Алексей Толстой. На репетиции седьмой симфонии Шостаковича

Mar 02, 2017 12:04


А.Толстой || « Правда» №47, 16 февраля 1942 года

Новые стрелковые дивизии, танковые бригады и артиллерийские полки, отличившиеся в боях с немецкими захватчиками, преобразованы в гвардейские части. Наши славные гвардейские части показывают образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. Они наносят огромные потери фашистским войскам, беспощадно громят немецких оккупантов.

Честь и слава боевым гвардейцам!

# Все статьи за 16 февраля 1942 года.

В большом фойе, между колонн, расположился оркестр Московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальный коллективов в мире. За пультом - Самосуд, - по-рабочему, - в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика. Наверху, высоко на хорах, облокотясь о дубовые перила, застыли очарованные слушатели. Сейчас - после корректур - будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безбурной жизни счастливого человека.




Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича, - в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зарево пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения.

В начале войны один мой знакомый сказал: «В человечестве скрыты саморазрушающие силы, и еще неизвестно, будет ли и в дальнейшем человек стоять во главе живого мира, не обернется ли так, что людской род будет истреблен, и на смену ему придут более совершенные существа, - муравьи какие-нибудь необыкновенной величины».

Вот что фашизм может сделать с иным человеком! Несомненно, - это - паника, ужасная, капитулянтская. Мой знакомый окинул взором блистательный путь двуногого животного - от палеолитической пещеры, где оно сидело на обглоданных костях, до завоевания им воздуха и эфира, до присвоения двуногому звания гомо-сапиенс*... И вот поник головой мой знакомый, вот и конец пути: Гитлер вернул человека из храмов музыки, из величественной тишины библиотек и лабораторий - назад, на обглоданные кости.




Но Шостаковича Гитлер не напугал. Шостакович - русский человек, значит - сердитый человек, и, если его рассердить как следует, то способен на поступки фантастические. На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой, - она устремила человеческий гений к заветным далям, где полно и безгранично раскрывается восторг.

Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем.

...Скрипки рассказывают о безбурном счастьице, - в нем таится беда, оно еще слепое и ограниченное, как у той птички, что «ходит весело по тропинке бедствий... ». В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны - короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок.

Оговариваемся, человек седьмой симфонии - это некто типичный, обобщенный и некто - любимый автором.




Национален в симфонии сам Шостакович, национальна его русская рассвирепевшая совесть, обрушившая седьмое небо симфонии на головы разрушителей.

Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма... Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели все уже смято и растерзано? В оркестре - смятение, хаос.

Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее пещерный рев.

Проклятого крысолова больше нет, он унесен в черную пропасть времени. Смычки опущены, - у скрипачей, у многих, на глазах слезы. Слышен только раздумчивый и суровый, - после стольких потерь и бедствий, - человеческий голос фагота. Возврата нет к безбурному счастьицу. Перед умудренным в страданиях взором человека - пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.

За красоту мира льется кровь. Красота - это не забава, не услада и не праздничные одежды, - красота - это пересоздание и устроение дикой природы руками и гением человека. Симфония как будто прикасается легкими дуновениями к великому наследию человеческого пути, и оно оживает. Средняя часть симфонии это - ренессанс, возрождение красоты из праха и пепла. Как будто перед глазами нового Данте силой сурового и лирического раздумья вызваны тени великого искусства, великого добра.

Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями, облокотившимися о перила, прислонившимися к высоким белым колоннам, раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и стоит бороться. Не о счастьице, но о счастье теперь рассказывает могущественная тема человека. Вот - вы подхвачены светом, вы словно в вихре его... И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего. С возрастающим напряжением вы ожидаете финала, завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее, к голубым городам высшего устроения.

image Click to view



Гитлеру не удалось взять Ленинград и Москву. Проклятый крысолов, кривляясь, напрасно приплясывал со своими крысами по шею в крови, ему не удалось повернуть русский народ на обглоданные кости пещерного жития. Красная Армия создала грозную симфонию мировой победы. Шостакович прильнул ухом к сердцу родины и сыграл песнь торжества.

Такие чувства и такие мысли владели нами, когда мы слушали в Куйбышеве, в Большом театре СССР репетицию седьмой симфонии. // Алексей Толстой.

*) Гомо-сапиенс (лат.) - разумный человек, современный человек (в отличие от первобытного человека). Ред.

************************************************************************************************************
Удары гвардейцев

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 16 февраля. (По телеграфу). На одном из участков фронта наши войска, развивая боевые действия, нанесли врагу большой урон в технике и живой силе. Противник неоднократно пытался перейти в контратаки, вводил в бой свежие резервы. Но это не остановило наступательного порыва наших бойцов. Контратаки отбиты.

Воины-гвардейцы части, которой командует тов. Чернышов, в ожесточенных сражениях за два населенных пункта истребили около 600 фашистов, кроме того, до 300 немцев ранили. В этих боях уничтожено 6 фашистских танков, 1 минометная батарея. 1 орудие с расчетом, 22 пулемета, склад с боеприпасами, 84 подводы с военным имуществом, 2 грузовых машины с боеприпасами, склад горючего, разрушено свыше 20 огневых точек противника.

С неослабевающей силой ведут огонь артиллеристы. Бойцы подразделения, где командиром тов. Царьков, только за один день уничтожил свыше 150 фашистов. Артиллеристы части, где командиром тов. Травкин, несколькими прямыми попаданиями уничтожили минометную батарею, 15 повозок и 10 автомашин с людьми и военным имуществом. Движущаяся по дороге автоколонна под ударами меткого артиллерийского огня рассеяна.

Каждый день множатся примеры высокой воинской доблести. Большое упорство и отвагу проявила группа бойцов-разведчиков в количестве пяти человек во главе с красноармейцем тов. Тихоновым. Подпустив на близкое расстояние 20 фашистов, разведчики открыли по ним ураганный огонь. В результате смелых, находчивых и решительных действий было уничтожено 12 немцев. Сам тов. Тихонов, заметив у танка немецкого офицера, метким выстрелом уничтожил его.

Смелость и отвагу проявил красноармеец-разведчик тов. Зуев. К наблюдательному пункту подползла группа фашистов. Отважный боец не растерялся, бросил гранату и убил одного фашиста, 5 ранил, остальные разбежались. // Батальонный комиссар С.Утехин. Действующая армия.

☆ ☆ ☆

7 РАЗВЕДЧИКОВ ВЫИГРАЛИ БОЙ У РОТЫ НЕМЕЦКИХ СОЛДАТ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16 февраля. (Спец. воен. корр. «Правды»). Семнадцать советских разведчиков во главе с младшим лейтенантом Габисовым столкнулась ночью более чем с ротой фашистских солдат. Разведчики не устрашились превосходства противника и смело пошли на врага. Бой длился свыше двух часов. Фашисты оставили на поле боя 21 убитого солдата и офицера и поспешно отступили.

______________________________________________
Шостакович и пушки ("Time", США)
3.Хирен: У подножья горы* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Русская музыка* ("Красная звезда", СССР)
Д.Шостакович: Моя седьмая симфония ("Известия", СССР)
Е.Ярославский: Симфония всепобеждающего мужества ("Правда", СССР)
Д.Заславский: Симфония героической борьбы и победы ("Красная звезда", СССР)

Газета «Правда» №47 (8818), 16 февраля 1942 года

Алексей Толстой, зима 1942, февраль 1942, 1942

Previous post Next post
Up