Мы слышали Сталина

Nov 03, 2018 12:47


Вл.Лидин || « Известия» №258, 1 ноября 1942 года

Гвардейцы Красной Армии и Военно-Морского флота! С честью несите славные гвардейские знамена! Будьте примером доблести и отваги, дисциплины и стойкости в борьбе с врагом! Да здравствует Советская гвардия! (ИЗ ЛОЗУНГОВ ЦК ВКП(б) К 25-й ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ).

# Все статьи за 1 ноября 1942 года.




Мы не забудем ни этих двух дней, ни ноябрьской холодной Москвы, посыпанной первым снежком, ни великой надежды, родившейся в жесткую и трудную пору… Мы не забудем ни уличных баррикад, ни железных противотанковых препятствий, ни пушек и пулеметов, занявших площади и переулки Москвы.

Шел ноябрь 1941 года. Немцы были возле Москвы. За бывшими московскими заставами сейчас же начиналось преддверие войны. Грузовики, выкрашенные в белый цвет, уходили в ноябрьский военный простор, и вспышки артиллерийского огня были видны ночью на московских улицах. Вся страна и весь мир вместе с ней смотрели сюда, в сторону Москвы. Может быть, никогда еще не были так слышны шаги истории, как в эти ноябрьские дни под Москвой. Шестого ноября вечером и седьмого ноября ударом на весь мир прозвучал голос Сталина...

«Мы слышали Сталина» - название сборника воспоминаний и документов.* Да, прошел уже год, и ноябрь 1941 года стал воспоминанием. Уже, перелистывая календарь, мы говорим: это было тогда, когда немцы находились возле самой Москвы. Но, обращаясь к памяти пережитого, мы спрашиваем сами себя: когда, в какие дни произошел великий перелом и нашего сознания, и нашей судьбы, и судьбы нашего города - Москвы? Мы, живые свидетели, можем ответить: это было шестого ноября 1941 года. Холодный темный вечер стоял тогда над Москвой. Только-что в громкоговорителях прозвучал отбой воздушной тревоги. Люди в темной Москве торопились в этот предвечерний час по домам. Но там, куда мы пришли в этот час, было необычное движение. Там за большими тяжелыми дверями был свет, там было многолюдство. И цветы на трибуне, столь хрупкие в военной напряженной тревожности, и длинный необычный, никогда для этого не предназначавшейся зал, и то нервное, сдержанное напряжение, которое к семи часам вечера как бы достигло предела.

В семь часов вечера Сталин начал свою речь. Немцы были возле самой Москвы, но железная логика речи говорила о их неизбежном разгроме. Многие в мире - враги с надеждой, друзья с тревогой и горечью - ожидали, что так же, как не одна мировая столица, падет и Москва. Но простая ясность сталинской речи была направлена к действию, она не только призывала, она определяла решимость народа довести свою беспримерную борьбу до конца. И нервное напряжение разрешилось величайшей уверенностью в исходе борьбы. В этот вечер шестого ноября немцам была нанесена глубочайшая рана. История вернется к этому дню, может быть, именно с него определяя начало разгрома немецкой армии под Москвой. Уверенность, родившаяся в народе, была равносильна выигранному сражению. Сила сталинского воздействия была в ясном, точном осознании всех обстоятельств, которые определяют пути народа в самые сложные, самые трагические моменты его истории.

Можно вспомнить страну в этот ноябрьский вечер 1941 года. От далекого Заполярья со стылым холодом уже давно наступившей зимы; от осажденного, голодающего, без света, без воды Ленинграда; от далеких лесных троп Белоруссии, по которым пробираются в ночи партизаны; от прекрасного героического Севастополя - в огне осады, в разрушениях, в несгибаемой силе русского духа; и - до армии, защищающей Москву, до землянок и блиндажей; и до далеких казахстанских степей и Узбекистана, - повсюду сталинская речь облегчала сердца, и повеселевшие люди с надеждой и удвоенной силой принимались за труд и борьбу. Ее слушали, эту речь, и в Нью-Йорке, и в Лондоне. Она определяла волю русского народа и силу его сопротивления, и его непоколебленный дух. Она определяла Россию. Много позднее - на разгроме немцев под Москвой и на сегодняшней борьбе Сталинграда - проверена отчетливая справедливость этих сталинских слов.

Год, прошедший с той поры, когда была произнесена эта речь, подводит нас сейчас к ноябрю 1942 года. Какие громадные раны нанесены за этот год немцам! Как спутаны все их расчеты, как дальше от конца оказалась для них эта война. Речь, произнесенная год назад, звучит и сегодня, как приговор.

Ложная слава о немецкой непобедимости опрокинута - это сделал советский народ. Великое сопротивление и ярость борьбы явлены всему миру - это сделал он, наш народ. Величественно ведет он борьбу с самым сильным и умелым противником.

image Click to view



Текстильщицы, ползшие по снегу, к защитникам Ленинграда, чтобы вручить им связанные варежки, вспоминают речь Сталина, произнесенную в ноябрьский вечер. Экипаж майора Пусэпа, отправлявшийся в очередной вылет бомбить противника, вспоминает, как в полете он услыхал эту речь. Генерал-майор танковых войск Катуков называет речь эту прелюдией к разгрому немцев под Москвой. В далеком немецком тылу листовку с речью Сталина переводит с немецкого языка учительница, и партизаны с заветной тетрадкой идут по деревням и селам.

«И ненависти к врагу у нас прибавилось, И сил стало больше», - записал командир одного из партизанских отрядов. «В Политуправлении Западного фронта мне показали приказ, найденный у убитого немца, - записал один бортмеханик. - В нем говорилось: «Один советский самолет разбросал на территории Ельнинского округа листовки, призывающие к смуте. Наблюдалось, что, прочитав эти листовки, население вооружалось и уходило в леса». Листовкой была речь Сталина.

В холодное утро 7 ноября 1941 года на всем пространстве великой страны было слышно дыхание Красной площади. В день, который Гитлер назначил для прохождения своих войск по Москве, состоялся парад Красной Армии. Первый сухой снежок ранней зимы мело по площади. Как и вечер накануне, так и утро этого дня мы не забудем в их исторической поступи. Мы не забудем, как в громкоговорителях с необычайной силой прозвучал голос Сталина, и много десятилетий спустя потомки обратятся к дням нашей великой борьбы, находя в призывных словах сталинской речи раз'яснение невиданному сопротивлению русских.

Подвиг русского народа величественен и чист для истории, служа народам путеводной звездой. Ясным и отчетливым голосом сказал год назад Сталин об этом, и год, который назначила Германия для покорения России, прошел, и русский народ не ослабел, а окреп в борьбе. «Чем ожесточеннее рвался враг к Москве, тем злее становились мы» - записал генерал-лейтенант Рокоссовский. Вспоминая речи Сталина в ноябре 1941 года, мы обращаемся не к воспоминаниям. Воспоминания - это прошлое. Мы говорим о будущем, которое означает победу, и к будущему обращены эти речи, произнесенные в осажденной Москве, в холодном ноябре 1941 года. // Вл.Лидин.

____________________
*«Мы слышали Сталина». Сборник воспоминаний и документов. Подготовлен Комиссией по истории великой отечественной войны. Госполитиздат. 1942 г.

*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 31 октября

В течение ночи на 31 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда, северо-восточнее Туапсе и в районе Нальчика. На других фронтах никаких изменений не произошло.

В Финском заливе нашей авиацией потоплен миноносец противника.



В районе Сталинграда наши войска вели упорные оборонительные бои. Противник силою до батальона пехоты и 8 танков атаковал наши позиции в районе заводов. Атака гитлеровцев отбита. Наши бронебойщики подбили 3 немецких танка. На другом участке группа наших бойцов во главе с заместителем командира роты по политической части т. Преображенским отбила атаку противника. В восьмичасовом бою наши бойцы истребили до роты гитлеровцев.



Северо-западнее Сталинграда наши войска укрепляли занимаемые рубежи и вели разведку. Н-ское подразделение в схватке с румынами истребило 80 вражеских солдат и офицеров. Захвачено 2 миномета, 4 пулемета и 250 ручных гранат. Артиллеристы Н-ской части разрушили 3 вражеских ДЗОТ'а, 5 блиндажей и уничтожили 2 врытых в землю немецких танка.



В районе Нальчика продолжались ожесточенные бои. Противник силою до батальона автоматчиков с 65 танками и бронемашинами и при поддержке авиации неоднократно атаковал один населенный пункт. Наши бойцы отбили атаки гитлеровцев. Уничтожено 4 бронемашины и 18 немецких танков. На другом участке Н-ская часть отбила две атаки противника. На поле боя осталось 240 вражеских трупов. Огнем нашей артиллерии разбито и взорвано 20 автомашин с боеприпасами противника.



Северо-восточнее Туапсе происходили поиски разведчиков. Группа бойцов под командованием капитана т. Смирнова, действуя в тылу врага, истребила 60 гитлеровцев и захватила радиостанцию. B населенном пункте Г. отряд под командованием т. Поподозьяна разгромил штаб немецкой стрелковой части. В короткой схватке наши бойцы уничтожили несколько офицеров. Захвачены пленные и штабные документы.



На одном участке Северо-Западного фронта немцы предприняли несколько атак на наши позиции. Бойцы Н-ской части отбили атаки противника. В результате боя на этом участке уничтожено до 700 немецких солдат и офицеров.



Отряд орловских партизан за две недели октября пустил под откос 12 железнодорожных эшелонов немецко-фашистских оккупантов. В результате катастроф уничтожено 126 воинских вагонов, 9 вагонов с боеприпасами и 8 платформ с автомашинами. Другой отряд орловских партизан за четыре дня боевых действий подорвал немецкий бронепоезд, автодрезину и несколько железнодорожных составов с военной техникой и разным военным снаряжением.



На сторону Красной Армии перешел солдат венгерского строительного батальона Янош М. Пленный рассказал: «Я видел много сожженных немцами городов и сел. Несколько дней я пробыл в гор. Орле. В нем осталось немного жителей. Немецкие и венгерские солдаты ограбили жителей города и окрестных деревень. Изможденные и голодные женщины ходят, как тени. Венгерский офицер, старший лейтенант Банович награбил 15 шуб и тулупов, 8 часов, много пар обуви, несколько ковров и другие вещи. Все это едва уместилось на двух повозках».



В городе Пирей (Греция) итальянские солдаты одной части отказались ехать на советско-германский фронт. Только с помощью немцев итальянским жандармам удалось разоружить и арестовать 200 солдат. Их заковали в кандалы и отправили в концентрационный лагерь.

Вечернее сообщение 31 октября

В течение 31 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда, северо-восточнее Туапсе и в районе Нальчика. На других фронтах никаких изменений не произошло.



За 30 октября нашей авиацией на различных участках фронта уничтожено до 80 автомашин с войсками и грузами, сожжены 2 склада боеприпасов и склад горючего, разбито 2 паровоза и до 100 вагонов, подавлен огонь 8 артиллерийских батарей, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника.



В районе Сталинграда наши войска отбивали атаки противника. В заводской части города наши бойцы отбили две атаки гитлеровцев и вели бои за улучшение своих позиций. По неполным данным, в течение дня уничтожено до батальона немецкой пехоты, 10 танков, свыше 50 автомашин, 6 минометных и 5 артиллерийских батарей, 25 пулеметов, разрушено 5 ДЗОТ'ов. На южной окраине города бойцы Н-ской части отбили три атаки противника и истребили до 300 немецких солдат и офицеров. Наши летчики и зенитчики сбили 15 немецких самолетов.



Северо-западнее Сталинграда наши части укрепляли занимаемые позиции и вели огневой бой с противником. Артиллеристы Н-ской части уничтожили немецкий ДЗОТ, около двух взводов пехоты и 20 повозок с различными грузами. На другом участке снайперы нашей части истребили 126 гитлеровцев. Снайпер тов. Кацан уничтожил 12 немцев, тов. Пименов - 9, снайперская пара тт. Осипов и Соколов истребили 12 гитлеровцев.



В районе Нальчика советские войска вели упорные оборонительные бои с противником. Бойцы Н-ской части отбили несколько атак вражеской пехоты, действовавшей при поддержке 40 танков и авиации. Гитлеровцы потеряли в этом бою только убитыми до 600 солдат и офицеров, 2 танка и 19 автомашин с боеприпасами. К исходу дня они крупными силами возобновили атаки и ворвались на окраину одного населенного пункта.



Северо-восточнее Туапсе наши части вели активные боевые действия и несколько продвинулись вперед. На одном участке наши бойцы переправились через водный рубеж и выбили немцев с их позиций. В результате этого боя уничтожено до двух рот пехоты противника и захвачены трофеи.



На Воронежском фронте активно действовали снайперы и мелкие разведывательные группы. Нашими разведчиками в течение ночи уничтожено 9 пулеметов, танк, орудие, две минометных батареи и истреблено 170 гитлеровцев. Четыре снайпера - красноармейцы тт. Тюлькин, Волчков, Сырцов и гвардии старшина Голосов - заняли позиции в непосредственной близости от переднего края обороны противника и в течение дня убили 25 немецких солдат и офицеров.



Два белорусских партизанских отряда об'единенными силами напали на поезд, в котором ехали эсэсовцы. Партизаны-подрывники взорвали паровоз и несколько головных вагонов. Бронебойщики и автоматчики открыли огонь по уцелевшим вагонам и истребили более 100 гитлеровских бандитов. Группа партизан другого отряда взорвала железнодорожный мост и пустила под откос эшелон противника. Разбиты паровоз и 11 вагонов с военными грузами. Движение поездов на этом участке было остановлено на трое суток. Несколько дней спустя советские патриоты взорвали следовавший в Германию состав с зерном и скотом, награбленными гитлеровцами у крестьян. Уничтожены паровоз, 9 вагонов и 2 платформы.



Сдавшийся в плен солдат 1 артиллерийского полка 1 румынской дивизии Василе М. рассказал: «Наша дивизия понесла огромные потери. На-днях я был в Котельниково, в госпитале. В нем невероятная скученность. Свыше 300 раненых лежали во дворе под открытым небом. Один раненый солдат, валявшийся на земле у забора, говорил мне, что его привезли с поля боя три дня назад. За это время ему ни разу не перевязали раны. Многие тяжело раненые солдаты, лишенные медицинской помощи, умерли тут же во дворе».



Римское радио передало очередную фальшивку о налете на Ленинград. Римские лгуны сообщили, что «германская авиация в ночь на 29 октября совершила успешный налет на Петербург. Сброшенные бомбы вызвали крупные пожары. В воздушных дуэлях над Петроградом и его окрестностями сбито 44 советских самолета. Германские потери - 2 самолета». В этом сообщении нет ни слова правды. В ночь на 29 октября никакого налета вражеской авиации на Ленинград не было. Советская авиация в районе Ленинграда потерь не имела. Более того, и немецкая авиация также не потеряла тех двух самолетов, о которых сообщает римское радио, по той простой причине, что в течение ночи на 29 октября был отмечен на подступах к Ленинграду лишь один немецкий бомбардировщик, немедленно скрывшийся при появлении советского истребителя. Мы сообщаем эти факты, чтобы еще и еще раз разоблачить гитлеровских мелких жуликов. // Совинформбюро.

______________________________________________
Победа будет за нами* ("Красная звезда", СССР)
Разгромить и истребить немецких захватчиков - всех до единого!* ("Известия", СССР)**
Выступление по радио Председателя Государственного Комитета Обороны И.В.Сталина* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Известия» №258 (7944), 1 ноября 1942 года

Совинформбюро, осень 1942, газета «Известия», ноябрь 1942, 1942

Previous post Next post
Up