Я.Милецкий || «
Красная звезда» №99, 28 апреля 1943 года
Отомстим немецко-фашистским мерзавцам за разграбление и разрушение наших городов и сёл, за насилия над женщинами и детьми, за убийство и увод в немецкое рабство советских людей! Смерть немецким оккупантам! (Из призывов ЦК ВКП(б) к 1 Мая 1943 года)
# Все статьи за
28 апреля 1943 года.
(От специального корреспондента «Красной звезды»)
Обезлюдела многострадальная смоленская земля. Печальные пепелища тянутся на десятки километров там, где были недавно живописные деревни. Изуродованы чудесные смоленские леса.
По дороге, разбухшей от грязи, бредет старик. Он с трудом переставляет отяжелевшие ноги в изорванных и насквозь промокших ботинках. Старик одет в лохмотья, худ, как скелет. Он идет, не обращая внимания на проезжих, упорно и терпеливо, как человек, решивший во что бы то ни стало достигнуть цели.
- Куда идешь, дедушка? - спрашивает какой-то красноармеец.
- В Гаврилово, - старик говорит так, будто упоминает всем известное название, и не может быть такого русского человека, который не знал бы деревни Гаврилово, что в Ярцевском районе на
Смоленщине.
- Сожжено Гаврилово. Нет его, дедушка,
Старик, не отвечая, махнул рукой и побрел дальше, мрачный и замкнутый в своем горе.
- Ни живой души нет там, дедушка, - крикнул боец вдогонку, - ни одного человека не осталось...
Старик внезапно остановился:
- Знаю... - голос его звучал глухо, - оттуда я - гавриловский. Ты не смотри на меня, парень, что я такой рваный, да грязный - гавриловский я!
Славилась деревня Гаврилово своим богатством и красотой. Было в ней 168 домов - все постройки новенькие, нарядные. Жили здесь люди зажиточно, счастливо. Богатели из года в год. Казалось им, нет в округе деревни краше Гаврилово. Гордились его жители школой, клубом и больницей. Построили лесопилку, мельницу, шерстобитку, льнотрепалку, да такие скотные дворы, что в пору в них балы закатывать.
Когда пришли немцы в Гаврилово, как черные вороны, набросились они на ее богатства. Грабили и разбойничали. Смертное белье, и то у старух забирали из сундуков. Тащили и приговаривали: «Матке, нах Берлин».
Потом вешали и расстреливали. Повесили Трофима Михайловича Андреева - почтенного колхозника. Расстреляли врача Александра Алексеевича Петрова, фельдшера-старика Алексея Зотовича Винокурова.
Жители деревни терпели да молчали. Только сердца их разрывались от
боли, обиды и злости на немцев. Ждали светлого часа освобождения. Только этой надеждой и жили.
Но вот в начале марта приехал в деревню Гаврилово немецкий карательный отряд, чтобы
выгнать всех жителей в фашистское рабство. На стенах домов запестрели бумажки комендантского приказа, который заканчивался словами: «За неповиновение - расстрел».
- Куда погонят? - спрашивали жители.
- Куда? С детьми малыми, со стариками...
- В Ярцево, в концлагерь, а там в Германию.
И решили жители деревни не подчиниться немцам. Это не было восстанием, подготовленным заранее, не было даже договоренности друг с другом. Просто каждый в душе своей решил: в Германию не пойду, родной стороны не покину!
Знали жители Гаврилово, что значит жизнь в ярцевском концлагере. Много наслышались они об этом страшном месте, огороженном колючей проволокой, где содержались обреченные на смерть люди.
Из уст в уста передавалось твердое решение:
- Не пойдем!
Тревожной была последняя ночь. На утро немцы об'явили сбор и отправку всех жителей деревни. Ночью было тихо на деревенских улицах, а на рассвете немецкий комендант обнаружил, что деревня... пуста. Ни единого человека не осталось в домах. Бросив всё свое добро, триста жителей деревни покинули родимый кров и ушли в лес. Ушли огородами и задними дворами. Ушли целыми семьями, неся грудных детей на руках.
Старик-колхозник Варфоломей Митрофанович Хохлов вел людей в глубокую чащу, чтобы здесь
укрыть их от лютого врага. В суровом молчании двигались люди. Детишки, ухватившись за подолы материнских платьев, не плакали и не кричали. Все чувствовали одно: деревня идет против немцев.
Варфоломей Митрофанович собрал всех в лесу, сказал:
- Тяжело нам будет. Умрем, но в рабство не пойдем.
И деревня Гаврилово стала жить в лесу, под открытым небом, на холоду. Матери телами своими согревали детишек, старики собирали хворост на костры. Жили впроголодь, питаясь тем, что успели захватить из дому.
Немцы, узнав, что деревня пуста, бросились прежде всего грабить дома. Потом они вызвали минометную батарею, установили ее на опушке и стали обстреливать лес. Сами итти туда боялись, а мин не жалели. Но недолго пришлось немцам воевать с жителями деревни Гаврилово: приближалась Красная Армия.
Ночью запылала деревня. Всю дотла сжег ее враг. Зарево пожара видели люди в лесу.
- Горит Гаврилово, - говорили они, и слезы катились по их щекам.
...Старик стоит у сожженной деревни. Влажными глазами обводит он мертвые пепелища, где у края установлена новая надпись: «Гаврилово». Потом он поворачивается на восток и смотрит вдаль. Он видит приближающуюся толпу людей - стариков, женщин, детей. Триста непокорных русских людей возвращались из леса в родную деревню.
Варфоломей Митрофанович: встречает их горестным, но твердым взглядом:
- Стряслось великое горе. Но мы живы остались, не угнал нас немец в Германию. Отстроим родной дом, наше Гаврилово краше прежнего. // Майор
Я.Милецкий.
_______________________________________
В деревне, отбитой у врага* ("Красная звезда", СССР)
П.Корзинкин:
Под пятой оккупантов* ("Известия", СССР)
**************************************************************************************************************************************************
Из этого села немцы увели в фашистское рабство 74 человека. Боец, спаси их от смерти, верни их своим семьям! Вперед, на запад!
Снимок К.Лишко, 1943 год
★
МИТИНГ В ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ ОТ ФАШИСТСКОГО ВАРВАРСТВА
СТАЛИНГРАД, 27 апреля. (ТАСС). Здесь состоялся многолюдный митинг в защиту детей от фашистского варварства. Выступавшие с трибуны митинга жители Сталинграда рассказывали о злодеяниях, учиненных гитлеровцами.
Тысячи детей Сталинграда в тяжелые дни осады остались без крова, лишились родителей, погибли от варварских бомбардировок, от голода и холода, были замучены гитлеровцами. В кварталах, где побывали оккупанты, уничтожены 82 школы, разрушены и сожжены детские сады, библиотеки, Дворец пионеров.
Перед собравшимися выступили сами дети - жертвы фашистского произвола - 10-летняя Маша Носырева, жестоко избитая за то, что подняла голову, чтобы посмотреть на советский самолет, школьница Валя Арефьева, у которой немцы замучили тетю, бабушку и забрали все вещи, 9-летний Геня Хорьков из Тракторозаводского района, чуть не умерший от голода, и другие.
Об истреблении фашистами детей в Сталинградской области рассказывали участник митинга секретарь обкома ВКП(б) тов. Водолагин, гвардии майор Герой Советского Союза тов. Гоков, 17-летний сталинградский житель Виктор Иванов.
Выступавшие на митинге поклялись отомстить гитлеровцам за их злодеяния.
С огромным под'емом участники митинга приняли приветствие товарищу Сталину.
____________________________________________
Зона пустыни ("Красная звезда", СССР)**
О.Курганов:
На Смоленщине* ("Правда", СССР)
По следам гитлеровских убийц ("Красная звезда", СССР)*
П.Слесарев:
На смоленской земле* ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов:
На старой смоленской дороге ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №99 (5470), 28 апреля 1943 года