишись туда-то! Ты еще не записался?!» и т.д. Иногда рядом с текстом на них изображали человека с указующим перстом. Однако даже в области плаката чистая дидактика оказывается менее действенной и доходчивой, чем лирика с агитационным уклоном.




Для примера приведу два плаката на одну и ту же тему. «Знамя полка - честь полка» Кокорекина и «Клянусь победить врага» Тоидзе. В первом плакате очень выразительно нарисован боец, несущий знамя. Но почему плакат называется «Честь полка» - неясно. Иное дело у Тоидзе. Здесь человек, целующий край знамени, овеян каким-то особым обаянием воинского ритуала. Это тема, которая сейчас входит в круг воспитания советского воина: мы переживаем на фронте совершенно новое ощущение - ощущение поэзии боевых знамён, орденов, погонов. Нам стало понятно, что в этих знаках символизированы особые боевые традиции, которые с честью продолжает наша армия. Вот почему плакат Тоидзе произвел впечатление. Однако это успех не только темы, но и мастерства. Тоидзе удалось создать в своём плакате ощущение высокой торжественности, которая связана с клятвой бойца перед знаменем. И самый облик бойца найден Тоидзе очень правильно: это настоящий воин, в нем есть обаяние мужественности.




Очень большое впечатление на бойцов произвёл также плакат Корецкого «Воин Красной Армии, спаси». Боец хочет, чтобы плакат был, как лирическое стихотворение, как повесть, как драма. И в плакате «Воин Красной Армии, спаси» он воспринимает надпись не как фразу автора плаката, а как обращение к нему самой женщины, которая стоит перед фашистским штыком, прижав к себе ребёнка.




Между прочим плакат Корецкого произвёл сильное впечатление не только тематикой, но и тем, что женщина, изображенная на нем, красива. Наш народ любит красивых людей. Когда бойцам показывают, допустим, моряка, то это должен быть, кроме всего прочего, ладный парень, обаятельный человек.




Вспомним фильм «Подкидыш». Основная тема этого фильма - любовь нашего народа к детям. Но представьте себе, что «подкидыш» не был бы таким очаровательным ребенком? Конечно, впечатляющая сила фильма снизилась бы. То же можно сказать и о плакатах.

Конечно, не нужно, чтобы красота людей, изображаемых на плакатах, превращалась в самоцель. Не следует «украшать». Украшательство может принести только вред. Да и вообще понятие «красота» несколько расплывчато. Есть, к примеру, не плохой плакат художника Шмаринова «Воин, ответь родине победой»: изображена девушка, которая протягивает воину винтовку. Эта девушка очень красива, классически красива. Размер её лба точно равен величине носа, а эта величина точно соответствует расстоянию от ноздрей до подбородка, т.е. педантично соблюдена математика пропорций, которой учил нас ещё Гнедич. Но беда в том, что это не русская девушка. Это античная эллинка. Правильность ее черт не типична для русского лица. И, разумеется, понятие красоты нельзя рассматривать вне времени, вне конкретного народного характера.




Применительно к литературе мы часто говорим, что мысль, выраженная словами, является предложением, но необязательно является поэзией. Точно так же и плакат может излагать идею, даже не давая образа, т.е. не становясь живописью. Бойцу плакат дорог тем, что дает пищу для размышлений. Это апелляция к его воле в конечном счете, а не с самого начала.

Другое качество, которого требуют от плаката наши бойцы, это оперативность.

У нас много плакатов, по теме и настроению отвечающих первому периоду войны, и почти нет плакатов, проникнутых ощущением нового, современного этапа борьбы советского народа против гитлеровских захватчиков.

Требования, пред’являемые к плакату на фронте, велики и сложны, но зато и оценка, которую дают плакатам бойцы, необычайно эмоциональна. Плакат, который понравился, становится как бы частью личного дневника бойца. Он его хранит, иногда вырезает из плаката понравившийся ему кадр.

Каждый плакат, который приходит на фронт, - праздник для бойцов: они его обсуждают, советуются, иногда посылают коллективную благодарность художнику. Художники-плакатисты имеют в лице фронтовиков замечательную аудиторию Имена Шмаринова, Корецкого, Тоидзе, Иванова и других известны сейчас сотням тысяч красноармейцев.

И хотя на плакат принято смотреть как на явление чисто злободневное и преходящее, но такова уж диалектика искусства, что «злободневка», связанная с коренными интересами народа, имеет все возможности заслужить бессмертие. // Илья Сельвинский.

**************************************************************************************************************************************************
С кинопередвижкой в тылу врага

В расположении партизанского отряда, действующего в одном из районов, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками, ясным зимним утром приземлился самолет. Вместе с другими грузами он доставил кинопроекционный аппарат и несколько жестяных коробок с фильмами.

В тот же день состоялся киносеанс в землянке, вырытой среди густого леса, партизаны смотрели советские художественные и документальные фильмы, последние номера Союзкиножурнала.

Так началась работа киномеханика Ани П. в партизанском отряде. В течение пяти месяцев находилась она в глубоком тылу противника, вместе с отрядом прошла сотни километров, показывая партизанам и населению оккупированных районов советские кинокартины. В суровых условиях походной жизни, часто в лесу под открытым небом или в тесных хатах колхозников отважная девушка провела 82 сеанса, на которых побывало более пятнадцати тысяч человек.

Ниже мы печатаем рассказ киномеханика Анны П. о её пребывании в партизанском отряде.

* * *

С большим волнением и радостью ехала я к партизанам.

Я знала, что меня ожидают трудности и лишения, но мысль о том, что я смогу принести хоть небольшую пользу героическим народным мстителям, дать им культурное развлечение в редкие часы досуга, воодушевляла меня. Я везла с собой кинопередвижку «ГОЗ», картины «Разгром немецких войск под Москвой», «Суворов», «Салават Юлаев» и несколько последних выпусков Союзкиножурнала.

Трудно передать радость партизан, когда они узнали, что к ним прибыл киномеханик с аппаратом и фильмами. Видя нетерпение участников отряда, я уже в день приезда устроила в землянке сеанс. Когда кончалась одна картина, зрители требовали немедленно показать другую.

С этим отрядом мне довелось пройти сотни километров по районам, временно захваченным немцами. Много ударов нанесли партизаны гитлеровцам - взрывали мосты, пути, пускали под откос поезда, уничтожали вражеские гарнизоны. Немцы, несмотря на все старания, не могли разгромить отряд. Вскоре после моего приезда крупные силы «карателей» окружили нас в лесу, но партизаны с боями вырвались из окружения и продолжали бить немецких извергов.

И часто на привале, обычно в густом лесу, я натягивала на деревьях экран, устанавливала аппарат и показывала партизанам фильмы и киножурналы. Зрители по очереди крутили динамо. Для того чтобы во время сеанса не подвергнуться неожиданному нападению вражеских самолетов, в лесу расставлялись дозорные, которые следили за воздухом и предупреждали нас о грозящей опасности. Сорок пять таких «лесных» киносеансов провела я за время пребывания в отряде. Партизаны по нескольку раз смотрели одну и ту же картину, и она им не надоедала. Особенным успехом пользовался фильм « Разгром немецких войск под Москвой». Надо было видеть, с каким восторгом встречали зрители появление на экране товарища Сталина, какую радость вызывали картины героической борьбы Красной Армии на подступах к красной столице, какой ненавистью горели глаза партизан, когда кадры фильма показывали немецкие зверства.

image Click to view



На пути отряда встречались сёла и деревни, из которых партизаны выбивали гитлеровцев. В каждом из этих пунктов мы видели кровавые следы немецкого хозяйничанья, обгорелые избы и хаты, сожженные до тла здания клубов и школ, вырубленные сады, ограбленное до нитки население. Когда утихало первое радостное волнение, вызванное приходом партизан, я начинала готовиться к сеансу для местных жителей. Для этого мы выбирали самую большую избу в селе, завешивали окна, у дверей на столе пристраивали киноаппарат, вешали на стене экран и приглашали желающих смотреть.

Вот как обычно выглядел такой сеанс. В просторной избе некуда яблоку упасть. Хозяйка, для которой внизу нехватило места, взобралась на печь и качает грудного ребенка, не отрывая глаз от экрана. Женщины, дети, старики с любовью всматриваются в спокойное, уверенное лицо Сталина, ищут знакомых среди бойцов и командиров, смеются над оборванными, завшивевшими фрицами, поднимающими руки, чтобы сдаться в плен.

Измученные врагом люди как бы снова очутились в родном мире, вздохнули полной грудью, ощутили еще большую уверенность в близкой победе над фашистскими варварами, в своём скором полном освобождении.

Кончается сеанс, умолкает стрекотание киноаппарата. Зрители окружают меня, горячо благодарят, расспрашивают о жизни в Москве, рассказывают о том, что им пришлось вытерпеть под фашистским игом.

«Немцы говорили нам, что Красная Армия разбита, а Москва давно занята фашистами, - рассказывают они. - Но мы никогда не верили этим басням, а теперь собственными глазами увидели, как наши бьют гитлеровскую сволочь».

Страшно вспоминать рассказы колхозников о зверствах, которые чинили немцы. В одном селе гитлеровцы согнали всё оставшееся население в церковь и расстреляли женщин, детей и стариков из пулеметов. В другой деревне фашисты закололи штыками детей. Сотни людей расстреляны по подозрению в том, что они были связаны с партизанами.

Ненависть к жестокому врагу горит в сердцах советских людей. Многие жители присоединялись к нашему отряду, чтобы с оружием в руках мстить фашистам за разрушенные деревни и сёла, за заглубленные жизни колхозников. В одном селе в штаб отряда пришли пять девушек-колхозниц, которых немцы хотели угнать на каторгу в Германию, но не успели отправить. Девушки попросили взять их в отряд. Просьба молодых патриоток была удовлетворена.

В мае у меня был исчерпан запас ламп для проекционного аппарата и мне пришлось прервать демонстрацию фильмов. Провожая меня, партизаны просили скорее вернуться и привезти им новые фильмы, рассказывающие о сегодняшней жизни и борьбе советского народа. // Анна П.

**************************************************************************************************************************************************
МОИМ ЖИЛЬЦАМ

У нас весь день сегодня пели
Неугомонные жильцы:
Сегодня с юга прилетели
Сюда, на север, к нам скворцы.

Ну, что ж, рассказывайте, сыпьте -
Еще звончей, еще бойчей, -
Каких вы где-нибудь в Египте
Зимой наслушались речей?

Какая дальняя дорога!
И как могли вы нас найти?
Небось, видали много-много
На ветровом своем пути!

Вас не задели вражьи пули.
Вы под Москвою, на Пахре,
Вы русским воздухом вздохнули
На русской утренней заре.

Ну, отдыхайте, непоседы, -
Хоть знаю - в нынешнем году
И вам, скворцам, грозили беды
В колхозном поле и в саду.

Жестокий варвар, злобой взбешен,
Повыжег все, где проходил,
И ваших маленьких скворешен
Он от поджога не щадил.

Они сгорели вместе с домом,
С людским жильём родной земли,
И вы в краю давно знакомом
Своих домушек не нашли.

Но не тужите о квартире:
Квартир-скворешен хватит всем, -
К примеру я: сдавал четыре,
А в этот год поставил семь.

Н.Незлобин.

______________________________________________
М.Храпченко: Художники в дни войны* || «Известия» №76, 1 апреля 1942 года
Б.Ефимов: Оружием сатиры** || «Красная звезда» №200, 25 августа 1943 года
Кукрыниксы: Мастер политической карикатуры || «Красная звезда» №69, 22 марта 1944 года
А.Федоров-Давыдов: Рисунки художника Д.Шмаринова* || «Правда» №99, 16 апреля 1943 года

«Литература и искусство» №25 (77), 19 июня 1943 года

1943, лето 1943, советские партизаны, «Литература и искусство», Илья Сельвинский, июнь 1943

Previous post Next post
Up