А.Кривицкий || «
Красная звезда» №71, 26 марта 1942 года
Любой участок земли, освобожденной от немецких оккупантов, должен стать неприступной крепостью для врага. Немедленно закреплять каждый отвоеванный рубеж: беспрерывно двигаться вперед - таков закон наступательных боев Красной Армии.
# Все статьи за
26 марта 1942 года.
Далеко по родной земле прогремела слава о 28 гвардейцах панфиловцах, павших на поле брани, но не отступивших перед 50 танками врага. Их имена узнала вся наша страна, весь мир. В Англии и на американском континенте - всюду, где дружески следят за подвигами Красной Армии, люди с волнением говорят о национальных героях нашей страны, поднявшихся к вершинам человеческого мужества и стойкости.
8-я гвардейская дивизия, воспитавшая этих чудо-богатырей, свято хранит их боевые традиции. К могильному холмику у раз'езда Дубосеково, где пали 28 гвардейцев, приходят поклониться жители окрестных деревень, а дивизия имени Панфилова ушла далеко на запад, чтобы в новых победных боях воскресить память о погибших героях.
Дивизии предстояло выполнить сложную боевую задачу, связанную с окружением немецкой группировки войск. Перед началом операции военком дивизии орденоносец Егоров говорил бойцам: «Помните, друзья-гвардейцы,
завещание наших 28 братьев. Покажем врагу, что живет в нас их бессмертная сила. Мы идем вперед, и горе тому, кто станет на нашем пути». Молодым гвардейцам ветераны-панфиловцы подолгу рассказывали в ротах о подвиге 28 героев, и каждое слово этих волнующих рассказов западало глубоко в душу.
Дивизия двинулась вперед. Увязая по пояс в снегу, прокладывая себе путь сквозь лесные чащи, шли отважные панфиловцы, помня боевой приказ и напутствие своего комиссара. Только за десять дней они совершили победоносный наступательный марш более, чем в 100 километров. За это время гвардейцы-панфиловцы освободили от немецких оккупантов свыше 250 населенных пунктов, уничтожили около 4.000 вражеских солдат и офицеров, захватили 700 автомашин, много орудий, боеприпасов и другие трофеи.
Среди героев этих боев мы снова видим знакомые всей стране имена людей, воспитавших 28 храбрецов-гвардейцев. Старый воин-полковник Капров, спокойный комиссар Мухомедьяров, полный отваги капитан Гундилович, в чьей роте был политруком знаменитый Диев-Клочков, погибший у раз'езда Дубосеково, - они были нравственными учителями гвардейцев, остановивших 50 танков врага. Они в ноябре со своими бойцами панфиловцами, не дрогнув, выдержали сильный натиск немцев на Волоколамском шоссе, вблизи советской столицы. Теперь, далеко от Москвы, закаленные в боях, они громили врага, и фашисты не выдержали их действительно могучего удара.
Однажды часть полковника Капрова, всю ночь преодолевая бесчисленные препятствия бездорожья, выдвинулась далеко в неприятельский тыл. Гвардейцы подошли к большому населенному пункту, где находился сильный гарнизон фашистов и их крупные склады. Появление советских бойцов было неожиданным. Словно из-под земли выросли на окраине села наши автоматчики и во главе с политруком Забдулиным ворвались в него. Натиск был столь внезапным и стремительным, что полусонные, ничего не понимавшие немцы побежали в полном смятении. Панфиловцам достались целехонькие склады и множество оружия.
На утро бой продолжался в лесу далеко за селом. Немцы, оправившись и подтянув из глубины новые силы, предприняли серию яростных контратак. Но то, что взяли гвардейцы, они не отдают обратно. Стойкость панфиловцев уже хорошо известна врагам. Вперед выдвинулось подразделение капитана Гундиловича, то самое, в котором выросли 28 героев. Оно смело приняло на себя удары врага, выстояло и отбросило его к следующему населенному пункту. Там фашисты сосредоточили большие резервы, успев заблаговременно превратить все дома села в укрепленные огневые точки. Немцы зарыли в землю танки, используя их как бронированные доты. Тщательно замаскированные стояли две минометные батареи. Всю массу своего огня неприятель обрушил на часть, которой командует т. Карпов.
Казалось, что сквозь эту смертоносную завесу нельзя пробиться. Но панфиловцы видали виды. Не раз они доказывали, что советская пехота способна опрокинуть любые преграды. Комиссар Логвиненко однажды
метко сформулировал закон пехотинцев-гвардейцев: «Пуля, мина и снаряд страшны тем, кто отступает или лежит на месте. Противник ведет огонь, значит - вперед! Только это заставит его замолчать». И панфиловцы неудержимой лавой бросились вперед.
Грозен был удар панфиловцев. Они понесли немалые потери, но прошли через огонь и очутились лицом к лицу с врагом. Гвардейцы дорвались до рукопашного боя и положили вокруг себя 800 трупов фашистов.
28 панфиловцев - героев обороны Москвы - завещали своим живым товарищам стойкость, отвагу, презрение к смерти во имя победы. Предсмертные слова их славного политрука Диева-Клочкова - на устах у всех бойцов 8 гвардейской. Об этом завещании говорят с гвардейцами политработники. О нем, не уставая, пишет боевая газета дивизии «За Родину». Его повторяет новый командир дивизии генерал Чистяков, сменивший
павшего в боях славного генерала Панфилова.
Капитан Мамыш-Ола, человек со строгим лицом, говорит молодым гвардейцам:
- У нас в Казахстане есть пословица: «Когда идет сраженье, нужно лишиться глаз и ушей - не видеть числа врагов, не слышать свиста его стрел. Надо иметь руки, чтобы его убить». Гвардейцы-панфиловцы не боятся смерти и знают одно - то, что
сделали 28 героев, должен уметь совершить, если это будет нужно, любой из них.
Ленинградский рабочий гвардеец Тулеген Тохтаров в бою у одной деревни вырвался далеко вперед, к самой ее окраине. Немцы хотели захватить его живьем. Но он перестрелял всех, кто пытался к нему приблизиться, и продолжал продвигаться вперед. Он не оглядывался назад. Где-то за лощиной были товарищи - они придут.
Враги решили, наконец, покончить со смельчаком. Шутка ли - целый взвод пошел на Тохтарова. Немцы думали, что это будет похоже на облаву неосторожного оленя. Но перед ними был лев с гордым, презирающим опасность сердцем. Казалось, герой действительно не замечал грозившей ему неминуемой смерти. Он вел прицельный огонь из автомата, и взвод, целый взвод немцев, вынужден был припасть к земле.
Группа фашистов зашла смельчаку в тыл. Они опять попытались взять его живым. Он один, не дрогнув, принял рукопашный бой, и тогда раз’яренный офицер выстрелил в него. Тохтаров пошатнулся. Смерть закрывала ему глаза. Последним уже движением он ударил прикладом автомата офицера, размозжил ему голову и упал бездыханный.
Жизнь героев - деяние. Погибая, они оставляют своему народу подвиги. И еще не высеченные на камне, едва записанные, они победно обходят Родину, зовя, вдохновляя, уча. Слава подвига нерушима, бессмертна, и нет такой силы на свете, которая могла бы погасить святой огонь великого дела. Как маяк, высоко вознесенный над землей, светит подвиг, указывая путь живущим. Такова судьба 28 героев-гвардейцев. В бесстрашии Тулегена Тохтарова. в прекрасном воинском вдохновении сотен панфиловцев, в ордене Ленина на знамени дивизии, в отваге нашей гвардии вновь и вновь воскресает их великое мужество. //
А.Кривицкий.
____________________________________
А.Кривицкий:
28 павших героев* ("Красная звезда", СССР)
П.Логвиненко:
Традиции 28 героев* ("Красная звезда", СССР)
**************************************************************************************************************************************************
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. В перерыве между боями.
Снимок нашего спец. фотокорр. О.Кнорринга
**************************************************************************************************************************************************
Точная и постоянно действующая разведка - могучее средство в руках командира. Ни шагу без разведки, больше точности в ее работе!
Раненому красноармейцу
И если зреет на деревьях плод
И наливается медвяным соком,
То - слава буйная, вскипев, растет
Твоих высоких дел и доблести высокой.
И если золотом пшеница тяжела,
И солнце щедро льет расплавленную брагу,
То - боль, которую в уплату принесла
Земля за подвиг твой и за твою отвагу.
И если строит дом песчаный неспеша
Дитя, и мир пред ним свободен и приветлив,
То сделал ты, когда ружьем у рубежа
Смерть осадил, минуты не промедлив.
И если стадо вышло на простор,
И дым над кровлями клубится мирно,
То сделал ты, когда ладонь простер
Над морем, над землей и в пажити эфирной.
И если в шелесте веселых трав,
Сверкая белизной, раскинулись дороги,
То сделал ты, когда, обет приняв.
Ты не щадил в боях ни жизни, ни здоровья.
К тебе спешат ручьи смывать кровавый пот,
И ветер с гор несет желанную прохладу,
А к ранам вся страна любовно припадет,
Как мать прильнуть к младенцу рада.
Бессонная, она залечит их в тиши
И сына выпестует нежной лаской.
Как выпестовал ты свой меч в огне души,
Чтоб он разил губительно и властно.
Приходит ночь твой охранять покой,
Пока ты спишь, свершив свой подвиг ратный,
Бесшумно, как сестра, склонилась над тобой
И к ложу дню дает приблизиться, как брату.
На белой марле алых два пятна, -
Так часом утренним снег на вершинах рдеет.
О, не забудет никогда страна
Тебя и подвиг твой, красноармеец!
Заря тебе дарит росы кувшин
И для тебя узор кленовых листьев чертит, -
За полнокровную твою влюбленность в жизнь,
За просветленное твое презренье к смерти.
В твоих глазах и боль, и ненависть к врагам.
Разгневанный народ к огням созвездий
Возносит их сквозь ураган
Порукой вольности своей и чести.
Они горят в ночи заботою одной:
«Гнать за рубеж!» - и мысль порывом веры плавят,
И жгут сердца, и в песне боевой
Тебя сквозь даль веков несут к нетленной славе.
Перец Маркиш. Перевел Н.Вольпин.
**************************************************************************************************************************************************
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. Артиллерия большой мощности на огневой позиции.
Снимки нашего спец. фотокорр. О.Кнорринга.
____________________________________________
А.Кривицкий:
О 28 павших героях* ("Красная звезда", СССР)**
Награждение 28 павших героев* ("Красная звезда", СССР)***
Н.Тихонов:
Слово о 28 гвардейцах* ("Красная звезда", СССР)
Памяти генерал-майора И.В.Панфилова* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №71 (5135), 26 марта 1942 года