А.Головко || «
Известия» №305, 26 декабря 1941 года
Под могучим напором частей Красной Армии немецкие захватчики вынуждены оставлять все новые населенные пункты.
Будем продолжать наступление, усиливая его день ото дня, час от часу! Нет пощады фашистским варварам!
# Все статьи за
26 декабря 1941 года.
На крайнем правом фланге нашего фронта, у берегов Ледовитого океана сражаются моряки Северного флота. Стратегический план германского командования предусматривал нанесение молниеносного удара по Мурманску и военно-морским базам Северного флота с тем, чтобы последующими ударами овладеть Кольским полуостровом и выйти к Белому морю. Незамерзающий Мурманский порт и Кольский залив уже давно привлекали внимание германских империалистов. В 1914-18 гг. немцы не раз предпринимали попытки блокировать Мурманск. На этот раз германское командование бросило для захвата Мурманска корпус горно-егерских стрелков. Гитлеровские вояки были верны своей авантюристической тактике. Как свидетельствуют приказы германского командования, немецкие войска должны были коротким ударом занять Мурманск и захватить наши военно-морские базы.
В первых числах июля корпус «Норвегия» форсировал реку Л. и просочился на восточный берег. Коротким ударом немцы попытались захватить полуострова Средний и Рыбачий. Для них это был лакомый кусок, так как полуострова контролируют вход в единственный незамерзающий финский порт Петсаху и прикрывают вход в Кольский залив с моря. Немцев, однако, ожидало здесь разочарование. Они были остановлены огневым шквалом морских батарей и армейскими частями. Дальше подступов к перешейку полуострова Средний немцы не смогли пройти и вынуждены были ограничиться на этом участке фронта обороной, которая длится уже шестой месяц. Тогда генерал Дитл всю тяжесть удара перенес на дорогу, ведущую к Мурманску.
Горный характер войны, почти полное отсутствие дорог не позволяли германским войскам применять в широких масштабах танки и бронемашины. Тем не менее численный перевес немцев в людях, автоматическом оружии, артиллерии и авиации создал на фронте критическое положение. Немцы вклинились в расположение наших частей и продолжали развивать наступление. В этот момент в помощь нашим войскам, действующим на Мурманском направлении, пришли корабли Северного флота. Высадка тактических десантов на левом фланге наступающего германского корпуса внесла растерянность и панику в ряды противника. Дитл вынужден был приостановить наступление.
Огромную помощь кораблям и наземным армейским частям оказала морская авиация. В начале войны ей пришлось иметь дело с численно превосходящей немецкой авиацией. Благодаря исключительному мастерству и самоотверженности наших соколов-летчиков активность вражеской авиации была вскоре парализована.
Весь летний период корабли Северного флота несли охрану своего побережья и своих коммуникаций, активно поддерживая операции наземных войск. Полярный день, длившийся в ту пору круглые сутки, не позволял кораблям активно оперировать на коммуникациях противника, и только со второй половины августа наши корабли и особенно подводные лодки и торпедные катера начали наносить врагу один за другим ощутительные удары. Значительное количество транспортов, следовавших в Северную Финляндию с оружием, боеприпасами и пополнениями для немецкого корпуса, было пущено ко дну. Потери противника на море не могли не отразиться и на исходе боев на суше.
Уже давно прошли все сроки, намечавшиеся германским командованием для взятия Мурманска и прорыва в глубь Кольского полуострова. Приближавшаяся зима, видимо, не сулили Гитлеру приятных надежд, и немцы начали готовиться к последнему, «решающему» наступлению на Мурманск.
Германский корпус получил подкрепление. В район реки Л. прибыла бригада «СС». В сентябре после длительной артиллерийской подготовки, при поддержке авиации и небольшого количества танков противник перешел в новое наступление.
В результате ожесточенных боев немцам удалось в одном месте выйти на дорогу, ведущую к главной базе флота. В этот момент на помощь армейским частям были брошены отряды моряков тт. Старовойтова и Егорова. Моряки понесли серьезные потери, но боевой приказ выполнили и отбросили противника назад. В этих боях североморцы дрались рука об руку с пехотинцами. Многие моряки покрыли себя неувядаемой славой героев. В результате умелого взаимодействия армейских частей и Северного флота летняя кампания, на которую немцы возлагали большие надежды, с треском провалилась. Германское командование вынуждено было снять с фронта остатки бригады «СС» и потерявшие до половины своего состава вторую и третью горно-егерские дивизии.
С наступлением зимы на фронт прибыла шестая горно-егерская дивизия под командованием генерала Чернера, принимавшая участие в прорыве «линии Метаксаса» в Греции и в захвате острова Крит. Эти вояки даже и не пытались проявлять активность. Более того, теснимые армейскими частями и морской пехотой, они вынуждены были в последнее время уступить нам ряд важных высот и окончательно отказаться от маневренной войны. Уже второй месяц генерал Чернер со своими войсками сидит в землянках и блиндажах, окружив себя проволочными заграждениями.
Попытка германского командования молниеносным ударом с суши захватить «Северные ворота» нашей страны и оккупировать побережье Кольского полуострова и Белого моря закончилась провалом.
Могут ли немцы похвастаться победами на морском театре войны? Обратимся к фактам. Немцы пытались произвести три набега миноносцев на наши берега и на наши коммуникации. Характер этих набегов очень напоминает пиратские налеты.
13 июля пять миноносцев типа «Карл Галстер» во взаимодействии с авиацией атаковали два наших рыболовных траулера.
24 июля эти же миноносцы атаковали небольшое невооруженное суденышко «Меридиан», перевозившее женщин и детей, и потопили его.
11 августа три миноносца атаковали и потопили небольшое посыльное судно.
Вот, собственно, и все «операции», проведенные у наших берегов так называемой «шестой немецкой флотилией». К «победам» командующего немецким флотом в водах Северной Норвегии генерал-адмирала Бема можно разве добавить еще, что германские миноносцы варварски расстреливали из пулеметов тонущих людей. Мы не знаем ни одного случая, когда немецкие корабли открыто вступали бы в бой с нашими легкими силами и береговыми батареями.
Морская авиация Северного флота не оставляла без наказания ни одну попытку фашистских хищников «шкодить» у наших берегов. Наши гидросамолеты, пикирующие и скоростные бомбардировщики потопили один немецкий миноносец, а другому прямым попаданием бомб причинили серьезное повреждение. Само собой разумеется, пиратские действия немецких миноносцев нисколько не отразились на ходе боев за Мурманск и по существу никакого оперативного значения не имели.
В свое время шулер Геббельс об'явил всему миру, что советский военно-морской флот уничтожен. Видимо, для подтверждения истошного крика своего шефа немецкая печать чуть ли не ежедневно «топила» корабли Северного флота. Если верить фашистским борзописцам, то у полуострова Рыбачий действует какой-то легендарный немецкий «минный тральщик», который с легкой руки Геббельса «потопил три советских миноносца и обратил в бегство оставшийся в живых один миноносец».
Нет необходимости опровергать эти смехотворные басни.
Охотно топя на бумаге наши корабли, германское командование упорно замалчивает значительные потери своего флота в водах Баренцова моря. Главной коммуникационной артерией, питающей немецкую армию в Северной Финляндии и Норвегии, является морской путь, проходящий через порты Тронхейм-Тромсе-Киркенес-Петсамо. На обеспечение переброски по этой линии войск, боеприпасов, горючего, продуктов питания и т.д. немцы бросили значительные силы. Тем не менее за 6 месяцев войны Северный флот уничтожил в Баренцовом море 42 транспорта противника, 2 миноносца, 1 сторожевой корабль, 4 подводных лодки, 2 тральщика. 2 катера-охотника. По неполным данным, водоизмещение потопленных судов и кораблей составляет свыше двухсот тысяч тонн. Сюда не входят поврежденные и подорванные на минах корабли, затонувшие вне видимости наших наблюдателей.
Особенно успешно действуют подводные лодки Северного флота. Значительное количество транспортов противника было потоплено подлодками во вражеских гаванях. Подводная лодка т. Фисановича истребила в базе Н. 2 вражеских транспорта, другая лодка прорвалась в гавань через противолодочные заграждения и также потопила два транспорта. Н-ская подводная лодка уничтожила 7 вражеских транспортов общим водоизмещением около 40 тысяч тонн.
Ни штормы, ни плохая видимость в полярные ночи, ни пурга, ни сетевые и минные заграждения, ни огонь вражеской артиллерии не останавливают подводников-североморцев при выполнении боевого приказа. За время отечественной войны в Северном флоте выросли и закалились такие замечательные подводники, как тт. Колышкин, Гаджиев, Морозов, Лунин, Фисанович, Стариков, Малофеев, Жуков, Егоров и многие другие отважные, инициативные боевые командиры и краснофлотцы.
Хорошо действуют наши торпедные катера. Не имея никаких потерь, они потопили буквально под носом противника несколько транспортов и один миноносец. Имена катерников тт. Моль, Шабалина, Свеилова, Хапилина и других широко известны на Севере.
Исключительную отвагу и героизм проявляют летчики-североморцы. Немецкий воздушный флот Северной Норвегии под командованием генерал-лейтенанта Штумпфа получил настолько чувствительные удары от советской авиации, что за последнее время его активность резко снизилась. Например, потери в летном составе части т. Сафонова относятся к потерям врага, как один к двадцати. Иначе говоря, на каждого сбитого нашего летчика приходится двадцать сбитых немцев. Тов. Сафонов, награжденный недавно званием Героя Советского Союза, лично сбил 17 самолетов противника, летчики Коваленко и Семененко - по семи самолетов каждый. Всего военно-морской авиацией Северного флота сбито свыше 200 вражеских самолетов. Если же прибавить к этому числу самолеты, сбитые английской группой полковника Ишервуд и нашими славными зенитчиками, то эта цифра значительно возрастет.
Таковы итоги 6-месячных боев за Советский Север. Факты говорят о том, что непобедимость германской армии является мифом, который рассеивается под мощными ударами Красной Армии и Военно-Морского Флота. // Вице-адмирал А.Головко. СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ.
________________________________________________________
Н.Тихонов:
Негодяй из Голландии ("Известия", СССР)*
И.Эренбург:
Судьба шакалов* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург:
Петушиные перья* ("Красная звезда", СССР)*
И.Эренбург:
Центурионы и валюта ("Красная звезда", СССР)
П.Милованов:
Драки между финнами и немцами ("Красная звезда", СССР)*
Газета «Известия» №305 (7681), 26 декабря 1941 года