Начало
ЗДЕСЬ,
ЗДЕСЬ,
ЗДЕСЬВ костёле Успения Девы Марии, построенном в конце 18 века находится семейная усыпальница рода Пшездецких. Последней здесь обрела вечный покой, бывшая хозяйка Черного Острова, Эльжбета Пшездецкая - Лиза, о которой я веду свой рассказ. Удивительно, что костёл, пережив столько событий, когда всё разрушалось, остался цел и почти что невредим. Правда, когда его приспособили под дом культуры, мраморный пол заменили деревянным, так как на мраморе было скользко отплясывать совецкие танцы. А чтобы громкая музыка, песни и пляски не мешали тем, кто покоился там, внизу, усыпальницу разобрали " по косточкам" , надгробия расколотили и вход туда замуровали. Мой муж, будучи пионером, тоже неоднократно выступал на сцене, которую соорудили из алтаря. Наверное, поэтому я и стараюсь вытащить на свет Божий всё то, что могу узнать о людях, судьба которых связана с этим небольшим городком и собрать хотя бы в маленькую кучку "разбросанные камни"...
Я уже говорила о том, что самым трагическим для Лизы оказался 1874 год.
Но начну с 1868 года, когда еще все живы, здоровы, когда можно порхать по жизни, переезжая из провинциального, но такого милого сердцу Черного Острова в Гамбург, потом в Париж, а из Парижа в Италию.
В начале 1868 года все три сестры Лахмановы приехали со своими семьями в Рим. Всем здесь было весело и интересно: прогулки, балы, маскарады...Для младшей дочери Лизы - Лауры это был особенный город. Здесь впервые 15-летняя девочка влюбилась. Предметом мечтаний и героем её стихотворений стал Эдуард Рачинский - пасынок её родной тёти Констанции ( сестры Лизы). То есть он приходился ей кузеном. Молодой человек был хорош собой, но мечтательная девочка видела в нём, в первую очередь, не красоту, а отважного рыцаря и героя. Но как же можно было не влюбиться в юношу, который только что вернулся с поля боя, где был ранен. Это была известная битва зуавов с гарибальдийцами.
Картина "Папские войска, атакующие гарибальдийцев под Ментаной 3.11.1867 год." Художник Лионел Роджер
ОТСЮДА. Всё своё первое чувство Лаура вкладывает в стихотворения. Она описыват свою печаль о том, как был отважен её герой, как пошёл в бой , как она узнала об этом и молилась о нём Божьей Матери, и как они расстались "....Pevnego dnia wyjiechal, i tak sie rozstali. Nie widzieli sie wiecej i nie pozegnali". Очень грустные стихи. Но похоже, что герой битвы под Ментаной, всегда окруженный роем хорошеньких веселых девушек, даже не заметил, как хороша была скромница Лаура, и как преданно она его полюбила.
На портале
PAUart мне удалось обнаружить фотографию мраморного бюста, принадлежащий Лауре Пшездецкой с прекрасной подписью "Солнечнй свет", выполненный английским скульптором Albert Bruce-Joy (1842-1914) во второй половине 19 века.
"SUNSHINE" Poiersie Laury Przezdzieckiey,
А тем временем местная аристократическая знать начала проявлять интерес к очаровательной пани из хорошего семейства. За Лаурой ухаживали достойные и богатые молодые люди, но она мечтала и тосковала о другом. Свою тоску изливала в стихах. С Эдуардом она встретилась еще раз. Это произошло два года спустя, в Висбадене. Пшездецкие готовились там к свадьбе старшей дочери - Марии. Лаура ждала этой встречи, но Эдуард приехал не один...
Как я уже рассказывала, Лаура умирает 23 июня 1874 года в небольшом прекрасном городке близ Неаполя Torre del Greco.
Что было причиной смерти Лауры - неизвестно. А неизвестное, как правило, всегда порождает массу домыслов и догадок. Самая распространенная версия - неудачная конная прогулка, когда Лаура упала и поломала позвоночник. На эту тему можно найти в Сети рассказы с подробностями и с именами кавалеров Лауры. Есть другая версия - самоубийство от несчастной и неразделенной любви. Или же говорят, что трагедия случилась в море - никто не смог спасти Лауру от разбушевавшейся стихии. Но что бы не было причиной - горе родителей было огромно. Мне кажется. что именно оно стало причиной смерти её отца Кароля, который не дожил до старости.
Лауру не оставили здесь, в солнечной, но такой чужой Италии, а повезли на родину. Сперва несчастные родители завезли её в Варшаву, где 30 июня состоялась заупокойная месса в храме Св. Антония.
Фото
ОТСЮДА. А затем перевезли в Черный Остров, в семейную усыпальницу. Здесь же, спустя восемь лет будет похоронен и отец Лауры - Кароль.
Наверное, что-то было необычное в этой девушке, потому что она, вернее, её трагическая смерть до сих пор будоражит воображение и интерес многих и многих жителей Украины. А с появлением Интернета и туризма этот интерес возрос в многие разы.
Путешествуя по Украине, вы обязательно заедете в интереснейший город Хмельницкой области - Каменец-Подольский, где самой большой достопримечательностью является Старый город.
В Старом городе вас поведут, или вы сами захотите посетить кафедральный собор Святых Петра и Павла.
Хотя это и не по теме, но обратите внимание на 36 метровый столб перед собором, который был построен в 15 веке. Когда турки в конце 16 века взяли Каменец-Подольский и решили навсегда здесь поселиться, они начали перестраивать все храмы под мечети, как делали это в "неверных" городах. То есть, этот столб - ни что иное. как турецкий минарет. Когда турки были изгнаны из Каменец-Подольского, началось обратное переустройство храмов. Но минарет разрушать не стали, а поместили наверху скульптуру Богородицы.
Каким же образом, Лаура Пшездецкая связана с этим храмом?
Похоронив Лауру, убитые горем родители заказали надгробие из каррарского мрамора скульптору, мастерская которого была в Риме - поляку Виктору Бродзкому (1826-1904). Возможно, их выбор был обусловлен тем, что он был родом из Волыни, то есть, из тех же краев, что и наши Пшездецкие. Кроме того, о нём много говорили в то время, так как совсем недавно Бродзкий получил звание профессора за ряд скульптурных работ. Среди них было "Бегство из Помпеи". При желании вы можете почитать о скульпторе
ЗДЕСЬ Скульптор принял заказ Пшездецких, и очень долго выполнял его. Надгробие Лауры было готово только через два года.. Нет смысла мне описывать, что там изображено. Это нужно видеть вочию. Одно скажу - Виктор Бродзкий создал шедевр. Не представляю, как в те времена можно было перевезти 3-х тонную мраморную скульптуру из Италии в Черный Остров. Но всё-таки это удалось. Скульптура была перевезена и установлена в семейной усыпальнице в черноостровском костёле над могилой Лауры.
"Девица Лаура. Угасла в цвете лет. Её прекрасное лицо - самое красивое в мире".- так гласит надпись. Внизу лежит книга, раскрытая на 21 странице.
Но это было только начало этим переездам. Надгробие было прекрасно,- Лаура лежала как живая. Казалось - Купидон сейчас дотронется к ней, и она проснётся, встанет, поднимет упавшую книгу и скажет; "Как же долго я спала!". Но осмотревшись и увидев мрачное подземелье с гробами её предков, испугается, и опять заснет вечным сном...( Мои фантазии,,,). Наверное, чтобы этого не случилось, надгробие перенесли наверх, в храм. Теперь любоваться им могли все прихожане. Наверняка и Лиза с Каролем подолгу простаивали возле неё, деля друг с другом своё неизбывное горе. Время шло. Ушёл 19 век, наступил двадцатый. А потом пришёл 1917 год. Было объявлено, что "Бога нет", и из костёла был сделан склад. Усыпальницу переворушили, так как искали графские драгоценности. Надгробие Мечислава Пшездецкого (дяди Лауры) расколотили. А тут еще пошёл слух, что бывшая хозяйка, старая графиня Лиза, спрятала серебрянную посуду где-то в подземном переходе, который шёл от костёла до её дворца...
Каким-то чудом надгробие Лауры уцелело. Исчезло только из рук мраморной Лауры, искусно изготовленное, деревянное распятие, которое Лиза заказала известному польскому поэту и скульптору
Теофилу Ленартовичу .А дальше - опять никакой достоверности. Где находилось это надгробие до 1938 года - непонятно. По одним сведением его прятали под алтарём костёла. По другим - еврейская семья перетащила надгробие в свой двор и сохраняла его в куче навоза. Достоверно только то, что в 1938 году скульптуру перевезли в Каменец-Подольский, где в Музее атеизма (бывшем костёле Святых Петра и Павла) её оприходовали как ценный экспонат. Когда Музей атеизма вновь стал костёлом, надгробие Лауры уже никуда не перемещали. Оно стало его украшением.
Тогда же в 1938 году вместе с мраморной Лаурой перевезли бюст её отца Кароля и бюст неизвестной. Магдалена Ястребская в своей книге пишет, что это бюст матери Лауры - нашей Лизы. Так семья Пшездецких "воссоединилась", хотя и в мраморе. Конечно, есть что-то противоестественное в том, что скульптурные надгробия находятся за сотни километров от тех, кому они посвящены. Это давно стало предметом спора и дискуссий между парафиями. А еще грустно, что прекрасная Лаура стала туристическим объектом, привлекающим туристов посетить Каменец-Подольский кафедральный собор, но это уже не тема моего рассказа.
Фото
ОТСЮДА. В память о дочери, Кароль, после её смерти, в 1875 году издает два томика стихотворений Лауры, написанных на польском и на французском. Мне трудно судить, не зная языков, о качестве этой поэзии. Но судя по названиям и по смыслу, который я всё-таки смогла уловить, это не обычные рифмованные стишки. Они о её любви, о старых замках, об улочках Рима и Дрездена, о своих воспоминаниях, о маме...Особенно интересен стих "Разница между "kochac" и "lubic". В русском языке есть только слово "Любовь". А в украинском, как и в польском, можно сказать "кохати" и "любить". Лаура замечательно разбирает тонкие нюансы, казалось бы одинакового чувства.
Здесь же. в сборнике - портрет Лауры. Очевидно, это одна из последних её фотографий. У Лауры роскошные волосы, как у мамы. Светлые глаза. Нежная кожа. Она очень серьёзна. Как же её жаль...
В конце сборника Кароль поместил своё стихотворение, посвященное Лауре. Его стихотворение, насколько я смогла понять - это его душевная боль: "только молитва, только Вера в Божественный промысел может утешить несчастного поэта, потерявшего своего Ангела". Подписано псевдонимом Кароля - Charles de NOIRE-ISLE.
Время, конечно, лечит, но не сомневаюсь, что у Пшездецких после смерти Лауры началась совсем другая жизнь. Теперь их маршрут был Черный Остров - Ницца, и обратно. В 1883 году в Ницце умирает Кароль. В 1892 году - следующая семейная утрата, - в Париже умирает старшая сестра Лизы - Лаура. Похоронили её на кладбище Пер Лашез.
Лиза прожила дольше всех сестер.
Оставшись одна, (дочка Мария жила в Польше), Лиза всё равно каждую зиму приезжала в Ниццу, хотя этот курортный город перестал быть местом отдыха европейской элиты. В конце 19 века старая. эксклюзивная, наполненная хорошим вкусом и манерами Ницца уходила в прошлое. Польская колония уменьшилась до трех семейств. Это были виллы Браницких, Cкаржинских и нашей Лизы.
Где-то среди этих домов под черепичными крышами жили наши пани.
Когда Лиза приезжала в Ниццу, её салон никогда не пустовал. Всегда кто-то гостил, очень многие знали Лизу со времен её парижских триумфов. Марьян Роско Богданович, известный в Польше мемуарист оставил после себя два тома воспоминаний, которые пользуются по сей день большой популярностью среди поляков. Приезжая в Ниццу, он любил заходить к Лизе на партию безика (карточная игра). В своих воспоминаниях писал, что Лиза хорошо выглядела, сохраняла следы былой красоты, но нисколько не заботилась о своих морщинках, которые все больше и больше выдавали её возраст. Вечера с ней всегда были приятны. Иногда она забавляла гостей, рассказывая веселые происшествия и анекдоты из жизни французского двора и о её знакомстве с императрицей Евгенией.
Нашла фотографию этого бравого мемуариста. Не удивительно,что его привечала наша Лиза.Очень уж хорош!
Каждую весну Лиза приезжала из Ниццы в Черный Остров и жила здесь до поздней осени. Magdalena Jastrzebska отмечает в своей книжке, что Лиза очень заботилась о своих работниках, у неё были нормальные отношения и с ними и со своими соседями. Судя по датам на захоронениях католического кладбища в Черном Острове, её окружали довольно зажиточные семьи. Когда Черноостровские энтузиасты привели это заброшеное кладбище в порядок, то на свет Божий появилось множество фамилий на искусно выполненных надгробиях. А ведь это всё были те, которые жили в одно время с Пшездецкими, с которыми общалась наша Лиза, Так, например, была обнаружена могила управляющего имением. А еще оказалось. что в Черном Острове похоронена внучка Лизы - Лаура Валевская, которая прожила всего один годик. Очевидно, Лиза и родители не хотели прятать младенца в мрачный подземный семейный склеп.
Последние годы жизни героини моего повествования были омрачены, как это ни странно,. дележем наследства. Начались семейные распри. По завещанию, которое оставил после себя Кароль Пшездецкий, наследницей Черного Острова была его жена, т.е. Лиза Пшездецкая. Дочке Марии была завещана годовая рента с имения в 8 тысяч рублей. 1889 год был очень неурожайным. Дохода с имения практически не было, и Мария, имея как дочь свои права, стала настаивать на продаже Черного Острова. Лиза категорически воспротивилась. Черный Остров был для неё не только памятью о прошедшей молодости, но прежде всего памятью о тех, кто ушёл. Тогда тесть Лизы, Винцентий Валевский решил оспорить это завещание, если Лиза не увеличит годовую ренту своей дочке. Рента была увеличена, кроме того, Лиза разрешила пользоваться черноостровским лесным хозяйством. Воспользовавшись отсутствием хозяйки, Валевские начали безжалостно вырубать лес. В общем,. дело о наследстве попало в суд и долго еще, на протяжении многих лет, всё Подолье судачило о "Процессе об опротестовании завещания Кароля Пшездецкого". Мать, дочка и зять никак не могли прийти к согласию. Лиза долго не отступалась, но экономическое положение всё-таки вынудило её в 1898 году продать имение Черного Острова графине Игнатьевой, но с условием возможности обратного выкупа. Кроме того Лиза оговорила документальное разрешение проживать во дворце до своей смерти.
По воспоминаниям современников , когда графиня была дома, ворота имения всегда были гостеприимно распахнуты. А еще на въезде всегда было очень много цветов. Причем, цвели они с ранней весны.
Вот так, в моем представлении, Лиза ожидала хоть кого-нибудь, сидя среди своих любимых цветов. (Как же я её понимаю!) А сзади неё шумели и зеленели деревья, насаженные еще дизайнером Мак Клером.
Каждого, кто навещал её, Лиза уверяла, что её единственное желание - это выкупить родовое имение, чтобы оно вернулось в семейство Пшездецких.
Но, к сожалению, это последнее желание не исполнилось. Зиму 1900 года графиня провела в Ницце, а ранней весной, как всегда, приехала в Черный Остров. Ничто не предвещало, что наступила её последняя весна. 25 мая 1900 года после непродолжительной болезни графиня умерла в своем любимом черноостровском дворце.
На похороны бывшей хозяйки Черного Острова съехалась вся округа. На дворцовой башне висел черный флаг, катафалк, на котором лежала Лиза, был весь усыпан её любимыми цветами, а стены костёла были задрапированы черной тканью.
После отпевания, графиню Лизу похоронили возле мужа и дочки Лауры в семейной усыпальнице подземелья костёла.
Вот здесь, под этими сводами происходила траурная церемония отпевания. Играл орган. Слуги, родственники. приятели, соседи, прихожане слушали заупокойные молитвы, а под сводами костёла звучало: "Рamięć wieczna". "Рamięć wieczna" - Вечная па-а-мять...".
После смерти Лизы Пшездецкой её любимый Черный Остров начал приходить в упадок. Новая владелица, графиня Игнатьева здесь даже не появлялась. Меня очень заинтересовало, кто такая - эта графиня Игнатьева. Похоже, что это была Игнатьева София Сергеевна, урожденная Мещерская. ( сообщаю для сведения интересующихся историей Черного Острова). Мои предположения связаны с тем, что её муж, будучи киевским губернатором, помогал Лизе Пшездецкой выиграть судебный процесс по пересмотру завещания. В 1902 году Игнатьева продала Черный Остров за 850 тысяч рублей. А дальше была революция, гражданская война и прочее, и прочее, и прочее.
На этом заканчиваю своё столь длительное повествование о судьбе красивой женщины, портрет которой вдохновил меня на эти поиски. Поиски оказались для меня очень интересными и познавательными. Я окунулась в жизнь польской аристократии 19 века, побывала при французком императорском дворе, погуляла по Ницце и немного по Риму, и главное - смогла прочувствовать ту, былую, жизнь. Но окончательную точку поставлю тогда, когда удастся узнать о судьбе праха Эльжбеты Пшездецкой, чтобы положить к тому, что когда-то жило и весело порхало по жизни, цветы её любимого Черного Острова.
THE END.