М.Леснов || «
Красная звезда» №178, 31 июля 1942 года
Враг продолжает рваться вперед. Во что бы то ни стало остановить врага! Умелой и стойкой обороной сделать неприступным каждый наш рубеж!
# Все статьи за
31 июля 1942 года.
ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 30 июля. (По телеграфу от наш. корр.). Поздно ночью Леон Новаковский с группой поляков - солдат германской армии - покинул окопы и пополз в сторону наших позиций. На случай, если немцы будут преследовать, солдаты захватили винтовки и один ручной пулемет. Прислушиваясь к шорохам и обходя немецкие посты, перебежчики двигались вперед и через два часа увидели русские блиндажи. Леон Новаковский так обрадовался, что встал во весь рост и побежал. Появились красноармейцы, и через несколько минут поляки были в плену.
Из 489-го полка 269-й немецкой пехотной дивизии перебежала к нам группа поляков. Рассказы перебежчиков представляют немалый интерес.
Вот что говорит солдат пятой роты Эрик Маневский:
- 18 февраля немцы провели на всей территории Польши мобилизацию поляков. Я вместе с другими был отправлен в Германию, где мы проходили полтора месяца военное обучение. Затем нас направили на советско-германский фронт.
Весь командный состав дивизии, включая унтер-офицеров, - немцы. Поляки - только рядовые, и их вообще запрещено брать в какие-либо другие рода войск, кроме пехоты. Бывший офицер польской армии может быть в немецких войсках только рядовым и лишь в особых случаях ефрейтором.
По прибытии на передовые позиции за нами установили слежку. Каждый взвод был разбит на четыре группы по 7-8 человек в каждой: пять или шесть поляков и два немца, которые обязаны были следить за каждым нашим шагом. 28 июня в присутствии всего батальона за чтение русских листовок и антигерманскую пропаганду был расстрелян по приговору военного суда поляк Домбровский. Другой поляк после ареста повесился…
Солдат второй роты Владислав Гшосовский, перебежавший позже других, рассказывает:
- 13 июля после того, как группа поляков перешла к русским, нас всех немедленно отвели на три километра в тыл. У нас отняли винтовки и под конвоем заставили работать на дорогах. Из поляков организовали рабочие роты. В нашей роте было 120 поляков. Нас охраняли два десятка немецких солдат, вооруженных автоматами. А на позиции вернулись немецкие роты, которые мы недавно сменили. Эти роты раньше предполагалось перебросить на другой участок фронта. Шли слухи о том, что командование дивизии запросило главную ставку, как быть с отведенными в тыл и разоруженными поляками…
Перебежчики говорят о страданиях польского народа под фашистским владычеством. Немцы ограбили Польшу, забрали дома, скот и даже личное имущество. Хозяйство перебежчика Эрика Маневского передано штурмовику, а престарелых родителей солдата заставили работать на хозяина. Многих поляков немцы сейчас куда-то высылают. Делается это обычно ночью, и на сборы дается десять минут.
Говорить по-польски запрещено, все польские школы закрыты, в театры и кино поляков не пускают. В столовых и ресторанах появились унизительные надписи: «Собакам, полякам и евреям вход воспрещен». За малейшее выражение недовольства - тюрьма и расстрел. В Грауденце, рассказывает перебежчик Пишора, за антигерманскую агитацию и слушание иностранных радиопередач немцы публично расстреляли на Базарной площади десять поляков. На казнь насильно было согнано все население города.
За короткий срок пребывания на фронте перебежчики успели увидеть, как издеваются немцы над русским населением оккупированных районов.
- В поселке Дивинское, - говорит Владислав Гшосовский, - я видел русских на тяжелых земляных работах. Немцы заставляют этих людей работать до изнеможения и платят им 70 пфеннигов в день, на которые купить ничего нельзя, так как продукты питания вообще не продаются. В Дивинском я видел лагерь, где содержатся русские, в большинстве старики и женщины. Всех, даже детей, выгоняют на дорожные работы. Я видел, как русские готовили себе пищу из мха, древесины, листьев, травы и просто ели сырую траву. Выглядят эти люди ужасно. Ежедневно несколько человек умирает как в самом лагере, так и по пути на работу. Я слышал, что некоторые русские стараются найти такую траву, которой можно было бы отравиться, чтобы прекратить свои мучения…
Перебежчики не хотят складывать оружие. Они желают повернуть его против угнетателей польского народа - фашистских захватчиков.
- Я хочу только одного, - заявляет Эрик Маневский, - воевать против Германии. //
М.Леснов.
_____________________________________________________
Юноша из Люксембурга* ("Известия", СССР)
А.Склезнев:
Общипанные австрийцы* ("Известия", СССР)**
**************************************************************************************************************************************************
Антигерманские настроения в Болгарии
ЛОНДОН, 30 июля. (ТАСС). Анкарский корреспондент агентства Рейтер, ссылаясь на сведения, полученные от лиц, прибывших с Балкан, передает, что в Болгарии все сильнее проявляются антигерманские настроения, особенно в связи с недостатком продовольственных продуктов в стране. Эти лица рассказывают, что болгарами уничтожено большое число дорожных указательных столбов с надписями на немецком языке.
НЬЮ-ЙОРК, 30 июля. (ТАСС). По сообщению анкарского корреспондента агентства Юнайтед Пресс, болгарский суд приговорил к смертной казни за «антигосударственную деятельность» 17 человек. 64 человека приговорены по такому же обвинению к пожизненному тюремному заключению.
ЖЕНЕВА. 30 июля. (ТАСС). Решением совета министров в Болгарии закрыты 6,5 тыс. «второстепенных» мельниц. Сделано это для того, чтобы власти легче могли осуществлять контроль за помолом. На оставшиеся крупные мельницы, где разрешен помол, назначаются контролеры дирекции «Продэкспорта» (организация, ведающая вывозом продовольствия в Германию), задана которых - следить, чтобы крестьяне не смололи зерна «больше установленного максимума», то-есть больше того, что им оставлено после из'ятия «излишков».
СОФИЯ, 30 июля. (ТАСС). Как сообщает болгарская газета «Утро», в городе Девин (Пловдивской области) был подожжен крупнейший в Болгарии деревообделочный завод. Несмотря на усилия пожарников, завод и склад лесоматериалов полностью сгорели. Убытки исчисляются в 8 млн. лев. По сообщению газеты «Заря», вчера сгорел также склад лесоматериалов в Бургасе.
☆ ☆ ☆
ГИТЛЕРОВЦЫ ОБРЕКАЮТ ФРАНЦУЗСКИЙ НАРОД НА ВЫМИРАНИЕ
СТАМБУЛ, 30 июля. (ТАСС). Лионский журнал «Сет жур» в номере от 5 июля приводит подробные данные о физическом состоянии французского населения, лишенного со времени немецкой оккупации основных продуктов питания. Медицинское обследование показало, что старики, получающие уменьшенную по сравнению со всеми другими категориями населения норму продуктов, потеряли в весе до 50 проц. Средняя потеря в весе рабочего равна 30 проц., крестьянина - 15 проц. По словам журнала, крупные медицинские специалисты утверждают, что каждый француз (с учетом всего населения, включая и детей) потерял в весе в среднем не менее 5 кг.
Журнал сообщает далее, что все французские госпитали переполнены умирающими от истощения больными и что смертность среди них исключительно высока. Больные туберкулезом уже не принимаются в больницы из-за отсутствия мест.
☆ ☆ ☆
Развал румынской экономики
ЖЕНЕВА, 30 июля. (ТАСС). Бухарестский корреспондент швейцарской газеты «Нейе Цюрхер цейтунг» пишет, что «Румыния находится на грани катастрофы». Участие в войне против Советского Союза подорвало экономику страны. Недостаток чувствуется во всем, особенно остро ощущается нехватка хлеба, мяса и сахара. Корреспондент заявляет, что «если румынские власти не хотят обречь население на голодную смерть, они не должны посылать в Германию из нового урожая ни одного килограмма зерна или кукурузы».
В Румынии ожидается неблагоприятный урожай. Во время весеннего сева наблюдались массовые случая саботажа со стороны крестьян и нежелание засевать больше земли, чем это необходимо для удовлетворения их собственных нужд. Гитлеровская газета «Донау цейтунг» призналась недавно, что румынские власти во время весеннего сева заставляли крестьян работать под угрозой жестоких репрессий. «Правительство, - указывала газета, - мобилизовало специальных сельских жандармов, которые были обязаны следить за каждым крестьянином, проводит ли он полевые работы и как проводит». Ныне сельской жандармерии вменено в обязанность «обеспечить» уборку урожая.
Особенно жестокой эксплоатации подвергается сельское население временно оккупированных советских районов. В издевательстве над советским населением румынские холопы Гитлера не отстают от своих немецких хозяев. Румынские помещики обращаются с советскими крестьянами, как с рабами, заставляя их работать от зари до зари без куска хлеба и глотка воды. «Румыны, - писала недавно с наглой откровенностью гитлеровская газета «Донау цейтунг», - заставляют работать население Заднестровья с 5 часов утра до глубокой ночи».
**************************************************************************************************************************************************
Сознание опасности должно удесятерить силы каждого воина Красной Армии. Отважно и стойко, не щадя жизни, биться с врагом!
☆ ☆ ☆
Мастера советских мин
Молодая женщина в сбившейся на бок косынке, подняв с пола болванку, приступила в обточке. Возле станков можно увидеть немного таких болванок. Они здесь долго не залеживаются. Зато в конце цеха и на заводском дворе высятся целые штабеля готовых 120-миллиметровых мин. Скоро их отправят на фронт, и наши воины обрушат на головы фашистов новые лавины металла.
По всему фронту гремит слава о советских минах. С восхищением отзываются о них бойцы и командиры. «Вашими минами мы ежедневно истребляем сотни гитлеровцев. Отличные мины. Большое вам спасибо за них, товарищи!» - говорится в одном письме с фронта.
На похвалу фронтовиков коллектив ответил значительным увеличением продукции. Новая волна трудового порыва охватила людей после того, как цех включился во Всесоюзное социалистическое соревнование.
Чеснокова и Фатова работают по-соседству. Чеснокова пришла в цех с лампового завода, и первое время у ней не ладилось дело. Между тем Фатова быстро освоилась с новой работой и уже на другой день значительно превысила норму. Этот пример увлек Чеснокову. Она внимательно присматривалась к соседке и быстро поняла, почему у нее дело идет хуже. Она заметила, что Фатова не допускает лишних движений, рационально пользуется механизмами. В перерыве между сменами девушки разговорились. Фатова посоветовала не расходовать зря времени, не разбрасывать деталей по полу, а укладывать их как можно ближе к станку. Чеснокова устранила эти недостатки, и работа пошла успешно.
Дни соревнования в цехе изобилуют яркими примерами самоотверженного труда. В цехе нет ни одного рабочего и работницы, которые бы не стремились стать многосотниками. Борясь за выполнение взятых обязательств по социалистическому соревнованию, каждый живет не только своими успехами, но и успехами своего соседа по станку, всего коллектива.
Станок, на котором работает токарь по металлу Шалаева, прежде не позволял быстро обрабатывать детали. Это всполошило всю бригаду. Товарищи решили помочь работнице. Совместными усилиями удалось обнаружить погрешность и быстро устранить ее. Производительность станка поднялась во много раз.
Мастер цеха орденоносец Шумский заслуженно пользуется славой большого специалиста. Большую часть своего времени он проводит у станков, добиваясь, чтобы задания выполнялись в короткие сроки.
- Сами знаете, как фронту нужны мины! - говорит он.
Случись у кого-нибудь малейшая задержка, и Шумский уже тут как тут. Он помогает устранить недостаток, лично показывает, что и как надо делать.
В борьбу за успешное выполнение обязательств по социалистическому соревнованию вовлекаются новички. Ученику ремесленного училища Прохорову, работающему в цехе токарем, поручили нарезать резьбу на корпусе мины. Опытные рабочие знают, что это дело требует особой точности и внимания. Стоит допустить малейшее отклонение от нормы, и деталь испорчена. На учебном образце Прохорову наглядно показали, как делать нарезку. После того, как он несколько раз проделал это, его перевели на станок. Первые дни выработка росла плохо. Это не осталось незамеченным. Рабочие соседних станков указали молодому токарю на его ошибки, дали несколько полезных советов. После этого дело у него стало быстро улучшаться. Теперь Прохоров выполняет норму на 220-250 процентов.
Свое слово перед страной мастера советских мин выполняют с честью. На многих станках норма выработки перекрывается в четыре-пять и более раз. Еще недавно ничем не выделявшиеся люди становятся известными всему заводу. Шлифовальщица Яковец оставила далеко позади все старые нормы. Недавно она в одну смену обработала целую гору деталей, став пятисотницей.
Достижения цеха быстро нарастают. Коллектив охвачен одним стремлением - отдать все свои силы на помощь фронту. // Батальонный комиссар Л.Вольфовский. Город Н.
______________________________________________
И.Эренбург:
Центурионы и валюта ("Красная звезда", СССР)
Испанские «лыжники» ("Красная звезда", СССР)
Н.Тихонов:
Негодяй из Голландии ("Известия", СССР)*
И.Эренбург:
Судьба шакалов* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург:
Петушиные перья* ("Красная звезда", СССР)*
П.Милованов:
Драки между финнами и немцами ("Красная звезда", СССР)*
Газета «Красная Звезда» №178 (5242), 31 июля 1942 года