Е.Златова || «
Литература и искусство» №43, 24 октября 1942 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Искусство художественной агитации. В.Сидельников. Народ - о немецких зверствах. Подготовка к 25-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции. Кино в дни годовщины. Декада искусства Урала. Архитектурное творчество за 25 лет. Лучшие работы ивановских художников. Город Великого Октября. 2 стр. Е.Ковальчик. Повесть о гневе народном. В.Колыбельников. Слово, ведущее в бой. Н.Дорохин. Художественники на фронте. Мы читали «Русские люди» (Письмо группы бойцов и командиров). Лучшие силы театра - на обслуживание Действующей Армии (Обращение фронтовой бригады МХАТ). 3 стр. С.Дурылин. Творчество художника-патриота. Б.Брайнина. За землю русскую. В.Кеменов. Нестеров. Е.Златова. Орден стойких. Информация. Похороны М.В.Нестерова. 4 стр. И.Бэлза. Скрипичный концерт Книппера. А.Камнев. Новые стихи Исаковского. И.Вейнерович. С киноаппаратом в тылу врага. К.Ланская. В мастерских художников. Информация. Вечер литературы и музыки Народов Прибалтики. Описание разрушенных памятников культуры. Кинопередвижка в горах Памира. Симфонический сезон в Новосибирске. По советской стране. Московская хроника. Альманах горьковских писателей.
# Все статьи за
24 октября 1942 года.
В «Ленинградской поэме» Ольги Бергольц старый гравер создает особый «ленинградский орден». На нем изображены стоящие плечом к плечу мужчина, женщина и ребенок. Они стоят под градом бомб, гордо подняв голову. Вокруг выгравирована колючая проволока - символ блокады, и надпись: «Я жил зимою в Ленинграде».
Книжка стихов Ольги Бергольц «Ленинградская тетрадь» - «это гимн ленинградцам, опухшим, упрямым, родным», скромным, безымянным «труженикам ПВО», с лопатой в руках выходившим на бой, на крышу, под бомбы, женщинам, со сжатыми губами охраняющим город, с гранатой у пояса, рабочему, который
…точил, пока рука
Могла производить движенье,
А если падал - у станка,
Как падает солдат в сраженьи.
Почти все стихи, помещенные в «Ленинградской тетради», снабжены краткими прозаическими эпиграфами, определяющими координаты каждой вещи во времени. «Двадцать третье июня 1941 года. Об’явлена всеобщая мобилизация» - напечатано над стихотворением, открывающим книгу. «Сентябрь 1941 года. Враг у ворот Ленинграда. Хлебная норма уменьшена. Ленинградцы строят баррикады» - напечатано над «Письмом на Каму». Эти эпиграфы не случайны. Упомянутые в них события предстают в каждом стихотворении преломленными в личной судьбе человека. В книге Ольги Бергольц война показана, как сражение с каждым отдельным советским человеком, как вторжение врагов в личную, частную жизнь каждого из нас. Враги стреляют «прямо в нашу жизнь». Поэтому в книге так много «семейного»: и «Машенька, сестра моя, москвичка», и мать на далекой Каме, и не рожденное еще дитя - все это дано в неразделимом слиянии с судьбой страны, с судьбой города, освещенного революцией, осененного исторической славой. В этом - своеобразие и сила стихов Ольги Бергольц.
Братство людей, вынесших ленинградскую зиму 1941-42 г., воспето Ольгой Бергольц проникновенно и сильно. Она знает, что дело было не только в том, чтобы прожить эту зиму, вынести голод, холод, мрак, усталость и встретить весну живым существом. Это - выносливость, но в этом нет геройства, как нет геройства в усилиях утопающего достичь берега. Подвиг стойкости заключается в другом: сберечь в себе свойства советского человека, сохранить непреклонную веру в победу, не позволить инстинкту самосохранения подавить высокие человеческие чувства - это воистину подвиг стойкости, достойный прославления.
В «Первом письме на Каму» поэтесса отвечает на просьбу матери поберечь себя:
Я берегу себя, родная,
Не бойся, очень берегу.
Я город наш обороняю
Со всеми вместе, как могу.
Я берегу себя от плена,
Позорнейшего на земле.
Так простое житейское стремление «сберечь себя» Ольга Бергольц наполняет подлинно патриотическим смыслом. Нет для советского человека способа беречь себя иначе, как вступая в борьбу с врагами. И второй смысл: беречь себя - значит для советского человека прежде всего беречь свое достоинство гражданина, товарища, труженика.
Очень точные, скупые и выразительные слова находит автор для того, чтобы создать в воображении читателя то, что очень трудно представить себе, не пережив, - ленинградскую зиму. Во всей осязаемости встает ленинградский быт этого времени.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья:
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят.
Дрова и скарб, умерших и больных.
И над всем этим - «рыдающий, тяжелый, мерный гул» - гул канонады.
Вело и поддерживало ленинградцев в эти дни ощущение неразрывной, ни на минуту не слабеющей связи с огромной родной страной, лежащей за кольцом блокады. Это было чувство дружбы всех советских людей, которое выросло и окрепло за двадцать пять лет революции. Это было чувство, которое четырем папанинцам на льдине не позволяло считать себя одинокими, чувство, которое поддерживало челюскинцев в лагере и Марину Раскову в Приамурской тайге.
Дружбу эту, готовую на любые жертвы, показывает автор.
Нельзя без волнения читать главу «Ленинградской поэмы», которая повествует о подвиге шофера, везшего хлеб ленинградцам.
То же чувство диктует бойцу письмо к жене («Ленинградская поэма»), где он пишет, что «Ленинград ожег мне душу» - ожег жалостью к голодным детям, ожег ненавистью и жаждой мести.
Была еще одна сила, ведущая вперед, - вера в победу.
И среди ленинградской холодной ночи мать слагает песню для еще не рожденного сына, песню о счастье, которое наступит после победы, когда «ласточки вернутся в города».
Несгибаемую душу нужно иметь, чтобы петь эту колыбельную в осажденном врагами Ленинграде, чтобы выше призрака гибели поднять мечту о победе.
За эту мечту предстоит еще бороться, бороться без пощады к врагу, без жалости к себе, и Ольга Бергольц знает это:
Так пусть гремит сегодня гимн
Одной неутолимой мести.
Пусть только ненависть сейчас,
Как жажда, жжет уста народа.
«Ленинградская тетрадь» написана неровно. В первой половине книги есть несколько стихотворений, где голос поэта звучит вяло и глухо, не проникая к сердцу читателя.
Есть несколько (правда, немного) неудачных, неряшливых строк, которые следовало бы доработать в следующем издании, например: «Лежу, порою до костей - достигнет снег…».
Лучшие вещи в книге - прекрасное по мысли «Первое письмо на Каму», «Разговор с соседкой», «
Февральский дневник».
Книга стихов Ольги Бергольц - одна из тех, которые захочется перечитать в трудные минуты жизни, в дни испытаний и горя, для того, чтобы почувствовать маленькую, но крепкую женскую руку, руку верного товарища. //Елена Златова.
***********************************************************************************************
Ладожская трасса.
Рис. И.Серебряного (Ленинград).
***********************************************************************************************
Описание разрушенных памятников культуры
Фашистские вандалы разграбили и уничтожили ценнейшие памятники русской и мировой культуры в Петергофе, Пушкине, Павловске, Гатчине. Вырублен лицейский парк в Пушкине, сожжен дом, где жил великий русский поэт, разрушены знаменитые петергофские фонтаны.
Государственная инспекция по охране памятников Ленинграда приступает к научному описанию дворцово-парковых ансамблей этих городов и поселков.
Бригады под руководством академика архитектуры Л.Ильина, проф. В.Макарова, архитекторов Г.Гримма, Я.Гликина и Л.Тверского опишут возникновение и основные этапы сооружения дворцово-парковых ансамблей; они составят далее сводный перечень всех ценных исторических сооружений, отражающий их состояние до вторжения фашистских орд, описи помещений, имеющих архитектурно-историческое значение, и ценнейших предметов внутреннего убранства, хранившихся в дворцах.
Работы бригад будут иллюстрированы проектами, обмерами, рисунками, фотографиями дворцов и парков. Общее руководство научно-исследовательской работой по описанию исторических памятников возложено на члена-корреспондента Академии архитектуры СССР И.Фомина.
★
В издательстве Академии архитектуры выходит из печати специальный выпуск «Сообщений комиссии по охране и восстановлению памятников архитектуры», посвященный памятникам русского зодчества, разрушенным или поврежденным немецкими захватчиками.
В книгу вошли акты и протоколы, составленные специальной бригадой Академии архитектуры в городах Калинине, Можайске, Калуге, Богородицке, Боровске, Волоколамске и других. К протоколам и актам приложены исторические справки о всех сооружениях, пострадавших от немецких вандалов. Значительную часть книги занимают фотографии, снятые на месте разрушения, а также репродукции наиболее ценных памятников до их разрушения.
______________________________________________
Оружие искусства ("Известия", СССР)**
К.Симонов:
Писатель-боец ("Красная звезда", СССР)*
А.Ромм:
Писатель-воин ("Литература и искусство", СССР)
Н.Тихонов:
Певец боевой молодости ("Красная звезда", СССР)*
Р.Паркер:
В испытаниях войны * ("Литература и искусство", СССР)
К.Симонов:
Военный корреспондент ("Литература и искусство", СССР)
Советские писатели в отечественной войне* ("Литература и искусство", СССР)
«Литература и искусство» №43, 24 октября 1942 года