Поздневизантийские канонисты об апелляциях на суд автокефальных церквей. Часть 5. Заключение

Mar 09, 2019 00:51


Окончание

Часть 1 (Аристин) - здесь, часть 2 (Зонара) - здесь, часть 3 (Вальсамон) - здесь, часть 4 (Матфей Властарь) - здесь.

Ранее автор рассмотрел взгляды поздневизантийских канонистов ( Аристина, Зонары, Вальсамона и Матфея Властаря) по вопросу рассмотрения апелляций на судебные решения автокефальных Церквей. В заключение - несколько обобщающих ( Read more... )

Апелляция, Каноны

Leave a comment

pawellvasiliev March 9 2019, 01:56:50 UTC
Ув. Валерий! Спаси Бог за исследование. Оно сподвигло меня провести свое. Но в своих выводах Вы грубо проигнорировали учение Писания, Книги правил и всех канонистов о неотъемлемом праве апелляции, которое есть у осужденного. Посмотрите подборки цитат по тематике -

https://pawellvasiliev.livejournal.com/7342.html

А решения остальных патриархов (и даже митрополитов-экзархов у Зонары) не подлежат апелляции, когда они судят по экклиту. Проверьте ваши цитаты про неподсудность и убедитесь, что все они про экклит, когда к ним поступил отзыв от осужденного и они компетентны его принять. А никак не про первичный суд, когда "обвинители (!) да приступят к большему Собору епископов великия области… " Удивлен, что Вы не замечаете этого очевидного противоречия!

Reply

zloi_prepod March 9 2019, 07:48:20 UTC
Уважаемый Павел, простите, что не отвечал на Ваши комментарии - времени мало и хотелось сперва закончить цикл. Сегодня ближе к ночи отпишусь.

А пока предлагаю задуматься над таким вопросом. Представим, что после Харьковского собора УПЦ (но до Московского собора РПЦ) тогда еще митрополит Филарет обратился бы в Константинополь с пожеланием, чтобы его судили там (по букве IVВС9,17 ). Допустим против этого не возражали бы и епископы УПЦ, которые его осудили (вообще говоря, вопрос о том, требуется ли в этом случае их согласие или нет - однозначного решения не имеет).
Итак предполагаем, что его судил суд патр. Варфоломея и законно изверг из сана. В данном случае это - суд первой инстанции.

Вопрос:
Как в этом случае, с Вашей точки зрения должен проходить эклит?

Reply

pawellvasiliev March 9 2019, 10:13:14 UTC
<<Уважаемый Павел, простите, что не отвечал на Ваши комментарии ( ... )

Reply

pawellvasiliev March 9 2019, 10:14:14 UTC
<<после Харьковского собора УПЦ (но до Московского собора РПЦ) тогда еще митрополит Филарет обратился бы в Константинополь с пожеланием, чтобы его судили там (по букве IVВС9,17 )>>.

Учитывая что я написал выше, Филарет не имел права подать отзыв в инстанцию 3+, минуя инстанцию 3, чем наносится бесчестье ближним судьям, которые еще не судили.

Отзыв начинается тогда, когда имеется приговор. А поскольку Филарет отказался подчиниться сомнительному Харьковскому собору, то обвинители справедливо предали дело архиерейскому Собору РПЦ.

«Итак, когда епископы епархии не будут в силах исправить обвиняемых, тогда правило постановляет собираться епископам области и разрешать обвинения против епископа» (Зонара на II Всел.6 ( ... )

Reply

zloi_prepod March 9 2019, 15:23:17 UTC
//В них я допустил две ошибки ( ... )

Reply

pawellvasiliev March 9 2019, 19:06:00 UTC
<<Я полагал, что 9-е и 17-е правила Халкидона - говорят об апелляции (и в этом смысле являются восточным "отражением" правил Сардийского собора). Но я ошибался. Они рассматривают не апелляцию, а первичную жалобу>>

Вы бросились в другую крайность. Уникальность 9-го и 17-го канонов IV Вселенского Собора состоит в том, что не заостряя внимание на частностях, они полагают новый общий принцип: дела должны передаваться только к вышестоящим судьям!

Вот это - точно про первичный суд:

"9. Если который клирик с клириком же имеет судное дело: да не оставляет своего епископа, и да не пребегает к светским судилищам. Но СПЕРВА да производит свое дело у СВОЕГО епископа или, по изволению того же епископа, избранные обеими сторонами да составят суд".

«17. ... да будет позволено почитающим себя обиженными, НАЧАТЬ о том дело пред областным Собором».

А если сказано "начать", то последующее может означать и "продолжить, в случае недовольсва приговором", не так ли? Поэтому вот это уже может быть и не про первичный суд ( ... )

Reply

zloi_prepod March 9 2019, 23:50:20 UTC
//Вы бросились в другую крайность. Уникальность 9-го и 17-го канонов IV Вселенского Собора состоит в том, что не заостряя внимание на частностях, они полагают новый общий принцип: дела должны передаваться только к вышестоящим судьям!

Вот это - точно про первичный суд:

"9. Если который клирик с клириком же имеет судное дело: да не оставляет своего епископа, и да не пребегает к светским судилищам. Но СПЕРВА да производит свое дело у СВОЕГО епископа или, по изволению того же епископа, избранные обеими сторонами да составят суд".

«17. ... да будет позволено почитающим себя обиженными, НАЧАТЬ о том дело пред областным Собором//

Х-мм, мне кажется - мы уходим куда-то в сторону от буквы правил.

IVВС9. Разбивка на абзацы - моя
Если который клирик с клириком же имеет судное дело: да не оставляет своего епископа, и да не пребегает к светским судилищам. Но сперва да производит свое дело у своего епископа или, по изволению того же епископа, избранные обеими сторонами да составят суд. А кто вопреки сему поступит: да подлежит наказаниям по ( ... )

Reply

pawellvasiliev March 9 2019, 20:21:13 UTC
<<В Номоканоне св. Фотия сказано (см. мой пост):

«Если судить будет епископов или клириков один ли митрополит, или с Собором - и его решением останутся недовольны, то дело рассматривает окружной Патриарх (της διοικήσεως πατριάρχης), и его решению должны подчиниться, как если бы он судил с самого начала, ибо патриаршие решения не подлежат апелляции»

Как Вы прокомментируете выделенное место?>>

Для меня сомнительно, что митрополиты судят властью делегированной им от патриарха, а не Духом правосудия сидящего на месте Бога (см. Положение 4). Это как раз пример когда административное устройство постепенно стало подменять догматическое ( ... )

Reply

pawellvasiliev March 9 2019, 20:21:56 UTC
«Еще заметь, что во время настоящего собора митрополиты не имели по отношению к своим епископам и к подчиненным им клирикам таких прав, которые имеют ныне, ибо осуждаемые епископами клирики могли просить о выслушивании соседних епископов, что ныне не может быть допущено в силу постановления, какое было сделано о митрополитах областей на 4-м соборе» (Вальсамон на Карф.139 ( ... )

Reply

pawellvasiliev March 9 2019, 21:10:23 UTC
А теперь допустим что Халкид.9,17 говорят только о денежных тяжбах между клириками. Обязывают ли эти каноны по обвинительным делам обращаться только к вышестоящему начальнику? Нет. Следовательно по обвинительным делам схема остается прежней.

1). Суд епархиального епископа.
2). Суд собора "некоторых епископов в соседстве находящихся".
3). Суд у провинциального митрополита (экзарха области!) и "всех епископов области ( ... )

Reply

zloi_prepod March 17 2019, 21:00:42 UTC
//Благодаря этому расхождению, образуются два течения:
1. "Халкидонское": Фотий, Аристин, Вальсамон, официальные канонисты Фанара.
2. "Карфагенское": Зонара, партия митрополитов, Пидалион, элладские и славянские автокефалисты//

Уж не знаю, про каких митрополитов Вы пишете. Если опираться строго на тексты (без фантазий) - расклад такой:
1) Пидалион - прямо отрицает всякое право Константинопольского патриарха судить тех, кто не принадлежит к его юрисдикции.
2) Зонара и св. Никодим Милош допускают такой суд как суд первой инстанции на уровне "епископ-митрополит" с согласия обоих сторон. При этом Зонара отрицает возможность пересмотра согласного суда епископов области.
3) Св. Юстиниан, Номоканон, Василики, Вальсамон отрицают возможность пересмотра суда патриарха. Вальсамон особо подчеркивает, что это относится и к первичному суду и к эклиту. У остальных неотменимость патриаршьего суда - это большая посылка при рассуждении об эклите. Ну и утверждение о том, что Патриарх - это начало и конец суда - тоже не стоит игнорировать ( ... )

Reply

zloi_prepod March 9 2019, 23:32:24 UTC
\\...дело рассматривает окружной Патриарх (της διοικήσεως πατριάρχης), и его решению должны подчиниться, как если бы он судил с самого начала, ибо патриаршие решения не подлежат апелляции»

Как Вы прокомментируете выделенное место?\\

К сожалению, ответа на поставленный вопрос я не вижу.

Reply

pawellvasiliev March 9 2019, 08:19:13 UTC
Только подложный "Константинов дар" и государственные законы говорят о неотменимости суда патриархов по аналогии с императором, вне зависимости от того, судили ли они первичным судом или по апелляции. Но аналогия с государством здесь не работает, так как в Церкви все судилища епископов - это суды высшей инстанции, ибо через епсикопов судит Бог (см. Положение 4).

А все церковные источники, говоря о неотменимости на основании Сард.3-5 и Антиох.15, всегда имеют ввиду суд по экклиту.

Отцы Сард. собора про экклит: «да будет во власти сего епископа, поколику за лучшее и должное признает и определит, для суждения вместе с епископами, послати заступающих место пославшаго. Или же аще достаточным признает бывшее разсмотрение и решение дела о сем епископе: да учинит, что благоразумнейшему его разсуждению за благо возмнится. Отвещали епископы: изреченное приемлем».

Вальсамон про экклит: «…если же папа не признает, что дело требует вторичного суждения, то есть второго суда: то единожды присужденное да не нарушается» (на Сард. 3)

Зонара про ( ... )

Reply

zloi_prepod March 9 2019, 09:39:07 UTC
//Так что в случае с толкованием Пидалиона мы имеем дело с еретической новизной//
Ну чтобы говорить о еретической новизне - нужно показать наличие соборного решения или согласия отцов, эксплицитно ей противоречащего. Но я спрошу шире: можете ли Вы привести в Предании Византийского периода (в широком смысле - включая канонистов и церковно-государственные акты) хотя бы одно прямое свидетельство, допускающее пересмотр суда Патриарха (хотя бы это был суд первой инстанции)?

Reply

pawellvasiliev March 9 2019, 11:18:10 UTC
<<можете ли Вы привести в Предании Византийского периода (в широком смысле - включая канонистов и церковно-государственные акты) хотя бы одно прямое свидетельство, допускающее пересмотр суда Патриарха (хотя бы это был суд первой инстанции ( ... )

Reply

zloi_prepod March 9 2019, 23:18:28 UTC
//И все каноны и комментаторов надлежит читать согласно данной схеме. //
А кто именно из канонистов, отцов или соборов утверждал, что следует толковать правила в рамках данной схемы?
Выше Вы обвинили св. Никодима Святогорца в еретической новизне. А не будет ли еретической новизной - навязывание "схемы", чуждой канонической традиции?
________________________________________
Как мне кажется, составляя схему, Вы исходили из априорного представления, о существовании непротиворечивой канонической системы, основанной на нескольких общих принципах. Но с чего Вы взяли, что она строилась таким образом? На самом деле в Церкви существовали разные взгляды на то, как должны решаться вопросы суда над епископами и митрополитами, эти взгляды изменялись во времени... скорее нужно исходить из определенного эмпирического материала (который, в отличие от "схем") и является Преданием в настоящем смысле.

Reply


Leave a comment

Up