Советский воин идёт вперед

Feb 23, 2020 07:04


К.Тараданкин || « Известия» №45, 23 февраля 1945 года

В великих битвах Отечественной войны против немецкого нашествия Красная Армия спасла народы Советского Союза от немецко-фашистского рабства, отстояла свободу и независимость нашей Родины и помогла народам Европы сбросить немецкое иго. (Из Приказа Верховного Главнокомандующего от 23 февраля 1945 г.)

# Все статьи за 23 февраля 1945 года.

(От специального военного корреспондента «Известий»)




Кто был в Сталинграде, тот не забудет ожесточенных боев за Мамаев Курган, откуда немцы из пушек, миномётов и крупнокалиберных пулемётов обстреливали центральную переправу через Волгу. Живые участники этих боёв сегодня сражаются на Одере, в Восточной Пруссии, на равнинах Померании. Немало прошло времени с тех памятных сталинградских дней. Множество рек - больших и малых - перешагнул советский воин. Но жива в солдатском сердце волжская эпопея во всех ее деталях. И вот совсем недавно, повстречавшись со сталинградцами, припомнили мы геройскую смерть связиста Степана Титаева.

Шел бой за Мамаев Курган. Сквозь снежные бураны и свинцовую пургу Титаев в шестой раз пополз исправлять линию. Добрался до места порыва и начал соединять концы провода. Плохо слушались окоченевшие пальцы. Чтобы удобнее было работать, Степан приподнялся. В ту же минуту пули немецкого автоматчика впились ему в грудь. Теряя последние силы, он крепко стиснул кабель в зубах, и жизнь покинула его.

Над Титаевым гремело «ура» яростной атаки, свистели пули, гудела земля от разрывов, стонала вьюга. А он лежал бездыханный, русский солдат, до конца выполнивший свой долг. Сердце советского воина служило родине даже после того, как оно перестало биться.

Сердце советского солдата! Много рубцов оставила на тебе война, и они горят, взывая о мщении.

Я видел лица наших разведчиков, когда они, ворвавшись в немецкую деревню Гросс-Лонк повстречали там двадцать девять белорусских мальчуганов. Старшему из них было пятнадцать, а младшему - двенадцать лет. Худенькие тела ребят были прикрыты невообразимо рваными лохмотьями. На головах - какие-то арестантские шапчонки. Эти маленькие невольники были угнаны в Германию осенью сорок третьего года. Паша Андреев, Коля Королев, Саша Райков, Федя Добрый. Просто и скупо, с ребячьей непосредственностью рассказывали они о том, как им жилось у немецких хозяев. Работа от зари до зари, побои, голод. Вот рацион питания: утром - сто граммов хлеба и литр кипятку. Хлеба должно хватить и на обед, состоявший из супа, в который бросали брюкву и крапиву. Ужин - ещё сто граммов хлеба и еще литр горячей воды. Так было изо дня в день. Двести тридцать детей уже умерли от такого питания. Мальчики показали на левой руке, возле локтя выжженные цифры.

- У меня вот, - сказал Ваня Шмелев, - номер сто пятьдесят восемь тысяч семьсот два, а у братишки был - семьсот три. Он не выдержал - умер.

- Вот, друзья, за что сражаются, видели? - сказал командир.

Точно те же слова я услышал при иных обстоятельствах, когда на фронтовой дороге, встретились сержант Иван Ульяшенков и его сестра Александра, возвращавшаяся из немецкого рабства к себе на родину, в Курскую область.

На улице одного германского города, стоят четыре орудия. Рядом - штабеля снарядов. Батарея предназначалась для обороны перекрестка, выводившего к центру города. В улицы ворвались артиллеристы противотанкового дивизиона майора Генюка, Дело было ночью. Командир услышал слова немецкой команды. Он крикнул:

- Включить фары! Полный - вперед!

На бешеной скорости машины выскочили из-за поворота. Потоки яркого света брызнули немцам в глаза. Ослепленные, они заметались у своих орудий. Артиллеристы, спрыгнув с машин, решили дело рукопашной схваткой.

Так дерется советский боец на земле врага.

Как-то пришлось ночевать в прусской деревне. Пехотинцы на коротком привале разговорились о Германии.

- А вы заметили, братцы, - сказал один, - сколько у них здесь новых построек?

- Известное дело, - поддержали его собеседники, - на войне жирели да на крови наших людей... Вот и выходит, что бьют волка не за то, что сер, а за то, что овцу с’ел...

Здесь, на земле немца, где всё чуждо, всё напитано насилием и произволом, советский боец полон достоинства и сознания своей исторической миссии. Как лев сражается он здесь, он далеко от родины, он тоскует по ней. Но знает каждый, что дорогу домой укажет только победа. Мщение принес советский боец на землю врага. Но не со стариками и малолетними сводит он счеты за руины Смоленска, за кровь расстрелянных в Ростове, а с гитлеровскими войсками, которые во что бы то ни стало думают удержаться. Не удержаться им! Советские воины идут дальше и дальше в глубь Германии. И разумом, сердцем своим знает боец, что знамя победы взовьется над Берлином. // К.Тараданкин. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 22 февраля.

☆ ☆ ☆

Знамя

Вот они, бессмертной книги главы:
Щорса и Чапаева дела.
Дерзкою красноармейской славой
Молодость овеяна была.

Пусть война теперь не та, но - с нами
Тех походов ветер боевой.
Ленинское, сталинское знамя
Так же всё шумит над головой.

Сквозь огонь и прах оно летело,
Мы под ним до Франкфурта дошли,
И под ним Матросов и Гастелло
Для геройских подвигов росли.

И, под этим знаменем шагая,
Будет вечно молодость красна...
Ничего, что голова седая,
Молода под ним и седина

Степан Щипачев.

************************************************************************************************************
Первый Белорусский фронт. Уличные бои в городе Познань. Орудие старшины И.Д.Щербакова ведет огонь по опорным пунктам немцев.

Фото Е.Копыта. (ТАСС).








Оперативная сводка за 22 февраля

В течение 22 февраля на ЗЕМЛАНДСКОМ полуострове, западнее КЕНИГСБЕРГА, наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника. Ценой больших потерь в живой силе и технике противнику удалось потеснить наши части от северного побережья Кенигсбергской бухты. Одновременно юго-западнее КЕНИГСБЕРГА наши войска вели бои по уничтожению восточно-прусской группировки противника и, сжимая кольцо окружения, овладели городом ЦИНТЕН и населёнными пунктами ЗАРГЕН, ПАЛЬТЕН, КИРШИНЕН, БОРМАННСХОФ, ПЛЯСВИХ. В трехдневных боях - с 19 по 21 февраля - западнее КЕНИГСБЕРГА нашими войсками уничтожено 86 немецких танков и самоходных орудий, 76 орудий, 160 пулемётов и свыше 300 автомашин. Противник потерял только убитыми более 8.000 солдат и офицеров.

Южнее ДАНЦИГА наши войска в результате наступательных боёв овладели населёнными пунктами ГОГОЛЕВО, КЕНИГСВАЛЬДЕ, БАРЛОШНО, ГЛУХА, ВАЛЬДДОРФ, КРАМПКЕН, ЛОНГ, ГУТТОВИТЦ, РИТТЕЛЬ. За 21 февраля в этом районе наши войска взяли в плен более 500 немецких солдат и офицеров и захватили следующие трофеи: самоходных орудий - 5, полевых орудий - 55, бронетранспортёров - 24.

В ПОЗНАНИ продолжались бои по уничтожению гарнизона противника, удерживающего ЦИТАДЕЛЬ.

В провинции БРАНДЕНБУРГ, южнее города ГУБЕН, наши войска вышли на реку НЕЙСЕ, заняв при этом более 60 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты ШЕНКЕНДОРФ, МАРКЕРСДОРФ, ШТРЕГА, ТЕЙПЛИТЦ, ТРИБЕЛЬ, ГРОСС ЗЭРХЕН, ТЕПФЕРШТАДТ, ДУБРАУ. В лесах юго-восточнее города ГУБЕН наши войска ликвидировали окружённую группу противника численностью до 2.000 солдат и офицеров, при этом взяты в плен командиры боевых групп полковник Хенш и полковник Лендейнар.

В районе БРЕСЛАУ наши войска вели бои по уничтожению окружённой в городе группировки противника, в ходе которых заняли пригороды Бреслау - МАЗЕЛЬВИТЦ, КРИТЕРН, ГЮНЕРН, ЗИМСДОРФ.

На северном берегу ДУНАЯ восточнее города КОМАРНО наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника. В боях за 21 февраля в этом районе подбито и уничтожено 40 немецких танков и самоходных орудий.

На других участках фронта - поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.

За 21 февраля на всех фронтах подбито и уничтожено 198 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 80 самолётов противника.



Массированный налёт нашей авиации на военные об’екты противника в городах Кенигсберг и Братислава

В ночь на 22 февраля наши тяжёлые бомбардировщики нанесли массированный удар по военно-промышленным об’ектам противника в городе Кенигсберге. В результате бомбардировки возникло свыше 40 пожаров, сопровождавшиеся взрывами большой силы. Наблюдением отмечены пожары на территории машиностроительного и газового заводов.

В эту же ночь наша авиация бомбардировала военно-промышленные об’екты противника в чехословацком городе Братислава. Бомбардировкой вызваны пожары, среди которых произошло несколько сильных взрывов.



Юго-западнее города Кенигсберг наши войска вели бои по ликвидации восточно-прусской группировки противника. Ожесточенные бои происходили в районе города Цинтен. Немцы превратили этот город в мощный опорный пункт своей обороны. Они построили железо-бетонные доты, отрыли глубокие противотанковые рвы, а на высотах, окружающих Цинтен, сосредоточили свыше 80 артиллерийских и минометных батарей. Советские части предприняли обходный маневр с севера, переправились через реку Штрадик и перерезали все дороги, ведущие из города на запад. Другие наши части ворвались в Цинтен с юго-востока. Завязались упорные уличные бои. Немцы много раз переходили в контратаки, но под ударами наших подразделений откатывались назад. Сегодня наши войска разгромили вражеский гарнизон и очистили город от немцев. В боях за Цинтен уничтожено до 4 тысяч солдат и офицеров противника, 41 танк, 10 бронетранспортеров и 60 орудий. Захвачено у немцев 40 орудий, 108 пулеметов и другие трофеи. Взято в плен 520 немцев.



Южнее города Данциг наши войска продолжали наступление. Лесные массивы, большое число озер и речек затрудняют действия советских частей. Используя удобную для обороны местность, немцы укрепили населенные пункты, а на перекрестках дорог построили узлы сопротивления с дотами и дзотами. Части Н-ского соединения сегодня вели упорные бои за населенный пункт и железнодорожную станцию Лонг, находящиеся у пересечения двух железных дорог. Наши бойцы сломили вражеское сопротивление и штурмом заняли Лонг. Противник оставил на поле боя 400 трупов своих солдат и офицеров. Подбито 9 немецких танков и 2 бронетранспортера. На другом участке наши войска с боями продвинулись вперед на 10 километров и выбили немцев из нескольких сильно укрепленных населенных пунктов.



В Познани наши войска вели бои по уничтожению немецкого гарнизона, засевшего в Цитадели. Советские штурмовые отряды очистили от немцев земляной вал, опоясывающий Цитадель с юга, и с помощью лестниц и штурмовых мостиков преодолели ров. Затем наши бойцы устремились в брешь, пробитую артиллерией в крепостной стене, и овладели одним зданием. Захвачено в плен 360 солдат и 13 немецких офицеров.



В провинции Бранденбург, южнее города Губен наши войска, с боями продвигаясь вперед, на широком фронте вышли к реке Нейсе. Занято селение Шенкендорф, находящееся в трех километрах южнее Губена. Немцы выбиты также из населенного пункта Штрега, расположенного в шести километрах к северу от города Форст. Подразделения Н-ской части прижали к реке батальон пехоты противника. Большая часть гитлеровцев уничтожена, а остальные взяты в плен. За день боев на разных участках подбито и сожжено 38 немецких танков и самоходных орудий. Захвачены большие трофеи. // Совинформбюро.

_______________________________________________
Советские офицеры ("Красная звезда", СССР)
В.Полторацкий: Неметчина ("Известия", СССР)
Б.Горбатов, О.Курганов: Путь к Берлину ("Правда", СССР)
Е.Кригер: Твой час наступает, Германия! ("Известия", СССР)

Газета «Известия» №45 (8655), 23 февраля 1945 года

февраль 1945, Совинформбюро, газета «Известия», зима 1945, 1945

Previous post Next post
Up