Бомбы летят на врага…

Nov 27, 2018 23:34


Н.Никифоров || « Известия» №91, 18 апреля 1943 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР: О присвоении звания Героя Советского Союза надпоручику Ярош Отакару Францевичу; О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии; О награждении орденами и медалями солдат и офицеров чехословацкой военной части в СССР; О награждении орденом Ленина завода «Динамо» им. С.М.Кирова; О награждении орденами и медалями работников завода «Динамо» им. С.М.Кирова; О награждении орденами начальствующего и рядового состава Красной Армии. (1 и 2 стр.). В Народном Комиссариате Обороны. (1 стр.). В Наркоминделе. (2 стр.). Налёт советских самолётов на г.г. Данциг, Кенигсберг, Тильзит. (3 стр.). Н.Никифоров. - Бомбы летят на врага... (2 стр.). С.Блохин. - Производство инструмента - на конвейер. (3 стр.). Татьяна Тэсс. - Чудесное зерно. (3 стр.). Боевые операции союзной авиации. (4 стр.). Военные действия в Тунисе. (4 стр.). Борьба болгарских антифашистов. (4 стр.).

# Все статьи за 18 апреля 1943 года.




Передо мной на столе панорама из только-что отпечатанных фотоснимков. Её принёс лётчик, как доказательство своей добросовестной работы над целью. Столбы дыма и огня закрыли крупную железнодорожную станцию. По густоте разрывов видно, что лётчики и штурманы неплохо отбомбились. Станция надолго выведена из строя. Когда её восстановят, наши бомбардировщики снова придут сюда, и опять лётчики принесут фотографии, на которых будут недвижимо стоять знакомые огненные смерчи.

В миниатюрной подземной комнате, где расположен командный пункт, кипит напряжённая работа. Начальник штаба склонился над картой, проверяя последние координаты. Из шифровок возникают конкретные боевые задания. А наверху, на аэродроме, уже шумно и людно. Ещё не наступил рассвет, но люди давно работают у машин. Глухо рокочут прогреваемые моторы, потом вдруг наступает тишина, словно никого нет на лётном поле. Эта необыкновенная тишина - сигнал полной готовности машин к полёту.

Сегодня бомбардировщики капитана Еркина летят на бомбёжку дальнего железнодорожного узла. Они будут наносить удары последовательными волнами. Капитан Еркин, имеющий около 100 боевых вылетов на территорию, занятую противником, - прекрасный лётчик и командир. В числе первых советских лётчиков он вплотную занялся проблемой увеличения радиуса действия машин и продолжительности полёта. Мощные моторы позволяют варьировать скорости самолёта, но зато резко возрастает расход горючего. И вот Еркин после упорных исканий подобрал наиболее выгодные скорости, достигнув одновременно большой экономии горючего и смазочных материалов. Прилетев с боевого задания, лётчики Еркина сохраняют в баках машины большое количество бензина. Потом Еркин осуществил ещё ряд нововведений, и это позволило машинам держаться в воздухе дольше установленной нормы. Такие дополнительные возможности увеличили боеспособность полка. В этом заслуга прежде всего лётчиков Еркина, Пыркова, Ильина, Петухова, Золотарёва и других.

Капитан Еркин сам ведёт первую группу. До цели придется лететь сотни километров. Бомбардировщики красиво взлетают, строятся и уходят за горизонт. Еркин зорко следит за своими ведомыми. Полёт проходит на большой высоте. Группы идут с небольшими интервалами. В голове их опытные штурманы. В первой - штурман Головенков, блестящий знаток своего дела. В любое время суток он летит на территорию врага и поразительно метко бомбит. Вторую группу ведёт штурман Чёрный. Вместе с командиром самолёта Лебедевым они составляют на редкость спаянный экипаж. За короткий период оба добились отличных результатов, поразив десятки вражеских об’ектов. Лебедев прекрасно летает, Чёрный прекрасно бомбит. Оба спокойны и в воздухе, и на земле. В полку они служат олицетворением необыкновенного хладнокровия.

Воздух сегодня прозрачен. Чёрный обнаруживает результаты бомбардировки, проведённой первой группой под командованием капитана Еркина. Крупная станция противника затянута дымом. Сквозь дымовую пелену прорываются языки огня. Пожар виден за много десятков километров.

Вторая группа бомбардировщиков упрямо идет к цели. Навстречу самолётам плывут черные шапки разрывов: начала работать зенитная артиллерия противника. Лебедев принимает меры предосторожности. Он прикрывается солнцем и в лучах его выходит всей группой на цель. Зенитчики видят летящие самолёты, быстро уточняют данные, но им мешает солнце. Первый залп зенитчиков совпадает с моментом отрыва бомб от самолётов. Большая высота и маскировка солнечными лучами уменьшают вероятность попадания. Разрывы ложатся в стороне и ниже, а последующие снаряды разрываются далеко позади самолётов.

В полку за многие месяцы боевой работы пробоины в самолётах исчисляются единицами. Лётчики научились разгадывать замыслы и маневры вражеских зенитчиков, при чем маневрирование самолётов начинается ещё далеко до цели. Самолёт планомерно изменяет свое положение по горизонтали и вертикали, пользуясь всеми возможными средствами маскировки.

Стрелки беспрерывно следят за воздухом, ожидая появления истребителей. Атака их не должна быть неожиданной. Её можно отразить крупнокалиберным оружием бомбардировщиков. Вчера группа Петухова, возвращаясь после бомбардировки, в глубоком тылу врага подверглась нападению пятерки истребителей. Многочисленные комбинации немцев не принесли им успеха. Пятнадцать минут продолжался бой бомбардировщиков с истребителями. Немцы заходили сбоку, снизу, сверху, одновременно атаковали с нескольких сторон. Стрелки Поспелов, Лямин, Бычков и Кузнецов искусно парировали удары немцев. Атакующие неизменно попадали в струю трассирующего огня. Падение подожжённого истребителя явилось сигналом к окончанию боя. Строй бомбардировщиков остался до конца компактным. Это, собственно, и обеспечило успех. Петухов благополучно привёл всю группу на аэродром.

Сегодня Петухов со своим штурманом Сомовым получил задание бомбить передний край обороны врага. Летчики-бомбардировщики любят этот вид работы. Приятно сознавать, что за результатами твоего бомбометания следят тысячи бойцов с переднего края. Часто бывает так, что не успеют самолёты совершить посадку, а на командном пункте лётчиков уже ожидает благодарственная телеграмма от командования наземных войск.

- Бомбили хорошо, - сообщают с переднего края. - Благодарим за помощь.

Не каждый может справиться с бомбометанием по переднему краю. Товарищи Головенков, Рывлин, Чёрный, Баранцев - лучшие мастера этого вида воздушной атаки. Прежде чем положить группу самолётов на боевой курс, штурману следует мгновенно оценить окружающую обстановку, сличить с картой систему оборонительных сооружений противника, обычно тщательно замаскированных, и уточнить опознавательные знаки своих войск. Ошибок в прицеливании быть не может. Всего лишь сотни метров, а порой и меньше отделяют наши позиции от позиций немцев. Бомбовый удар должен быть мощным, точным и своевременным. Недаром лётчики полка так гордятся телеграммами командования наземных войск, подтверждающими отличные результаты бомбардировок по переднему краю немцев.

***

Наступает вторая половина дня. На лётном поле не утихает оживление, начавшееся ещё до рассвета. По полю носятся бензозаправщики. Не успеет самолёт закрепиться на стояночный тормоз, как над моторами взметнется шланг с горючим. Несколько минут работы мощной помпы - и самолёт готов к очередному полёту. В эти дни больше всего достается нашим оружейникам, скромным труженикам - первым помощникам экипажей. Едва успевают подвезти бомбы, они с молниеносной быстротой исчезают в люках самолётов. С большим удовольствием оружейники вздергивают на замки трофейные бомбы. Весело бить врага его же оружием. Сложную работу по освоению немецких бомб проделали инженер по вооружению Аверин-Лавров и техники Егоров и Закроснянный.

Идёт на посадку одиночный самолёт. Это вернулся из разведки один из лучших лётчиков полка - Луценко. Полёт на разведку связан с особой опасностью. Редко обходится он без встреч с истребителями. В компактном строю бомбардировщики весьма успешно борются с истребителями, разведчику же приходится отбиваться самому. За ним гоняются и одиночные «Мессершмитты», и целые стаи истребителей. Но не так просто нагнать разведчика, если самолёт ведёт опытный лётчик - такой, как Луценко.

Сообщения разведчика почти всегда представляют большой интерес. И сейчас вот Луценко докладывает: на дорогах обнаружены колонны танков и автомашин противника. К вновь обнаруженной цели вылетают бомбардировщики. Выруливает на старт группа Золотарева, одна из передовых в полку по своей слётанности. Штурман Рывлин, искушённый бомбардир, должен определить движущиеся колонны и нанести им бомбовый удар.

Через некоторое время весь полк узнаёт об успехе группы Золотарева. Она настигла колонны и разбомбила их на походе. Фотоснимки подтверждают высокое качество бомбометания по танкам и автомашинам. Голова и хвост танковой колонны потонули в облаках чёрного дыма.

Золотарев и Рывлин готовятся к новому полёту. Они никогда не живут тем, что уже сделано. Живут тем, что предстоит. Таков закон бомбардировщиков.

Лётный день подходит к концу. Возвращается из полёта последняя группа под командованием Рогинца. Командиры эскадрилий собирают боевой состав для разбора. Лучше всех сегодня работали группы Петухова, Золотарева и Лебедева. Они бомбили с наибольшей точностью. За рабочий день полк произвёл десятки самолётовылетов, не имея потерь ни в личном составе, ни в материальной части.

На аэродроме идёт осмотр моторов и машин. Начинается подготовка к завтрашним боевым полётам. Завтра на голову противника снова обрушатся тонны бомб. Этого «завтра» лётчики ждут с особым нетерпением. // Майор Н.Никифоров, командир Н-ского бомбардировочного полка. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
__________________________________
С.Рыбаков: Тактика немецких бомбардировщиков* ("Красная звезда", СССР)
В.Земляной: Борьба с немецкими бомбардировщиками* ("Красная звезда", СССР)

************************************************************************************************************
Гремят выстрелы партизан

Немецкие лётчики были очень удивлены, когда на вынужденной посадке их окружили вооружённые люди в гражданской одежде. Сообразив, что они попали в плен к партизанам, лётчики уныло поплелись под конвоем в лес, где расположился штаб отряда.

В штабе командир немецкого самолёта, старший лейтенант, член гитлеровского союза молодёжи, рассказав всё о своей части, начал скулить:

- Это неправильно, что в тылу немецких войск орудуют партизанские отряды. Партизаны не имеют права захватывать нас в плен на территории, которую мы завоевали.

Под дружный хохот партизан гитлеровский разбойник бормотал ещё что-то о «международных правилах ведения войны»…

Эта сравнительно небольшая группа партизан видела уже против себя крупные силы фашистов с танками, артиллерией и авиацией.

Нередко фашистскому командованию приходится надолго задерживать следующие на фронт части специально для прочистки лесистых районов, где действуют партизаны. Минувшей зимой здесь нередко появлялись немецкие самолёты. В иные дни число их доходило до тридцати. Эхо разносило взрывы бомб, рвавшихся в лесу. Но бомбёжка леса - бесполезное занятие.




- По ночам, - говорят партизаны, - у нас было светло, как днём. Немцы освещали местность ракетами и осветительными бомбами с самолётов.

Всё это не мешало партизанам выполнять свои задачи. Попрежнему разлетались в щепы и скатывались под откос вражеские поезда, взлетали в воздух мосты, пылали немецкие склады со снарядами и продовольствием.

Непревзойдённым организатором диверсий в тылу противника считался в отряде один партизан под кличкой « финансист».

- Кто его знает, откуда у этого банковского работника вдруг взялись такие способности! - рассказывает командир отряда.

«Финансист» заслужил любовь товарищей и доверие командования. Не было случая, чтобы он не выполнил задания.

- Зря ты, брат, провёл половину жизни за гроссбухом, - шутят его друзья, - боец ты, а не бухгалтер!

«Финансист» обычно только отмалчивается. Надо будет, - он снова вернётся к своей конторке. А сейчас он об этом не думает. Некогда. В голове его - планы новых операций, впереди ещё много работы.

Мирная профессия партизана «Васи-Паровоза» - помощник паровозного машиниста. Кличка «Паровоз» пристала к нему ещё и потому, что Вася с большой изобретательностью уничтожает неприятельские поезда.

В своём заявлении о приёме в партию Василий написал:

«Мною совместно с товарищами пущены под откос семь немецких эшелонов и собственноручно убиты четыре фашиста. Надеюсь, что пребывание в рядах партии поможет мне в моей партизанской работе...»

Недавно три сравнительно малочисленных партизанских группы вели наступление на село, где бесчинствовали фашистские войска. Немцы имели там не менее 1.000 солдат. Бой продолжался восемь часов. Партизаны обложили село со всех сторон. На дорогах они выставили засады на случай подхода подкреплений противника. Предварительно уничтожив связь между немецкими подразделениями и штабом, партизаны шаг за шагом стали выбивать немцев из села.

В этом бою геройски погиб партизан Ф. На одном из участков, где немцам удалось временно потеснить партизан, тов. Ф. было поручено огнём пулемёта прикрывать отход партизанской группы. Когда патроны иссякли, Ф. пустил в дело пистолет. Последнюю пулю Ф. оставил для себя, но, прежде чем застрелиться, он вывел из строя свой пулемёт. Товарища Ф. торжественно похоронили после боя. Над его могилой партизаны вспоминали, какой это был отзывчивый, добрый товарищ и бесстрашный боец.

Потери немцев в районе действий партизанских отрядов настолько велики, что оккупанты уже не скрывают своей тревоги. Фашистская газетка, выходящая в одном оккупированном городе, печатает постоянный отдел: «На местном фронте». Немцы открыто признаются в том, что у себя в тылу они имеют местный фронт.

Крестьяне оказывают своим землякам, родным и друзьям - партизанам всяческую помощь. Недавно один отряд получил от крестьян целую подводу печёного хлеба. На корке было выдавлено: «Нашим дорогим друзьям - партизанам». Партизаны долго берегли эти корки.

Весна усложнила боевую работу партизанских отрядов. В лесу под ногами проваливается снег, стали непроходимыми партизанские тропы. Труднее становится доставлять продовольствие боевым группам, действующим вдали от баз. Лес ещё не оделся листвой, а дни стали длиннее, и противник может легче обнаружить стоянку партизан.

Однако партизаны не складывают оружия. Попрежнему летят под откосы поезда, гружённые оружием и боеприпасами для фашистской армии. Попрежнему меткие партизанские пули и гранаты уничтожают гитлеровских солдат и офицеров. К партизанским отрядам присоединяются всё новые группы советских людей, убегающих в лес от фашистских насилий. Многие приходят с оружием, добытым в тылу у противника. // 3.Островский. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

________________________________________________________
Б.Галин: Хутор в огне* ("Красная звезда", СССР)
П.Павленко: Семья Игнатовых* ("Красная звезда", СССР)
С.Виноградов: Дед Талаш и его внук ("Красная звезда", СССР)
Т.Строкач: Партизанская весна на Украине* ("Красная звезда", СССР)
Д.Заславский: Фашистская ложь и фашистское невежество || «Правда» №262, 19 сентября 1942 года

Газета «Известия» №91 (8084), 18 апреля 1943 года

газета «Известия», апрель 1943, 1943, советские партизаны, советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up