История литературы. Урок 3. Комикс.

May 12, 2012 22:35

Снова в наш мир незаметно вошла суббота, а это значит, что самое время начать очередную лекцию из цикла "История литературы" или "Как всё было на самом деле". В любом курсе искусствоведения после обсуждения статичного неизобразительного искусства (прозы и поэзии) полагается изучать статичное изобразительное (живопись и графику). Но живопись нам сегодня неинтересна, поэтому мы поговорим о самом литературном и динамичном из всех видов графики - о комиксах.

План нашего занятия будет таким.
Во-первых, мы разберёмся с понятием комикса. Как он появился и что из себя представляет. Затем мы рассмотрим два основных направления комикса: западное и восточное. Выясним основные признаки того и другого, найдём сходства и различия. После этого мы перейдём к рассмотрению различных жанров, изучим примеры и обговорим основные признаки каждого жанра. Наконец, последним пунктом будет изучение современного комикса, а также то, какими средствами авторы выражают свои мысли.
Итак, тема нашей сегодняшней лекции

Современный комикс.


Сначала немножко теории.
Комикс - это серия изображений, объединённых одной идеей, в которых рассказывается какая-либо история. Конечно, в последнее время часто появляются комиксы, в которых невозможно выделить основную идею или историю. Однако их, по аналогии с авангардизмом, считающимся живописью, тоже причисляют к комиксам, как рассказывающие историю об отсутствии истории.

Термин "Комикс" придумал хитрый француз Жорж Садуль, который хотел тем самым определить этот жанр как "Смешной рассказ в картинках".

Впрочем до того момента, как комиксы получили своё имя, они много веков существовали и даже неким образом эволюционировали. И тут стоит выделить два пути развития: восточный и западный.

(Хотя, строго говоря, нельзя говорить о развитии, так же как нельзя называть эволюцию австралопитека эволюцией человека. Скорее, тут имеет место развитие восточных и западных графических школ до того момента, когда и те и другие превратились в комикс. Но всем пофиг)

Западная школа комикса берёт своё начало из средних веков.
Представим себе, что на дворе тысяча пятисотый. Плюс-минус сто лет. На дворе эпоха великих географических открытий. Из авторитетов только царь да церковь. Интернета нет. Туалет на улице, если конечно он вообще есть. Большинство людей считать умеет только до трёх, и в жизни не читало ничего сложнее барского клейма на заднице своей коровы. Как в такой ситуации просвещать население? И более того - как новооткрытым туземцам рассказать, что они - туземцы, что теперь они рабы её величества королевы не знаю какой, и что над всеми ними висит слово Божие? Кошмар, я бы застрелился.
Впрочем, умные монахи быстро придумали, как рассказывать истории без слов. Они рисовали несколько картинок, слепляли вместе и получившийся мультик пускали по деревням с прилагающимся миссионером, который тыкал в картинки пальцами и объяснял, кто здесь Сатана, а кто - ослица с седлом. Так и появился первый европейский комикс, который тогда назывался "Аллилуя" и состоял чаще всего из 48 картинок.
Потом началась эпоха просвещения, люди научились читать, писать и гадить в ночные горшки. Комикс был забыт и потерян в кладовке истории. Вплоть до середины двадцатого века авторы вспоминали про комикс только как способ показать объект в движении. Да и название "Комикс", которое придумал хитрый, но совершенно недальновидный француз, предполагало несерьёзность жанра, что совершенно не подходило изысканным европейцам.


Время шло. Наступили сороковые года. В Германию пришёл Гитлер, в Советском Союзе всем стал заправлять Сталин, а Соединённые Штаты внезапно оказались охвачены эпидемией комиксомании, споры которой были занесены вместе с литовскими эмигрантами.

Американские искусствоведы быстро поняли экономический потенциал комикса, и потому в США открылось множество компаний, занимающихся созданием комиксов. Возможно, что именно из-за ощущения наступающей второй мировой обществу требовались сильные герои, способные защитить страну он внешней агрессии.  Поэтому именно в то время появились такие супергерои, как Бэтмен, Супермен и Капитан Америка.

Период с середины сороковых по середину пятидесятых принято называть "Золотым веком" западных комиксов. Основными героями в то время являлись военные, полицейские, а также герои, которые пришли из другого пространства и потому обладали суперспособностями. Супермен, например, был родом с планеты "Криптон", а Бэтмен, проучился полжизни в тибетском монастыре. Поток золота полился на компанию DC Comics.

После окончания второй мировой поток героев несколько поиссяк, но уже в шестидесятых пришла вторая волна, называемая "Серебряным веком" комиксов. Гонка вооружений, холодная война, начало космических полётов и развитие квантовой физики послужили новыми мотивами комиксов, герой которых за одно мгновение превращается из обычного человека в супергероя. Это - человек-паук, который был обыкновенным журналистом, но получает способности из-за радиоактивного паука. Или "Фантастическая четвёрка", астронавты, которые попали под облучение космических лучей и получили новые способности. Наиболее крупной компанией, создающей комиксы, стала Marvel. Она же создала "новое поколение" супергероев, которые позже были объединены в одну группу (те самые Мстители).

После окончания холодной войны супергерои снова стали выходить из моды. Акценты в комиксах сместились на реальность. Стали появляться описания повседневной жизни суперсолдат, описываться их переживания и отношения. В комиксы вошло направление "киберпанк", описывающее повседневную жизнь человека в пространстве будущего, а также всё чаще стали появляться мотивы тоталитарного общества и человека, который борется с системой. Возникли "антигерои", которые привлекали читателя не своими действиями, а переживаниями и богатым внутренним миром.
Позже с развитием кинематографа герои комиксов вышли мультсериалы и фильмы, стали появляться новые истории и всё застыло в таком состоянии. С тех пор каждый год выпускается пара фильмов, которые забирают миллиарды, а потом тут уже забываются.

На противоположном конце земли, в Азиатских странах хитрые китайцы с не менее хитрыми японцами культивировали у себя любовь к искусству. Где-то в двенадцатом веке это вылилось в первые картинки-истории. Выглядело это всё примерно так:




Картины того времени описывали повседневную жизнь, иногда в юмористическом, а иногда и просто в повествовательном виде. Естественно, увлечениям этим предавались только богатые и знатные. Остальные выращивали себе рис и понятия не имели про всякие там иероглифы и живопись.
Только к концу восемнадцатого века умный японец Санто Кёден стал думать над теорией комикса, который он назвал "Манга", что тогда значило что-то похожее на "гротеск". Впрочем, даже это не помогло комиксам набраться популярности. Манга (в Корее это называелось манхва, а в Китае - маньхуа) была явлением единичным, редким и малоизвестным.
Однако как и в случае с западом, Вторая Мировая заставила всё измениться. Насмотревшись на западные журнальчики, японцы прикинули и решили, что рисовать мангу - дело не только интересное, но и прибыльное. Стали появляться журналы, которые печатали только мангу, появилось огромное количество жанров. В отличие от западной стратегии выпуска комиксов "Один журнал, один выпуск, один месяц", восточные часто издавались по одной главе раз в неделю, и текста там было от двадцати до пятидесяти листов. Вместо американских узконаправленных выпусков Японская манга стала выходить в больших двухсотстраничных журналах, которые собирали под обложкой большое количество самых разных комиксов. В 68-м году стал выходить самый популярный в Японии журнал "Shonen Jump", который каждую неделю выходит трёхмиллионным тиражом (это почти в пять раз больше, чем тираж каждого номера Комсомольской правды... Хотя, она выходит почти каждый день, так что за неделю набирает примерно столько же).

Если сравнивать восточные и западные комиксы, то сразу заметно, насколько различна их природа.

Американский комикс чаще многосерийный. Сложно найти историю, которая не длится хотя бы три-четыре месяца. Это связано с тем, что западные комиксы прежде всего являются средством донести что-то до читателя или хотя бы зарубить бабла.
Японские комиксы чаще односерийные. Автор придумывает одну историю, после чего рисует её на сорока-пятидесяти страницах. Причиной этого является близость манги к литературе, которая чаще всего не требует продолжения.
Впрочем, всё это относительно. Конечно, и в Штатах выпускаются одноглавные комиксы, и на востоке публикуются сериалы по тысяче глав. Но чисто статистически всё так. Если не ошибаюсь.

Требование к быстрой коммерциализуемости комикса приводит к тому, что по внешнему виду западного персонажа сразу можно понять, какую роль он играет, положительную или отрицательную. Более того, стоит персонажу перейти на другую сторону и стать, допустим, лучшим помощником главного героя, его облик (или хотя бы одежда) также меняется. Модели поведения, характеры и отношения героев прописаны просто и чётко, чтобы исключить возможные недопонимания и упростить восприятие.
Восточная же традиция делает упор на личность человека. Даже прямолинейные характеры иногда становятся запутанными, а сильные личности теряются в переживаниях. Героем восточного комикса чаще всего является обычный человек. Однако стоит заметить, что в восточной философии "все люди одинаковы, но вместе с тем нет ни одного такого же человека". Именно поэтому в манге встречается такое разнообразие героев. При этом все значительные персонажи имеют "европейские" черты лица и разнообразные причёски. Второстепенные же и эпизодические герои сплошь ускоглазые брюнеты.




Большая популярность комиксов привела к огромному разнообразию жанров.
Самым популярным была и остаётся фантастика. К ней относятся истории про супергероев и иные миры, в том числе параллельное пространство, другое время или другую планету. Также к ней иногда причисляют мистику, когда в обыкновенном мире происходят сверхъестественные вещи.
Очень популярными являются комиксы про человеческие отношения. Это может быть любовь, дружба, одиночество или даже вражда. При этом фон повествования может принимать различные формы. Также помимо человеческих отношений часто рассматривается человеческая жизнь, повседневность и прочие её проявления. При этом чаще всего повседневность показывается с юмористической точки зрения, хотя встречаются и прямо противоположные ситуации, когда изучается трагедия отдельно взятого человека.
А ещё, что интересно, в Европе есть просто невероятное количество спортивных историй. Как и в той же Японии. А в России этот жанр почему-то не идёт. Даже не знаю в чём дело.
Наконец, отдельным элементом следует выделить так называемый "фансервис", то есть комикс, направленный на повышение интереса потребителя за счёт сцен, не являющихся сюжетообразующими. Например, есть целая отрасль посвящённая исключительно фансервису - хентай.

Однако нельзя думать, будто комикс - это только набор картинок с текстом!
Комиксы уже давно отделились от графики и живут по своим законам. У них появились свои собственные средства выразительности. Про то, какие они для живописи и поэзии, я расскажу как-нибудь потом, а сейчас давайте посмотрим, чем же пользуются мангаки для выражения своих замыслов.
Во-первых, периодически повествование ведётся "от первого лица", то есть читателю показывается мир таким, как его видит главный герой. В некоторых случаях это заставляет читателя сопереживать главному герою. Или применяется для того, чтобы заставить читателя смотреть именно туда, куда нужно.
Во-вторых, нередко в дополнение к визуальной картинке дорисовывается звукоподражательное междометие, характеризующие то, что происходит на картинке. Это применяется для "большего погружения" в атмосферу происходящего.
И в-третьих, очень часто применяются дополнительные визуальные эффекты: ударные волны, траектории быстро движущихся предметов и так далее. При умелом использовании это позволяет в статичной картинке показать динамику происходящего процесса




Но вот наступает двадцать первый век.
Жизнь ускоряется, уже не все могут позволить себе листать двухсотстраничные журналы, рассматривая интересные картинки. Постепенно упрощение привело к тому, что популярные когда-то давно микрокомиксы на несколько панелек, до сих пор ютившиеся в газетках и специальных сборниках, внезапно стали вновь популярными.
Главным образом стрипы стали популярны именно из-за того, что их формат лучше всего подходит под публикацию в веб-формате, что позволяет им распространяться с огромной скоростью. Все эти Цианиды, коты и Злые гении настолько хорошо подошли для интернета, что теперь даже представить мир без них не получится.
Когда-нибудь появится сборник правил "Стрипы для чайников", и они займут законное место в галерее вечности. А пока же им остаётся только жить от хорошего к хорошему комиксу. Прямо как перашкам.




Вкратце повторим всё, что мы сегодня узнали.
Во-первых, комиксы являются преемниками живописи, однако за долгие века обзавелись своими отличительными признаками. Например, в них часто используются звукоподражания и динамичная графика.
Во-вторых, западная традиция комиксов из-за требований к быстрой комерциализуемости нуждается в ярких образах, по которым сразу понятны моральные качества героя. Восточная же из-за близости к литературе тяготеет к ничем не примечательным героям.
И в-третьих, жанр стрипов - коротких историй, стал популярным в первую очередь из-за формата, который лучше всего подходит для передачи при помощи WEB-технологий. Интернет развивается оченьбыстро, так что можно сказать, что за веб-комиксами будущее.

Как всё было на самом деле

Previous post Next post
Up