И.Эренбург || «
Красная звезда» №27, 2 февраля 1945 года
Войска 2-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Рокоссовского, сломив сопротивление окруженной группировки противника, штурмом овладели городом и крепостью Торунь (Торн).
# Все статьи за
2 февраля 1945 года.
Теперь, когда настала расплата, защитники Германии уже пытаются взвалить всю вину на Гитлера. Никто не думает оправдывать фюрера, перекладина ему обеспечена. Но одной виселицей дело не ограничится. Немцам не удастся сказать: «Чур-чура, мы больше не играем». Они были едины и сплочены в своих злодеяниях; придется им быть едиными и сплоченными перед лицом Справедливости.
Гитлер ничего не придумал, он только
усовершенствовал немецкие пороки. До него Германия жила
национальной и расовой спесью. До него немцы считали другие народы низшими. До него немцы зверствовали в России, в Бельгии, во Франции.
Мы знаем, что гитлеровцы на русских, на поляках, на евреях разводили сыпно-тифозных вшей для прививок. Немцы занимались этим в Риге и Львове, имелись специальные институты, где умирали несчастные, покрытые вшами. Так понимают науку гитлеровские врачи. И снова я повторяю: Гитлер ничего не придумал. Я прошу читателей внимательно прочитать отчет о трудах профессора Юргенса. Это не менее страшно, чем
отчет о Майданеке. Между тем профессор Юргенс трудился тридцать лет тому назад. Гитлера тогда еще не было, но Германия тогда уже была. И то, о чем я хочу рассказать, относится к преступлениям Германии.
В 1916 году в Берлине вышла книга профессора Юргенса «Сыпной тиф». В ней профессор рассказывает, как он изучал эпидемиологию сыпняка. Для этого он производил грандиозные опыты в лагере для русских военнопленных. К книге приложены планы и фотографии. Профессор Юргенс устроил восемь секторов. В первом из них поместили русских, больных тифом, вперемежку со здоровыми, и пленных не обесвшивели. Профессор удовлетворенно отмечает: «Один за другим все здоровые заболели». Во втором секторе поместили здоровых вместе с больными, уничтожив вшей. Имелся особый сектор, состоявший из землянок «полутемных, с недостатком притока воздуха»: там профессор Юргенс проверял распространение болезни в общих антисанитарных условиях. На странице 62-й своей книги профессор Юргенс описывает следующий опыт: «Из разных секторов были собраны 750 человек, ранее не заболевшие, вместе с зараженными тифом вшами; они составили новый сектор». Юргенса интересовал вопрос, как отнесутся к инфекции невосприимчивые люди.
В книге описаны голодные отеки, гангрена конечностей; приложены фотографии нарочно зараженных русских, которые были для немецкого профессора не людьми, а морскими свинками. Профессор спокойно отмечает, что около 20% русских умерли от этих опытов.
К этому рассказу о страшном варварстве немецкого ученого остается добавить, что все его опыты были не только бесчеловечны, но и бесцельны, ибо за семь лет до этого знаменитый французский эпидемиолог Шарль Николль опытами не на людях, а на морских свинках, доказал, что сыпняк распространяется исключительно вшами. Книга Шарля Николля была издана в 1909 году, а в 1915 году немецкий профессор Юргенс стал проводить свои опыты, мучая и убивая тысячи русских военнопленных.
Можно продолжить этот обзор гуманитарной деятельности немецких врачей. В 1915 году немецкий врач Г.О. (фамилию его немцы скрыли) решил проверить на турецких солдатах особенности сыпняка. Сначала он впрыснул 120 здоровым туркам кровь выздоравливающих от сыпного тифа. Несколько турок заболели легкой формой сыпняка. Тогда врач Г.О. взял кровь у больных сыпняком и впрыснул ее 310 турецким солдатам, причем 174 заболели и 48 умерли. Так как Турция в то время была союзницей Германии, получился конфуз, и немцы об'явили доктора Г.О. «сумасшедшим» отказавшись, однако, огласить его имя. «Сумасшедший» выехал в Германию, где наверно продолжал свои опыты над русскими или над сербами. И снова, помимо варварства,
поражает тупость, ибо задолго до того, а именно у 1876 г., одесский профессор Иосиф Мочутовский установил всё то, что хотел установить немец Г.О., - профессор Мочутовский взял кровь у больного сыпняком и привил ее себе, после чего заболел тяжелой формой тифа.
Русский профессор совершил опыт над самим собой. Француз Николль производил опыты над животными. А немец Г.О. мучал и убивал турок. А гордость немецкой науки профессор Юргенс мучал и убивал русских военнопленных. Причем никто не пытался выдать Юргенса за сумасшедшего; напротив, его книгу издали в Берлине, и различные ученые Германия поздравляли своего коллегу с удачными опытами.
Это было до Гитлера и до фашизма, но это было после того, как немцы решили, что они - высшая раса, а другие народы - морские свинки.
Поэтому теперь во Львове немецкие врачи брали поляков, украинцев, евреев и разводили на них тифозных вшей. Поэтому в рижском «Институте медицинской зоологии» немецкие профессора производили различные опыты на несчастных, взятых из «
гетто». Немцы приволокли доцента парижской Сорбонны Шнайдера и об'явили, что этот ученый - морская свинка. Ему вскрыли вены, чтобы обследовать, как действуют гормоны и железы внутренней секреции при полном истечении крови. Другой немецкий ученый интересовался фазами удушения при повешении; подготовляя диссертацию, он повесил тридцать пять неповинных людей.
Конечно, в Майданеке погибло больше. Но немцы могут сказать, что в Майданеке действовали палачи, тюремщики, отребье Германии. А кем был профессор Юргенс? Не палачом - знаменитым доктором. А кем были профессора, работавшие в рижском «Институте медицинской зоологии»? Отребьем Германии? Нет, ее цветом - прославленными учеными.
Обо всем этом нужно помнить теперь, когда мы в Померании, в Бранденбурге и в Восточной Пруссии. Дело идет к развязке. Только бы
не забыть, только бы не смягчиться! Страну, где работают ученые, терзающие людей, такую страну мало победить, ее нужно обуздать, надеть на нее смирительную рубаху, связать крепко руки. //
Илья Эренбург.
*********************************************************************************************************************
В НЕМЕЦКОЙ СИЛЕЗИИ. Советские танки на улицах города Оппельн.
Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Г.Хомзора.
★
ПАНИКА В ГЕРМАНИИ
СТОКГОЛЬМ, 1 февраля. (ТАСС). Как сообщает германское радио, гитлеровский имперский прокурор издал распоряжение, согласно которому полиции разрешено производить аресты и обыски без всяких специальных мандатов. Эта мера, говорится в распоряжении, вызвана необходимостью усиления борьбы против пораженцев и лиц, поддающихся панике.
★
АМЕРИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ О ПОЛИТИКЕ ВАТИКАНА
НЬЮ-ЙОРК, 30 января. (ТАСС). Американский журнал «Протестант» разоблачает рождественское послание папы Пия, как попытку оправдать фашизм и приспособить демократию к нуждам католической реакции. Журнал пишет, что если бы папа в своем послании в самом деле выступал в защиту демократии, оно явилось бы важнейшим событием последнего столетия. Однако в действительности оно только еще раз повторяет положение традиционной политики Ватикана. Тем не менее, поскольку демократия начала побеждать там, где положение только недавно казалось безнадежным и церковь оказалась вынужденной считаться с демократией, папа Пий вместо нападок против демократии пытается придать ей подходящую для Ватикана форму.
Предчувствуя поражение опекаемого Ватиканом европейского фашизма, продолжает журнал, папа Пий намекает на то, что он готов пойти на соглашение с американской демократией, если она приспособится к его запросам. Аналогично, указывает журнал, папа Пий пытается приспособить к интересам фашизма и реакции будущую мирную организацию. С этой целью он сводит войну в своем послании к простому, хотя и гигантскому по масштабу, несчастному случаю, скрывая за риторикой истинную сущность войны - беспримерную борьбу демократии против фашизма. Таким образом он пытается скрыть свою близость к фашизму.
Обозреватель газеты «Нью-Йорк пост» Маурер также отмечает, что послание папы является лицемерным и что Ватикан поддерживал фашизм и выступал всегда против демократии, если она не была приспособлена к его реакционным целям. Маурер подчеркивает, что в Италии Ватикан поддерживал фашистскую клику Муссолини и требовал репрессий против демократии. После прихода фашизма к власти в Германии католическая партия центра подчинилась ему под давлением Ватикана. Во время войны в Испании папа требовал от испанской церковной иерархии всемерной поддержки Франко. Во Франции католическая церковь оказалась на стороне реакции. Таким образом, Ватикан не только поддерживает фашизм, но также не считает грехом свержение демократии, особенно, когда она не слишком дружелюбна к католицизму.
*********************************************************************************************************************
От Сталинграда до Берлина
Толпы пленных устало и тупо
Между черных развалин брели.
По траншеям немецкие трупы
Стыли грудами в снежной пыли.
А на запад, по вражьему следу,
Уходила всё дальше война.
Это утро и эту победу
Никогда не забудет страна.
В это утро просторы державы
От приморий до горных громад
Пятилучием солнечной славы
На века осветил Сталинград.
Эта слава в мороз согревала,
Шла в атаку с бесстрашными в ряд.
Эта слава под утро с привала
Песней в путь поднимала солдат.
Этой славой шумели знамена.
Эту славу полки пронесли
От Поволжья и Тихого Дона
До постылой немецкой земли.
В эту славу бессмертную веря,
На границе победного дня
Рвутся смелые в логово зверя,
Ненавистные орды тесня.
Бьет пурга отступающим в спину.
Снег, окрашенный, кровью, примят.
В Бранденбурге, всё ближе к Берлину
Сталинградские пушки гремят.
Все преграды падут перед нами.
Мы сражаемся, сил не щадя.
Над Берлином победное знамя
Скоро вспыхнет по слову вождя.
Алексей Сурков.
________________________________________________
Б.Горбатов:
Лагерь на Майданеке || «Правда» №192, 11 августа 1944 года
К.Симонов:
Лагерь уничтожения* || «Красная звезда» №189, 10 августа 1944 года
Помни Майданек, воин Красной Армии! || «Красная звезда» №221, 16 сентября 1944 года
О чем говорит Люблинский лагерь уничтожения* || «Красная звезда» №191, 12 августа 1944 года
Газета «Красная Звезда» №27 (6015), 2 февраля 1945 года