Aug 01, 2017 22:56
Перевод резюме исследования Дайнюса Разаускаса "Visi dievai. "Panteono" savokos kilmė, pirminis turinys ir lietuviškas atitikmuo".
Все предыдущие исследования древнего литовского пантеона относились к определению более-менее точного числа богов, которые должны быть идентифицированы, определению их функций и объяснению имен. И никогда не обсуждалась сама концепция пантеона.
Во-первых, боги включаются в пантеон по их именам, поэтому черты божественного имени, т.е. теонима, должны непосредственно влиять на понятие пантеона. Главная особенность этого понятия заключается в том, что он не отличается от эпитета или эпонима. То есть эпитет какого-то бога может отделиться и развиться в (относительно) независимый теоним, и, следовательно, имя бога, в свою очередь, можно рассматривать как прежний эпитет другого (например, показательный случай инд. Рудра и Шива, лит. Медейна и Жворуна, а также, вероятно, Лаума, лит. Перкунас и Дундулис и т.д.). Таким образом, статус теонима скользящий, а вовсе не фиксированный. Поэтому, по крайней мере, из-за этой черты теонимов, содержание пантеона в принципе не может быть точно определено.
Как известно, слово «пантеон» (πάνθειον) происходит от греческого «(храм) всех богов», как знаменитый Пантеон в Риме. Понятие, в свою очередь, относится к словосочетанию «все боги», которое нередко встречается в греческих письменных источниках, начиная с Гомера. Это словосочетание, по-видимому, является термином, обозначающим определенную мифологическую и религиозную концепцию. «Все боги» известны также в других индоевропейских (и не только в индоевропейских) традициях. Одна из наиболее отличительных особенностей понятия состоит в том, что оно обычно обозначает не всех богов данной традиции, но, как ни парадоксально, некоторую ограниченную группу богов, даже второстепенную, среди других групп. Понятие «Все боги» особенно хорошо засвидетельствовано в ведической и индуистской традициях как viśve devāḥ или в сочетании, viśvadevāḥ. Следует заметить, что viśve devāḥ может, с одной стороны, быть отождествленным с высшим Божеством, а с другой стороны, считаться довольно несущественной группой сельских богов второстепенной важности.
Как бы то ни было, у индийского viśve devāḥ есть точный литовский аналог visi dievai «все боги. Этот термин засвидетельствован в древнерусских, немецких и польских исторических источниках начиная с XIII века и в настоящее время присутствует в топониме Visdievai (деревня около Обяляй в районе Рокишкис). Более того, местная устная традиция до недавнего времени хранила повествование о храме, посвященном «всем богам», откуда деревня и получила свое название. Некоторые исторические источники также сообщают о таком храме в дохристианском Вильнюсе, столице Литвы. Во всяком случае, термин visi dievai или составной visdievai «все боги» в связи с храмом Visdievų («Всех богов»), был бы настоящим литовским «пантеоном», а не произвольным списком имен, беспочвенно и безуспешно разыскиваемых исследователями литовской мифологии в течение последних нескольких столетий.
Что касается космологического происхождения числа двенадцать, как числа «богов-участников» многих пантеонов, то понятие двенадцати «главных богов» вокруг одного высшего Божества, вероятно, происходит от количества месяцев в одном солнечном году, которые группируются "вокруг" Солнца.
паганства,
Літва,
гісторыя