Возмездие || «Известия» 27.01.1943

Aug 05, 2017 13:06


М.Рузов || « Известия» №21, 27 января 1943 года

План Верховного Главнокомандования Красной Армии по окружению и ликвидации крупной группировки отборных немецко-фашистских войск в районе Сталинграда в основном осуществлен. История войн не знала подобных примеров окружения и уничтожения столь большого количества регулярных войск, до предела насыщенных современной военной техникой.

# Все статьи за 27 января 1943 года.

Несколько месяцев в степях между Доном и Волгой гремела величайшая в истории человечества битва, зарвавшийся немецкий игрок азартно бросал на сталинградскую карту свою крупнейшую ставку - десятки отборных дивизий. Дни и ночи, недели и месяцы гитлеровцы штурмовали Сталинград. И, вопреки расчётам гитлеровского командования, Сталинград держался, вызывая удивление и восхищение всего прогрессивного человечества. В горящей степи, окутанной дымом пожарищ, стоял он незыблемой скалой на Волге, символом величия духа и несокрушимой мощи советских людей.




Командование Красной Армии со спокойной уверенностью выбирало удобный момент для ответного удара, и этот момент наступил. Наши части прорвали оборону противника северо-западнее и юго-западнее Сталинграда, разгромили фланговые группировки немцев на подступах к городу и загнали в мешок основные гитлеровские силы, сосредоточенные у Волги.

Окружённые не сразу отдали себе отчёт в размерах надвинувшейся на них катастрофы. Они ещё верили клятвенным заверениям Гитлера, что он их выведет из мешка. Ещё много было таких как обер-ефрейтор Ганс Гаунак, который в письме к матери уверял: « Мы одолеем русских». Офицеры из кожи вон лезли, чтобы убедить солдат, что помощь идёт, что она уже близко.

Положение окружённых под Сталинградом немецких дивизий стало совершенно безнадёжным. 30 декабря генерал-лейтенант Даниэльс, командир 377-й немецкой пехотной дивизии, в письме к жене в Штеттин спрашивает себя: «Могут ли быть и будут ли позиции удержаны?» И уклончиво отвечает: «Они должны быть удержаны». А через несколько дней и он, и командир 79-й дивизии генерал Шверинг, и командир 305-й дивизии генерал Опфендлендер, и многие другие высшие офицеры бросили свои войска подыхать под Сталинградом, а сами на самолётах удрали.

Как известно, наше командование, чтобы избежать напрасного кровопролития, ультимативно потребовало капитуляции окружённых дивизий. Гитлеровские генералы отклонили ультиматум, скрыли его от своих офицеров и солдат. Если враг не сдаётся, его уничтожают. 10 января наши части начали решительный штурм на полное уничтожение окружённой под Сталинградом немецкой группировки.

В 8 часов утра провода, густой паутиной покрывавшие высоты и овраги, разнесли по заснеженной степи команду: «Взять за шнуры!» Заряжающие, наводчики, подносчики снарядов застыли у орудий. Командиры на наблюдательных пунктах прильнули к стереотрубам, разведчики поднесли к глазам бинокли. Не раз мы наблюдали на батареях эти последние минуты перед огневым налётом, и всегда запоминалась наступающая перед командой «Огонь!» настороженная, торжественная тишина. Артиллеристы понимают, что здесь, на огневой позиции - финал трудного процесса подготовки крупного наступления. Здесь конечная точка длительного пути, который проходят эти тысячи тонн стали, готовые вот-вот огненным смерчем обрушиться на головы гитлеровцев. В снаряде, который загнан сейчас в ствол, концентрируются ударный труд сибирского рудокопа и подмосковного шахтёра, ярость уральского сталевара и саратовского токаря, гнев паровозного машиниста, героизм фронтового шофёра. Здесь, у артиллеристов, особенно отчетливо видно, что страна в изобилии снабжает фронт всем необходимым для разгрома фашистских орд.

Началось артиллерийское наступление. Из наблюдательного пункта было отчётливо видно, как наши снаряды ложатся на передний край немцев. Курган справа был плотно накрыт разрывами. Слева вдалеке рвались снаряды тяжёлых калибров.

Грохот артиллерийской канонады длится уже 10, 20 минут. Уже со всех бугров и лощин впереди горохом посыпались уцелевшие фрицы, уже наша пехота двинулась на исходные рубежи для атаки, уже ведут первых пленных немцев - оглушённых, испуганных, с глазами навыкате, а «концерт» продолжается в тех же мажорных тонах. Над полем повисают то зелёные, то красные, то белые ракеты и по проводам несется:

- Чиж. Голубь, Чайка, приготовиться к третьему периоду! Третий период! Зарядить, взяться за шнуры. Огонь!

Или:

- Орёл, Соловей, Ястреб, к разрушению!

Укрепления немцев, насыщенные огневыми средствами, были буквально смяты, уничтожены нашей артиллерией. Сказались тщательная подготовка наших артиллеристов, изучение и анализ данных звукометрической разведки вражеского огня, аккуратно нанесённых на ватман. Старший лейтенант Кремс, показывая нам такой рисунок, говорит:

- Они пытались ввести нас в заблуждение кочующими орудиями. Выходило, будто у них здесь 35 батарей. А мы после анализа данных разведки пришли к выводу, что в глубине обороны противника на нашем участке только 11 батарей. По этим одиннадцати и бьём.

В лощине сосредоточились танки. На некоторых из них уже разместились десанты автоматчиков. Вот танки выползли наверх и двинулись вперёд, растянувшись в длинную линию. Тягачи потащили рядом с ними противотанковые пушки. Прозвучали заключительные аккорды артиллеристов. Еще эхо разносило их в ближних балках, а в симфонию боя уже ворвались новые тона: из края в край по степи покатилось мощное «ура». Прыгая через брустверы окопов, бойцы ринулись вперёд, на штурм.

Пехотинцы прорвали немецкую оборону на широком фронте и с хода ворвались в укрепления противника. Здесь с особой наглядностью предстали перед ними результаты мастерской работы артиллеристов: орудия, разрушенные прямыми попаданиями наших снарядов, развороченные блиндажи, горы вражеских трупов. Десятки тысяч немцев, втиснутые в узкое кольцо, весь занимаемый ими участок превратили в сильно укреплённый район. Буквально всё поле они изрезали окопами. Передний край немцев был густо насыщен огневыми средствами, особенно пулемётами.

В первые дни штурма гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Они ещё верили своим генералам, которые, как это видно из захваченных приказов, убеждали солдат, что «русских надолго нехватит», что это «последнее усилие русских». Однако наши удары не ослабевали. Сила их умножалась с каждым днём. Уже на третий день штурма военнопленный Рудольф Шперлинг заявил:

- Выхода никто не видит, но все надеются на какое-то чудо.

Чуда не произошло. Наши части стремительным ударом прорвали главную полосу немецких укреплений на реке Россошка и захватили мощные узлы вражеского сопротивления - Карповку, Бабуркин, Новоалексеевский, Питомник и др. Немцы пытались ожесточёнными контратаками задержать наших бойцов и восстановить положение, но с тяжёлыми потерями откатывались назад.

Наши войска продолжали бои на уничтожение окружённых войск противника. В ходе боёв с 17 по 26 января они преодолели многочисленные мощные укрепления противника и в основном закончили ликвидацию немецкой rpyппировки. Ураганный огонь советской артиллерии снёс с лица земли сотни и сотни вражеских укреплённых точек; очищена от противника площадь в 835 квадратных километров. От некогда мощной германской армии, двигавшейся на Сталинград, остались две разрозненные, изолированные друг от друга небольшие группы.

С каждым днём увеличивается число пленных. Сначала они сдавались в одиночку, потом пачками, наконец, целыми гарнизонами. Н-ской части сдался в плен в полном составе гарнизон укреплённого узла Орловка. Командир немецкого батальона, капитал Карл Манзель и его ад'ютант лейтенант Карл Готшальд заявили, что они убедились в полной безвыходности своего положения.

Гитлеровские мерзавцы, отказавшиеся сдаться, обречены на истребление. Отольются им теперь слёзы советских людей, которых фашисты мучили здесь особенно изощрённо! В Александровке, например, за колючей проволокой оказался «лагерь смерти». Фашисты бросали советских людей в землянки - холодные зловонные норы. По 60-70 человек было скучено на площади в 12-15 квадратных метров. Здесь помещались пленные красноармейцы, а также граждане из ближайших районов.

К моменту прихода наших войск здесь рядом с мёртвыми и больными лежало в лохмотьях 317 совершенно обессиленных людей. Никто в лагере даже не видел хлеба. Заключённым совали по кружке мутной воды в день; изредка в ней плавал кусочек тухлой конины.

Каждое утро один из гитлеровских палачей, всегда ходивший с дубинкой, просматривал список умерших накануне. Если смертных случаев было, по его мнению, недостаточно, он на ломаном русском языке заявлял: «Сегодня мало». Когда же смертность вырастала, он удовлетворённо повторял: «Гут, гут». 14 января в лагере умерло 80 человек.

Вокруг землянок были расстреляны десятки людей, в том числе директор школы Иван Яковлевич Воробьёв. Расстрелянных и умерших перестали хоронить. Вся площадь лагеря была усыпана нагими трупами.

Когда боец под Сталинградом видит теперь немцев, пред ним встают страшные картины «лагерей смерти». И он штурмует последние укрепления окружённых гитлеровских войск с яростью, с твёрдым намерением истребить фашистских палачей - всех до единого.

Наступательный порыв бойцов настолько велик, настолько стремительно их продвижение, что немцы иногда ничего не успевают приводить в негодность. В районе села Уваровки одна наша часть захватила аэродром противника. Степь покрыта тысячами автомашин, в большинстве совершенно исправных. Кругом груды брошенного оружия и горы немецких трупов. Ими забиты все балки, овраги, ими усеяны все высоты. В некоторых окопах находят десятки замёрзших гитлеровцев.

Пробил час возмездия. Еще два-три дня, и Сталинград будет полностью очищен от немцев! // М.Рузов, спец. корреспондент «Известий». ДОНСКОЙ ФРОНТ, 26 января.
___________________________________
И.Эренбург: Сталинград* ("Красная звезда", СССР)
Д.Мануильский: О ненависти к врагу* ("Красная звезда", СССР)**

*****************************************************************************************************************
ЕСЛИ ВРАГ НЕ СДАЁТСЯ, ЕГО УНИЧТОЖАЮТ!
Ликвидация немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда, в основном закончена!

☆ ☆ ☆

Пленум Сталинградского обкома ВКП(б)

СТАЛИНГРАД, 26 января. (ТАСС). На-днях состоялся очередной пленум Сталинградского обкома партии. Из всех районов, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков, на пленум приехали секретари райкомов, областной партийный актив для обсуждения неотложных хозяйственно-политических задач.

С докладом по первому вопросу - о задачах сталинградской областной партийной организации по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупантов, выступили секретарь обкома ВКП(б) тов. Чуянов и председатель облисполкома тов. Зименков.

В своем докладе тов. Чуянов кратко рассказал о значении героической обороны Сталинграда в Отечественной войне, о той помощи, которую оказали областная и городская партийные организации и трудящиеся области доблестным защитникам волжской твердыни, о героизме сталинградских рабочих отрядов, трудовой самоотверженности коллективов тракторного завода, «Красного Октября» и других предприятий.

Ленинградцы и москвичи, уральцы и узбеки, казахи и дальневосточники, сибиряки, саратовцы, горьковчане участвовали в героической борьбе на Сталинградском фронте. Когда докладчик говорит об испытываемом трудящимися Сталинграда чувстве горячей благодарности великому вождю и полководцу товарищу Сталину, боевым генералам Красной Армии - выполнителям гениального сталинского стратегического плана, осуществление которого началось ударом по врагу в районе Сталинграда, - участники пленума встречают эти слова бурной овацией в честь товарища Сталина.

- Очищение населенных пунктов области от немецких оккупантов, - говорит тов. Чуянов, - обнаружило потрясающие картины зверств гитлеровских разбойников над мирным населением и ранеными красноармейцами. Обезумев от своих военных неудач, фашистские варвары обозначили пути своего отступления массовыми убийствами детей, женщин, стариков. В Аксае было расстреляно 68 человек, в Перегрузном - 80, в Зозино - 44, в Каменке - 125, Жутово Первом - 60 человек и т. д. В одном только Ворошиловском районе было расстреляно 360 ни в чем не повинных мирных жителей. В хуторе Вертячий расстреляны десятки мирных граждан и раненых красноармейцев. В хуторе Аверинский, Калачевского района, фашистские мерзавцы замучили 10 мальчиков от 11 до 14 лет только за то, что один из них взял коробку с сигаретами и раздал их своим сверстникам. Дикие оргии происходили в городе Серафимович. За свое кратковременное пребывание в нем гитлеровские изверги расстреляли 80 мирных советских граждан, более 5 тысяч жителей города насильно угнали на каторжные работы в свой тыл. Стон стоял над городом в те страшные дни. Штыками и прикладами гитлеровцы гнали стариков, женщин и детей, обреченных на рабство. Немецкие варвары опоганили и разрушили многие культурные учреждения, уничтожили клубы, школы, библиотеки, избы-читальни, детские учреждения, сады, парки, разграбили дом писателя Серафимовича.

Население освобожденных районов с исключительным патриотическим под’емом встретило свою освободительницу - Красную Армию. В первые же дни после своего освобождения население активно принялось за восстановление нормальной жизни. Ярким выражением народных чувств явился сбор средств на постройку танков и самолетов. В одном только Калачевском районе за короткий срок собрано свыше 700.000 рублей на постройку танковой колонны «Калачевец».

Докладчик тов. Зименков привел ряд новых фактов, показывающих преступления гитлеровских мерзавцев в Сталинградской области. В Клетском районе полностью разрушены 7 населенных пунктов, сожжены школы, больницы, государственные и колхозные постройки, культурно-бытовые учреждения. По неполным данным, только в 5 районах немецкие грабители отобрали у колхозников скот личного пользования - 7.011 коров, 13.606 овец, 2.109 свиней, 49.690 голов птицы и т. д. Убытки, нанесенные гитлеровскими разбойниками, исчисляются многими десятками миллионов рублей.

Пленум наметил конкретные мероприятия по восстановлению хозяйства и налаживанию нормальной жизни в освобожденных районах.

Пленум обсудил доклад секретаря обкома партии тов. Прохватилова о подготовке к весеннему севу и доклад секретаря обкома партии тов. Васильева о развитии местной промышленности. По этим обоим вопросам приняты конкретные решения.

Пленум послал приветствие бойцам и командирам Красной Армии, отстоявшим Сталинград.

С исключительным воодушевлением и под’емом пленум принял приветствие товарищу Сталину.

________________________________________________
Н.Вирта: Сталинград ("Правда", СССР)
И.Эренбург: Облава ("Красная звезда", СССР)**
В.Гроссман: Сегодня в Сталинграде ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Когда они отступают* ("Красная звезда", СССР)**
А.Толстой: Чёрные дни гитлеровской армии* ("Известия", СССР)

Газета "Известия" №21 (8014), 27 января 1943 года

газета «Известия», 1943, январь 1943, битва за Сталинград, зима 1943

Previous post Next post
Up