Алексей Сурков. Баллада о двух солдатах

Jul 13, 2017 23:38


А.Сурков || « Красная звезда» №11, 14 января 1943 года

Продолжая наступление наши войска на Северном Кавказе овладели районным центром Новоселицкое и крупными населенными пунктами Журавское, Китаевское, Саблинское, Свободный, Греческое, Канглы, Побегайловское, Орбельяновка, Калаборка, Ново-Благодарное и железнодорожной станцией Кумагорский.

# Все статьи за 14 января 1943 года.

Облака от пыли серы,
Воздух сух и зной жесток.
Скорым шагом берсальеры,
Солдатня и офицеры,
Маршируют на восток.




Опоясан синим Доном.
Проливаясь через край,
По лощинам и по склонам,
Летним зноем опаленным.
Манит вдаль пшеничный рай.

Есть где песне разлететься
Взмахом легкого крыла:
«Джовиньецца, джовиньецца,
«Примавера ди беллецца...
«Эйя! Эйя! Алала!»*

2.

Над постелью синим тентом
Ночь раскрыла крылья сна.
Джиованни из Соренто
Снится орденская лента,
Снится слава и жена.

Где Везувий в дымной вате
Над заливом встал стеной,
В Рим, на собственном «фиате»,
Джиованни на закате
В гости к дуче мчит с женой.

Сновиденьями богата
Ночь под кровом звездных сфер.
Славой, скоростью «фиата»
В хате русского солдата
Грезит пьяный берсальер.

3.

В каждой балке, в каждой яме
Сторожит немецкий волк.
Смерть, как тень, идет за нами.
На восток, за Дон, с боями
Отступал стрелковый полк.

Над полком стальные птицы
Хороводами жужжат.
Наши села и станицы,
Наше жито и пшеница
Голосят: - Вернись назад!

На виски ложится проседь.
Очи нам слепит беда.
У солдат никто не спросит,
Сколько каждый в сердце носит
Едкой горечи стыда?

4.

По дремучему бурьяну
Спят товарищи вразброс.
Сон нейдет к бойцу Ивану.
Видит он жену Марьяну,
Видит Дона синий плес.

Хоть бы сон пришел, как милость.
Думы - черная вода.
Может - к ней сейчас ввалилась,
Надругалась, наглумилась
Чужеземная орда
.

Из-за Дона доброй вести
Не дождешься - жди не жди.
Будет сердце не на месте.
Будет злое пламя мести
Зреть в простреленной груди.

5.

Разогнала осень уток.
С верб слетел листвы наряд.
В синем дыме самокруток,
Звонкий санный первопуток
На Дону бойцы торят.

День и ночь земля гудела
У стальных коней в плену.
Первым снегом степь седела.
Славный бой, большое дело
Затевалось на Дону.

Вслед за танками пехота
Шла, укрытая в буран.
И в строю, у пулемета,
Впереди всего расчета
Скорым шагом шел Иван.

6.

Смерть за смерть! За рану рану!
Вейся, ветер, снег, крути!
Я от ветра не отстану.
Пулеметчику Ивану
Нынче с ветром по пути.

Если с ветром взвиться к тучам,
Даль задонская видна.
Там в степном селе Гремучьем,
Самом милом, самом лучшем,
Хатка, садик, мать, жена.

Кровью смоем горечь боли,
Злой огонь сердечных ран.
В декабре, в степном раздолье,
Встретились на мертвом поле
Джиованни и Иван.

7.

Три ракеты ввысь взлетели.
По селу свинец вьюжит.
Со смертельной дрожью в теле
Из тепла чужой постели
Берсальер в буран бежит.

А в степи прочнее, круче
Нити смерти вьет пурга.
- Ты зачем нас бросил, дуче,
В эту степь, в село Гремучье,
В эти мертвые снега?

У костра не обогреться.
Не шагнуть в тепло жилья.
«Джовиньецца, джовиньецца,
Примавера ди беллецца...
Гибнет молодость моя...».

8.

Ветер бесится на воле.
Бой ночной идет к концу.
Где пурге гулять раздолье,
Двух солдат на мертвом поле
Смерть свела лицом к лицу.

«Максим» бьет. Струится лента.
Шелест пуль и ветра вой.
Стынет кровь на позументах.
Джиованни из Соренто
Пал с пробитой головой.

Где ты, слава? Где ты, вера,
Теплых волн голубизна?
В белом домике у сквера
Не дождется берсальера
Джильда - верная жена.

9.

Утро. Реже сумрак серый.
Дерзкий луч пробил пургу.
Вдоль дороги берсальеры,
Солдатня и офицеры,
Разметались на снегу.

Вьет поземка снег летучий.
К югу катится гроза.
Спят в снегу солдаты дуче.
Сквозь морозный иней, в тучи,
Смотрят мертвые глаза.

Мечет вихрь до небосвода
Снеговое серебро.
За селом, у огорода,
Заметает непогода
Петушиное перо.

____________________
* Строчки из марша чернорубашечников:

Молодость, молодость,
Весна, красота...

Алексей Сурков. НА СРЕДНЕМ ДОНУ.

***************************************************************************************************************************************
«КОТОВСКИЙ»

У Прута и Днестра, в деревнях и селах люди пели свои любимые, протяжные песни-дойны про «хоцев» - народных героев, смелых, сильных, бесстрашных. В этих песнях жила мечта о справедливости, о жизни свободной и светлой, о лучшей народной доле. Такой песней открывается фильм «Котовский».

Жизнь этого человека настолько красочна и многообразна, что ее невозможно втиснуть в рамки одного кинопроизведения. И, оценивая труд сценариста и постановщика (А.Каплера и А.Файнциммера), можно лишь говорить о том, насколько им удалось отобрать из множества волнующих биографических фактов наиболее типичные и основные.

Перед нами Котовский, только переступивший черту зрелости. Он работает агрономом в имении помещика Каракозена. Горячий юноша, узнав, что его хозяин на-смерть запорол крестьянина, врывается в помещичий дом и на глазах у изумленных гостей выбрасывает Каракозена в окно. Котовский в тюрьме. Ему удается бежать, и вот на Оргеевской дороге начинает действовать таинственный отряд молодого «хоца», нападающий на поместья богачей. «Неуловимый мститель», - так народная молва прозвала Котовского. Рассказы о его бесстрашии напоминали содержание старинных молдаванских песен.

В некогда шумных особняках чванливых помещиков всё стихло. Там заколачивали ставни, накрепко закрывали двери, с ужасом ожидая появления Котовского. Зато в деревушках у почтового тракта на Бельцы, в молдавских селах Дышково, Кетливо, Сератаны, Толонешты и других с восхищением повторяли его имя.

image Click to view



Не раз Котовского заключали в тюрьму, но смелые побеги снова возвращали ему свободу. Один из самых драматических моментов фильма - это эпизод, рисующий, как полицейские поджигают рожь, чтобы обнаружить в ней спрятавшегося от погони Котовского. Его окружают огненные колосья. Он задыхается от дыма, огонь обжигает глаза. И когда на Котовском начинает тлеть одежда, он, почерневший, поднимается с выгоревшей земли и безмолвно стоит среди бушующего пламени. Актер Н.Мордвинов с большим под’емом ведет роль Котовского, достигая не только портретного сходства, но и раскрывая внутренний мир героя, медленный и сложный процесс превращения его стихийного бунтарства в осмысленную, подчиненную воле партии борьбу.

В полном блеске военные таланты Котовского развернулись во время гражданской войны. К тому времени он уже обладал опытом лихих кавалерийских налетов, полученным в боях с румынами, захватившими Бессарабию. Вскоре Котовский стал командовать бригадой. Словно ураган обрушивалась она на врага, возникая то там, то здесь так же неожиданно, как и исчезая. В каких только битвах ни сверкали клинки котовцев, какими только подвигами они ни украсили честь бригады и имя своего командира! Слава Котовского гремела далеко за пределами тех районов, где он действовал.

Спустя полгода, после смерти Котовского, в 1926 г., товарищ Сталин писал: «Я знал тов. Котовского, как примерного партийца, опытного военного организатора и искусного командира… Храбрейший среди скромных наших командиров и скромнейший среди храбрых - таким помню я тов. Котовского».

Легенда подняла на свои легкие крылья имя Котовского и пронесла по советской земле.

Плещет крыжень сизокрылый
Над водой днестровской;
Ходит слава над могилой,
Где лежит Котовский...

И сейчас, в дни отечественной войны, военная жизнь Котовского учит многому не только кавалерийских начальников, но и командиров Красной Армии других родов войск. Его боевые успехи были основаны на дерзости, соединенной с трезвым расчетом, на знании противника, на вере в бойца.

В фильме запечатлен очень характерный разговор Котовского со своими сподвижниками. Когда начальник штаба бригады, узнав, что у белых в Одессе стоит 30-тысячный гарнизон, решил, что силы неравны и нужно требовать резервов для наступления, Котовский гневно ему возразил:

«У белых тридцать тысяч, а у нас пятьсот человек? Что же, с точки зрения командира эскадрона, ты прав! Но война это не только рубка. Война это учет, учет сил, психологии, местности, возможностей риска, политического эффекта. У белых уже не армия, а вороний корм, стало быть уже не тридцать, а так, в лучшем случае, тысяч десять. Какие же силы у нас? Пятьсот клинков. Да каждый из наших бойцов силен, как чемпион французской борьбы, воспитан, как настоящий герой, каждый знает, за что он бьется, каждый видит перед собой Одессу, мечту армии. Мечту тоже нужно положить на счеты. Пятьсот таких бойцов, это уже не пятьсот, а пять тысяч… И это еще не всё, у нас есть в запасе стремительность удара, при котором у противника всегда двоится в глазах и получается уже не пять, а десять тысяч».

Эта арифметика Котовского ничуть не потеряла своего значения и для наших дней суровой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Фильм «Котовский» воскрешает нам образ легендарного героя и уже по одному этому заслуживает одобрения. Однако сценарий и постановка грешат существенными из’янами.

Фильм прежде всего излишне хроникален. На экране мелькают отдельные эпизоды из жизни Котовского, очень часто не связанные между собой единой сюжетной линией. Не обязательно, разумеется, когда речь идет о художественной ленте, хронологически следовать биографии героя. Но есть в жизни человека такие опорные моменты, без которых становится трудно понять его дальнейшую судьбу. Одним из таких поворотных пунктов на жизненном пути Котовского была его ссылка в Сибирь. Через всю Россию впереди партии ссыльных шел Котовский, не сгибаясь и не опуская головы. Многое он увидел по дороге, о многом передумал. Поездка в Москву в марте 1918 г., выступление котовцев во главе со своим командиром на защиту Петрограда - все эти яркие эпизоды могли бы с успехом заменить некоторые безликие сцены, которые отягощают фильм и никак не прикреплены к его основной идее. Не говоря уже об интересах исторической правды, такие реальные факты могли бы замечательно обогатить сюжет фильма.

Непомерно большое место занимают в фильме сцены из жизни белой Одессы. В стремлении как-то оправдать увлечение «ресторанными» кадрами сценарист и постановщик заставили будущую жену Котовского, доктора по профессии, даже подняться на эстрадные подмостки. Талантливой актрисе В.Марецкой в этом фильме явно не повезло. Роль доктора, которую она играет, находится как бы вне фильма, и все старания актрисы не могут спасти положения. Между тем и здесь подлинная жизнь давала возможность сценаристу значительно лучше справиться со своей задачей.

Истинное наслаждение получает зритель от игры В.Ванина (Харитонов). Этот превосходный актер настолько естественен в своей роли, что образ, создаваемый им, не рвется ни единым словом, ни жестом. Вообще актерский состав фильма весьма силен. Хорошо играют Н.Крючков (Кабанюк и Загари), М.Астангов (князь Каракозен и его сын). Запоминается в эпизодической роли ординарца и К.Сорокин.

При всех недостатках фильма «Котовский» его с интересом посмотрят бойцы и командиры Красной Армии. Советским воинам, бесстрашно сражающимся против ненавистных немцев, фильм напомнит о тех временах, когда наши отцы и старшие братья с честью отстояли молодую республику - землю предков - от всех покушений врагов, напомнит о крылатом всаднике гражданской войны, о равнинах, по которым пролетал он в сражениях, о горячей Бессарабии, стонущей под румынским игом, об оскверненной Одессе, о мести врагу. // А.Кривицкий.

____________________________________________
И.Эренбург: Петушиные перья* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Центурионы и валюта* ("Красная звезда", СССР)*
Погромные дела итальянских захватчиков* ("Правда", СССР)
Разгром итальянской армии на советско-германском фронте ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №11 (5382), 14 января 1943 года

январь 1943, А.Кривицкий, газета «Красная звезда», зима 1943, Алексей Сурков, стихи о войне, Италия в ВОВ

Previous post Next post
Up