Илья Эренбург. Гитлеровская орда

Jun 26, 2009 14:06


И.Эренбург || « Красная звезда» №148, 26 июня 1941 года

Вероломный враг вступил на землю нашей Родины. Не позволим фашистским варварам топтать прекрасную советскую землю.

# Все статьи за 26 июня 1941 года




Я видел немецких фашистов в Испании, видел их на улицах Парижа, видел их и в Берлине.

Они разговорчивы. В Париже они жаждут душевного общения - им скучно: никто с ними не хочет разговаривать. Они охотно обнажают перед миром свою несложную, но «оригинальную» душу.

Они горды своей «культурой». Об Испании они говорили: «Дикая страна». В Париже они негодовали: «Какой грязный город - разве что для негров!» Испанцы первые узнали, что такое фашистская культура. Потом с этим ознакомились чехи, поляки, французы, норвежцы и десяток других народов.




Потом началось мирное разрушение. Крестьянам об'являли: «Уходите! Мы устраиваем маневры...» И деревню сжигали. С заводов вывозили оборудование. Вырубали прославленные плодовые сады Франции. Людей арестовывали и расстреливали. Книги сжигали.

Они пришли в Париж, как корректные туристы: им приказали вести себя прилично. Но неделю спустя прорвалась звериная сущность фашизма.

Самым безобидным занятием был грабеж. Конечно, фашисты грабят организованно - они напечатали в огромном количестве «оккупационные марки» - эти деньги не имеют хождения в Германии, это - фальшивые деньги, но печатают их не частные фальшивомонетчики, а гитлеровское правительство. Приказали открыть все склады, все магазины. Послали расторопных денщиков, грузовики.

Вот несколько сцен - действие происходит в Париже.

Ресторан. Заходит немецкий офицер. Первый... Девушка-подавальщица надевает пальто: «Не хочу ему подавать!» Он вежливо улыбается. Он читал романтиков и любит красивые жесты. Он только что-то шепчет своему спутнику: штатскому в новеньком парижском костюме. И девушку арестовывают.

Они расстреливали беженцев на дорогах. Вокруг Парижа стоял трупный смрад - от убитых стариков, женщин, детей. Они расклеили в городе плакат. Он изображал немецкого солдата, защищающего женщину с детьми. На руках у солдата - грудной ребенок. (Эти звери никогда не забывают посюсюкать!) На плакате было написано: «Вот покровитель французского населения», а ниже: «За повреждение плакатов - смертная казнь».

Они методично унижали французов. Когда в Компьене был поставлен трагический фарс и французским капитулянтам продиктовали позорнейшие условия перемирия, парижское радио передало: «Гитлер проявил свое великодушие. В палатке, предоставленной французским парламентерам, были графин с водой и стаканы». Да, эти « рыцари», засунув в карман Францию, великодушно дали французским генералам глоток французской воды!..

Потом пошли приказы - за что полагается расстрел. За многое... Один слушал английскую радиопередачу, другой сказал, что англичане бомбили Кельн, третий накормил племянника, который пробирался в Лион, четвертый «не проявил уважения к германскому флагу», пятый... Нет места перечислять: они убивают, потому что они должны убивать - в этом их сущность.

Особенно отличаются офицеры. У них породистые физиономии дегенератов. По фашистской теории это - образцы хорошей германской породы. Ведь фашисты подходят к человеку как к племенному быку или к породистому кобелю... С солдатами офицеры высокомерны, даже грубы. Я видел, как офицер выкидывал солдат из вагонов: в воздухе висела ругань. Офицеры после воинских трудов развлекаются: покупают дамские чулки для милых невест и ночи проводят в домах терпимости. В Париже первым делом они облюбовали полсотни таких домов и написали на дверях: «Только для господ военных».

Сорокалетние солдаты стараются быть мягче с населением: они помнят прошлую войну. Тогда тоже победа была за победой. А кончилось все разгромом и голодом. Они не забыли об этом. Когда я их спрашивал: «Что будет дальше?», они только вздыхали.

Молодые солдаты выдрессированы фашистами: их с раннего возраста отучали думать. Они повторяют фразы лейтенантов и фельдфебелей. Однако иногда в их головы проскальзывают первые смутные мысли. Тогда они морщат лоб, как трехлетний ребенок. Я заметил, что процесс мышления просыпается в них от хорошего шума - те, что побывали во фландрской битве, уже проявляли некоторую способность думать, говорили: «Еле спаслись. Это был ад. Ужасная вещь война! Наши танки давили наших раненых - торопились... Сколько трупов сожгли!..» Для фашистского солдата это было уже сложной философской системой...

Что говорят другие, еще девственно невинные? «Мы должны организовать весь мир. Англичане не хотят, чтобы мы их организовали. Но мы их заставим... (Здесь солдат иногда добавляет: «Я надеюсь, что мой полк туда не пошлют...») Потом мы должны организовать Россию. Это очень большая страна. Страшно подумать, какая большая». (Здесь солдат про себя мечтает - может быть, меня туда не пошлют?)

Они привыкли к легким победам. В Голландию, даже в Париж они отправились, как на базар - добра много и добро плохо лежит... Я слышал, как они кричали: «Через месяц мы будем в Лондоне». Англичане ответили: «Мы вас ждем. И рыбы в море вас тоже ждут». Здесь фашисты вдруг начали бормотать, что им не к спеху в Лондон, могут подождать - и они, и англичане, и особенно рыбы.

Наиболее способные думать говорили: «Побед много, а результатов нет...»

Они вытоптали захваченные страны. Снова перешли на голодный паек. Когда я был в Берлине, одна бедная женщина увидела у моей жены кусочек сыра. Она нервно спросила: «Откуда это у вас?» Жена ответила: «Из Франции». И немка вполне искренно воскликнула: «Счастливые французы!..» Да, она позавидовала побежденным французам: ее мучил голод и она не знала, как заменить кусок хлеба десятком побед.

И вот предводитель дикой орды заявил: «Есть еще одна неразграбленная страна, и какая!..» Правда, для дипломатов он придумал другое об'яснение - нельзя же всем сказать - «мы решили пограбить».




И орда двинулась. Бесспорно, у многих фашистов ноет сейчас под ложечкой. Я уж не говорю о сорокалетних: эти-то помнят, как кончаются украинские авантюры... Но и среди молодых есть люди поскромнее, те самые, что вздыхали: «Очень большая страна...» Пространство их несколько смущает. Правда, фашистские генералы говорят, что в наш век пространство не имеет значения, но солдаты предпочитали бы пойти походом на государство поменьше, скажем, на Швейцарию или на Португалию...

Я, конечно, не преувеличиваю силы этих сомнений. Как я уже сказал, фашисты не умеют думать до первого удара. Они начинают слушать чужие радиопередачи только после того, как они ознакомились с голосами снарядов. Они пошли на нас, привыкшие к безнаказанным набегам. Им сказали, что они идут в баснословную страну - там на каждом дереве растут французские булки. Они уже глотали слюнки... Их ожидает разочарование. Конечно, тучны наши поля и сады. Но не для врага вызревают плоды, не для врага колосятся нивы. Для врага у нас не булки, а бомбы, враги живыми назад не уйдут. // Илья Эренбург.
________________________________________________
А.Ерусалимский: О моральном облике гитлеровского офицера ("Красная звезда", СССР)
А.Ерусалимский: Моральное состояние гитлеровского солдата ("Красная звезда", СССР)

********************************************************************************************************************
Захватили в плен немецких солдат

КИЕВСКИЙ ОСОБЫЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 25 июня. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Когда наша пехота поддерживаемая танками, перешла в контратаку, четыре немецких солдата спрятались от огня в воронку. При приближении красноармейцев они не произвели ни одного выстрела. Они подняли руки вверх и сдались в плен. То были солдаты 36-го полка 9-й дивизии генерал-майора Фрайнер фон Шляйнец.

Сегодня мы присутствовали при допросе этих пленных.

Рядовой К. - крестьянин. У него небольшое хозяйство, которое он вел вместе со своей матерью. В армию его взяли год назад. Он заявил, что война с Советским Союзом была неожиданностью для немецких солдат. Еще несколько дней назад командир роты говорил солдатам, что Германия не будет воевать с СССР. Но в 7 часов вечера 21 июня он, построив роту, об'явил, что завтра начинается наступление против советских войск. Сообщение это не понравилось К., ибо он «вообще против войны, а главным образом против войны с Советским Союзом».

К. утверждает, что он не поддерживает фашистскую политику.

Фашизм, - сказал он, - это война, а я знаю, что такое война. 24 года назад погиб на войне мой отец. Такая же участь ждала и меня.

Пленный охотно отвечал на все вопросы и сообщил ряд сведений о своей части.

Ефрейтор Г. до мобилизации был кельнером ресторана в городе Марбурге. Он также с неудовольствием встретил весть о начале войны против Советского Союза.

- Я не думал, что нам придется воевать с Красной армией. Ведь нас все время обманывали. До последнего момента нам говорили, что войны с Советским Союзом не будет.

То же самое сказали и остальные пленные из этой четверки.

Советские пехотинцы и танкисты захватили в этом бою большое количество пленных. Среди них имеются офицеры, в том числе члены национал-социалистской партии.

Захвачены в плен также немецкие летчики: это живые трофеи наших артиллеристов-зенитчиков, подбивших в районе Львова несколько фашистских самолетов. Экипаж подбитого бомбардировщика «Юнкерс-88», выбросившийся на парашютах возле Львова, целиком взят в плен. // П.Ризин. А.Шуэр.
________________________________________________________
Немецкий солдат устал от войны ("Красная звезда", СССР)
Фашисты не ожидали такого отпора ("Красная звезда", СССР)
Немецких солдат гонят воевать за ненавистный фашизм ("Красная звезда", СССР)

********************************************************************************************************************
Доблестные воины Красной армии и весь советский народ, поднявшиеся на отечественную войну, уничтожат зарвавшегося врага.

☆ ☆ ☆

Железная стойкость пограничников

КИЕВСКИЙ ОСОБЫЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 25 июня. (По телефону). Вечером, как обычно, в ленинской комнате заставы собрались бойцы. Некоторые углубились в чтение газет. Завзятые шахматисты склонились над шахматными досками.

Незаметно подкралась ночь. Пришла пора отдыхать. Дежурный об'явил отбой, и через несколько минут водворилась тишина. Вдруг совсем неожиданно на постах началась стрельба. Застава ожила.

Быстро, но без сутолоки и шума пограничники взяли из пирамид винтовки, получили патроны, гранаты и выстроились во дворе. Лейтенант Григорьев с группой бойцов первым бросился в сторону границы на поддержку товарищей. Часовых он застал залегшими. Они вели сосредоточенный огонь по многочисленным черным силуэтам фашистских солдат, переползавших на советскую землю.

Крепко стиснув зубы, лейтенант почти в упор поражает одного врага, второго, третьего. Рядом уже заливается пулемет. Черные силуэты на мгновение как бы замерли. Но вдруг с той стороны границы полетели бомбардировщики, где-то сзади и сбоку от себя Григорьев услышал разрывы авиабомб. Затем открыла огонь вражеская артиллерия, и атака возобновилась.

Два батальона немцев при поддержке артиллерии и авиации наседали в эту ночь на тридцать бойцов-пограничников. В течение четырех часов продолжался неравный бой. Пограничники держались стойко. Наконец, на помощь Григорьеву подоспели еще стрелковые подразделения, и тогда началась решительная контратака. Могучим ударом фашисты были выбиты за пределы советской земли. Красноармейцы захватили у них пушку, миномет, семь пулеметов и много пленных. // Ю.Скаковский.

☆ ☆ ☆

Боевой день бомбардировщиков

ЗАПАДНЫЙ ОСОБЫЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 25 июня. (По телефону от наш. спец.корр.). Это был боевой день, насыщенный напряженной работой, героизмом, самоотверженностью. Экипажи скоростных бомбардировщиков и днем и ночью оказывали содействие пехоте, бомбардировали склады горючего, скопления войск противника, железнодорожные сооружения.

Юго-восточнее Сувалки бомбардировщики успешно бомбардировали колонны немецких войск, в том числе танки. Потом вылетела эскадрилья громить вражескую конницу.

Немало отрадных вестей привезли отважные летчики.

- Разбит воинский эшелон немцев, - доложил тов.Коломейченко.

- Сбиты два «Мессершмитта 109», - сообщил тов.Никифоров.

- Скопление противника в районе К. рассеяно, - таков был рапорт тов.Лозенко.

Особенно успешным был вылет 16 самолетов для бомбежки скопления пехоты, артиллерии, автотранспорта и повозок в районе С. Бомбы легли в цель, нанеся противнику большой урон.

Во время этой операции на бомбардировщиков набросились немецкие истребители. Советские летчики сбили три вражеских самолета. В этом воздушном бою была подбита машина младшего лейтенанта Белогурева. Однако летчику удалось довести самолет до нашего аэродрома. Германские истребители подожгли также самолет летчика Сышкова. Славный советский пилот дотянул горящий самолет до линии фронта. // Г.Сморыго. Я.Милецкий.
_______________________________________
Гибель фашистских «ассов» ("Правда", СССР)
Таранный удар ("Правда", СССР)
Летать ближе к земле ("Time", США)

********************************************************************************************************************
Железная воинская дисциплина - залог победы над фашистскими варварами. Кто нарушает порядок и дисциплину в Красной армии - тот предатель и изменник.

☆ ☆ ☆

Истинный советский патриот

ЗАПАДНЫЙ ОСОБЫЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 25 июня. (По телефону от наш. корр.). Осенью прошлого года красноармеец Морозов закончил срочную службу. Тепло провожали однополчане своего лучшего наводчика, участника боев с белофиннами, награжденного медалью «За отвагу».

Внезапное нападение фашистских извергов на священные границы нашей родины застало Морозова на станции Брест, в хозяйственной командировке. Истинный патриот социалистической родины, он недолго размышлял над вопросом: что делать? Морозов немедленно прибыл в полк, который уже вел бой, и, отыскав командира, отрапортовал:

- Товарищ командир полка, разрешите бывшему красноармейцу вверенной вам части занять место наводчика орудия.

- Благодарю вас, товарищ Морозов, - сказал майор, выслушав этот волнующий рапорт. - В первой батарее есть потери, ступайте туда…

В мгновение ока Морозов оказался на месте. Положение там было не из легких. Пьяные немецкие солдаты, имея значительное превосходство в силах, со всех сторон наседали на батарею. Тяжелый и неравный бой длился уже более четырех часов. В орудийном расчете, куда Морозов попал наводчиком, многие из красноармейцев были ранены. Сам Морозов также получил ранение в ногу, но священная ненависть к фашистским грабителям прибавляла ему сил, и он продолжал обрушивать на головы врагов снаряд за снарядом.

Орудие, при котором Морозов состоял наводчиком, оставило позицию последним, когда противнику с помощью своей артиллерии удалось взорвать погреб с боеприпасами. Красноармеец Морозов и его товарищи показали, на что способен советский патриот, когда он защищает свое правое дело, свою любимую отчизну. // Г.Меньшиков.

________________________________________________________
Россия наносит ответный удар ("The Times", Великобритания)
Германский фашизм - угнетатель и убийца народов ("Правда", СССР)
Самопожертвование русских - в чем причина? ("The Times", Великобритания)
Ф.Гладков: Фашизм - смертельный враг русского народа* ("Красная звезда", СССР)
Американская печать о блестящей тактике советских войск ("Красная звезда", СССР)
Н.Дэвис: Война, которую выиграли не мы, а русские ("The Sunday Times", Великобритания)
Н.Дэвис: Россия - недостающее звено в британской мифологии Победы ("The Times", Великобритания)

Газета «Красная Звезда» №148 (4903), 26 июня 1941 года

советские военнопленные, гитлеровская орда, Красная армия, Илья Эренбург, июнь 1941, пленные немцы, 1941, лето 1941, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up