А.Булгаков || «
Известия» №55, 7 марта 1945 года
Красная Армия научилась громить и уничтожать врага по всем правилам современной военной науки. Советские воины одержали новые блестящие победы в Померании. Наши войска вышли к побережью Балтийского моря. Наступление продолжается.
Слава героям-воинам!
# Все статьи за
7 марта 1945 года.
(От специального военного корреспондента «Известий»)
По всем дорогам, которые устремляются в сторону Берлина, видны следы ожесточенных боев. Разбитые снарядами дома поселков, стоящих у дорог, сожженные танки, опрокинутые машины, повозки, трупы немецких солдат и офицеров, - все это свидетельствует о напряженных сражениях, которые ведут наши войска, продвигающиеся в глубь Германии.
Несколько дней тому назад на одном из участков фронта, в лесном районе наши части сбили немцев с сильно укрепленного рубежа. Удар был нанесен одновременно в нескольких направлениях. На юго-востоке наши части с боем форсировали водную преграду. На северо-западном участке в это же время была прорвана оборона немцев на значительную глубину. Одновременно с этим наша подвижная часть прорвалась далеко в тыл противника и заняла важный узел дорог.
В результате точно согласованных действий частей, оперировавших одновременно на нескольких направлениях, оборона немцев была прорвана, и к полудню наши войска овладели крупным узлом сопротивления, расположенным на западном берегу реки.
Мы переправлялись через реку вместе с войсками. Вся территория от берега реки до укрепленного пункта немецкой обороны была перепахана снарядами и бомбами. У самого берега, поросшего густым ивняком, виднеются свежие окопы с брустверами, обращенными на запад. Это здесь закрепились первые наши бойцы, переправившиеся через реку. Они помешали немцам взорвать мост, по которому сейчас движутся колонны машин, тяжелые орудия, танки, направляясь на запад.
Трудную задачу решили бойцы и офицеры, которым приказано было сохранить мост. Для этого им надо было одним броском переправиться на противоположный берег, захватить небольшие плацдармы по обе стороны моста и отбросить от берега оборонявшихся здесь немцев. На узком участке фронта протяжением в полкилометра сосредоточено было 120 орудийных и минометных стволов, 18 крупнокалиберных пулеметов, 70 ручных, 20 станковых пулеметов. Кроме этого, артиллеристы, действующие из глубины, должны были своим огнем поддержать удар по захвату плацдарма.
В семь часов вечера лавина огня обрушилась на западный берег реки. Воспользовавшись этой огневой завесой, наши бойцы переплыли на лодках реку. Оки уцепились за берег. Немцы попытались сбросить их в реку. 24 залпа из шестиствольных миномётов выпустили они по маленькой площадке, на которой окопались наши бойцы. Вокруг них бушевал огненный смерч. Горела сырая от дождей прошлогодняя трава, обуглились деревья, раскалился песок. Бойцы не покинули своих окопов. И, когда немцы пошли в контратаку, их встретил сосредоточенный ружейно-пулемётный огонь. К пехотинцам, форсировавшим реку, присоединились артиллеристы. Они расстреливали в упор контратакующую немецкую пехоту.
Несколько раз немцы прорывались почти вплотную к мосту. Тогда наши бойцы выскакивали из окопов и в рукопашных схватках уничтожали гитлеровцев.
В то время как здесь, у моста, наши бойцы и офицеры решали частную задачу боя, другие наши части обошли немецкий укреплённый пункт с запада. Командир немецкого гарнизона тщетно радировал немецкому командованию: «Русские атакуют со всех сторон. Окажите помощь». В ответ на этот вопль последовала радиограмма, перехваченная нашими связистами: «Держитесь до последнего солдата. Помощи не будет».
Вот они лежат среди обломков блиндажей и дзотов, солдаты регулярных частей и полицейских отрядов, переброшенные сюда из тыла и нашедшие смерть на своей, немецкой земле. Трупы немецких солдат и офицеров заполняют чердаки, погреба, превращенные в огневые точки.
В этот же день наша танковая часть пробивала дорогу к другому укреплённому пункту немцев, расположенному у скрещения дорог. Здесь произошел ожесточённый танковый бой. Наши танки, показавшись из лесу, направились к небольшому посёлку, в котором засели немцы. Немецкие танки, замаскированные среди строений посёлка, открыли огонь, обнаружив себя, но не причинив на большом расстоянии никакого вреда нашим танкистам. Дистанция, отделявшая наших танкистов от немцев, сокращалась с каждой минутой. Несколько немецких танков были подожжены с первых же выстрелов. Остальные стали отходить.
Так, ломая ожесточенное сопротивление немцев, наши войска
продвигаются к Берлину. //
А.Булгаков. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 марта.
*****************************************************************************************************************
Первый Белорусский фронт. Померания. Танки проходят по улицам одного из населенных пунктов.
Фото специального военного корреспондента «Известий» Р.Кармен.
*****************************************************************************************************************
Бои за Грудзяндз
(От специального военного корреспондента «Известий»)
Немцы еще в январе почувствовали, что Грудзяндзу (Грауденцу) грозит опасность, хотя в то время войска маршала Рокоссовского, прорвав Наревскую оборону противника, только подошли к южным границам Восточной Пруссии. По словам пленных, уже тогда в Грудзяндзе появился Гиммлер, пытавшийся жестокими расправами с колеблющимися и сомневающимися «поднять дух» немецких войск. Он передал приказ Гитлера: «
Держаться до последнего солдата и Грудзяндза не сдавать».
Наши части, наступающие в районе Вислы, форсировали реку южнее Грудзяндза с запада, блокировали город и крепость, расположенные на восточном берегу, отрезали многотысячному гарнизону пути отступления. Немцы пытались вырваться из смертельной ловушки. Стремясь пробиться на западный берег, они предпринимали отчаянные, но безрезультатные контратаки. Блестяще работала наша артиллерия, уничтожавшая все мосты через Вислу и все переправочные средства противника. Гарнизон Грудзяндза доживал последние часы. Намерение немцев удержать в своих руках этот большой промышленный город и речной порт, связанный с Данцигом, провалилось.
Противник рассчитывал использовать сильные укрепления, прикрывающие город и крепость со всех сторон. Немцы усовершенствовали старинные форты, усилив их железными заборами и проволочными заграждениями. Кроме этого, дополнительно были построены артиллерийские капониры и железобетонные доты. Немецкое командование, как показывают пленные,
передало большинство домов в собственность солдатам.
Под ударами нашей артиллерии рухнули оборонительные сооружения немцев. Штурмовые группы наших бойцов ворвались на окраины города. Завязались ожесточенные уличные бои, в которых немцы час за часом несли все большие потери.
Одной из первых в город
ворвалась рота гвардии капитана Понадцева. Она была встречена бешеным огнем, который противник вел из домов, с чердаков, из подвалов, из-за баррикад, пересекающих улицы. Наши бойцы показали себя большими мастерами уличного боя, требующего беззаветной отваги, хитрости и изобретательности. Используя для прикрытия каменные заборы, стены зданий, они упорно продвигались вперед, охватывая прямоугольники кварталов с двух сторон. В полдень немцы были выбиты из всех домов этого района. Смело действовал со своим станковым пулеметом и гвардии сержант Мысник. Когда нужно было взять один дом, в котором особенно сильно сопротивлялись гитлеровцы, Мысник меткими очередями заставил немцев на время прекратить огонь. Этим воспользовались наши бойцы. Они подобрались к зданию, забросали гранатами подвал и первый этаж и ворвались в дом. Когда немцы попытались контратаками отбить занятый нашими бойцами квартал, Мысник преградил им путь огнем своего пулемета. Шесть раз немецкие солдаты выскакивали из домов, чтобы перебежать улицу, и каждый раз, теряя убитых и раненых, они убегали обратно.
Противник приготовил в городе много опасных сюрпризов. Жилые дома, тротуары, промышленные и общественные здания были заминированы. Один из поляков, работавших на большой фабрике, предупредил бойцов, что ее корпуса заминированы. Во-время приняты были меры предосторожности, и несколько сильных взрывов, разрушивших многие цеха, никому из бойцов не причинили вреда.
По законам уличного боя, распадающегося на множество отдельных схваток, часто успех решают не численное превосходство, а храбрость и воинское искусство. На одной из улиц Грудзяндза отделение сержанта Самсонова сдержало натиск пятидесяти немецких солдат. Горсточка наших бойцов сперва ошеломила гитлеровцев дружным залповым огнем, а потом ринулась врукопашную. Немцы попробовали спастись в большом здании. Наши бойцы ворвались в этот дом на плечах противника и уничтожили гитлеровцев.
После двухнедельной осады город и крепость Грудзяндз были очищены от противника. //
К.Тараданкин 2-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 6 марта
_____________________________________
Р.Кармен:
В Померании ("Известия", СССР)
С.Васильев:
В Германии* ("Известия", СССР)
И.Эренбург:
В Германии* ("Красная звезда", СССР)
Р.Моран:
В дебрях Германии ("Красная звезда", СССР)
Б.Горбатов, О.Курганов:
В Германии ("Правда", СССР)
М.Сырцов:
Немцы из Восточной Пруссии ("Красная звезда", СССР)
Газета «Известия» №55 (8665), 7 марта 1945 года