"...To Liza Rusinka, To czarnobreva nasza Ukrainka!" - "...это Лиза русинка, это чернобровая наша украинка!" - так заканчивает своё стихотворение, посвященное Лизе Пшездецкой её дочка Лаура. Стихотворение написано в 60-х годах 19 века.
Начало
ЗДЕСЬ.
Итак, наша Лиза жива, красива, здорова, богата, любима и счастлива.Она живёт в своем богатом имении в Черном Острове среди бескрайних подольских равнин и взгорий, на плодородной черноземной земле, которая даёт богатые урожаи, приносящие баснословные доходы своим хозяевам. Наверняка, Лиза периодически объезжала свои бесконечные владения, возможно, даже могла отличить подсолнечниковые поля от пшеничных. 1861 год еще не наступил, крепостное право еще не отменяли, т.е. можно было жить беззаботно и не задумываться о будущем.
История умалчивает, вышла ли замуж наша Лиза за Кароля Przezdziecki по любви, или же по расчету. Но то, что Кароль, действительно, полюбил её с первого взгляда говорит тот факт, что он даже рискнул остаться без наследства, так так не прислушался к мнению родителя. Но всё обошлось благополучно. Красота Лизы, умение держать себя в приличном обществе и щебетать как птичка по-французски, сделали своё дело. Она стала любимой не только супругом, но и строгим тестем.
О Кароле Przezdziecki сохранилось мало сведений. Известно, что он был офицером российской армии. Упоминается также, что служил волонтером в Алжире, где его именовали "Капитан Pedecchi". С 1878 года, в конце своего жизненного пути занялся переводами на французский язык известных польскоязычных поэтов. На мой взгляд, это было очень благородное мероприятие - ознакомить свет с польской романтической поэзией. Под псевдонимом, "Charles de Noire-Isle" - Кароль из Черного Острова., (Красиво!) издал четыре тома: поэзии галицийских, литовских, украинских и современных ему поэтов. Цикл назывался «Poètes illustres де ла Pologne аи XIX е siècle». Но, к сожалению, популярностью его переводы не пользовались. И хотя французский министр образования рекомендовал эти книги библиотекам, критики писали, что переводчику недостаточно хорошо знать язык, нужно иметь еще и талант.
Удалось найти один из поэтических томов
ЗДЕСЬ. Наверное, сейчас это библиографическая редкость.
Кароль не отказывался от флирта с молоденькими подружками, которые окружали прекрасную пани Пжездецкую . Но такой уж был век. Супружеская верность в 19 веке, похоже, не была в чести. Возможно, были грешки и у нашей Лизы. Но тем не менее, супруги прожили вместе долгую жизнь, и после смерти Кароля в 1880 году Лиза, при всех её внешних достоинствах, больше не выходила замуж.
Дети у Przezdziecki появились не сразу. Очевидно, не хотели обременять себя родительскими хлопотами, ведь можно было так весело и интересно проводить время, посещая соседние имения.
Летом 1850 года Лиза с сестрой Лаурой едет по приглашению в Киевскую губернию, где в Белой Церкви живет одно из самых могущественных польских семей - Браницкие. Кстати, это имение было подарено в 1774 году королем Станиславом-Августом Понятовским Ксаверию Браницкому за подавление "колиивщины". А Ксаверий Браницкий - это отец большой любви Пушкина - Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, в девичестве - Браницкой. Помните?" Всё в жертву памяти твоей:И голос лиры вдохновенной,И слезы девы воспаленной..." (Как же всё-таки мир тесен! Чувствую, что не уложусь в один пост! Столько интересных и известных фамилий встречается, и о каждой хочется хоть немного рассказать).
Дворец Браницких находился в парке, названном в честь племянницы Потёмкина, вышедшей замуж за Ксаверия Браницкого. - Александрия. В середине 19 века Александрия приобрела большую известность. Кто только из" сильных мира того" не побывал здесь! Особенно любили приезжать сюда члены царской семьи.
Когда здесь гостили Лиза и Лаура, хозяином был Владислав Браницкий. Ах, как же здесь им было весело! В самой Белой Церкви была ярмарка, где специально для дам был выстроен шикарный павильон - галерея. Пиры, балы, фейерверки, всевозможные развлечения. Затем все приглашенные кавалькадой направлялись в парк Александрию, где всё это веселье продолжалось с неменьшей роскошью. Прекрасные гостьи-сестры Лиза Przezdziecka и Лаура Свейковская не могли не обратить на себя внимание, тем более, что были без супругов, хотя, судя по хронологии, Лиза была беременная. А вот Лаура была абслютно свободна - муж хозяиничал в их имении в Шпикове. (Немного посплетничаю. Лаура знакомится с братом хозяина - Константином Браницким. Эта связь будет продолжаться очень долго. У них родится сын, которому Константин, будучи уже женатым, даст свою фамилию.)
Наверное, с большим сожалением уезжали наши красавицы пани из имения Браницких. Но были еще приглашения и в Немиров к, не менее богатым, чем Браницкие, Потоцким, на концерт Ференца Листа. Кстати, Ференц Лист так впечатлился красотой Лизы, что после Немирова поехал погостить в Черный Остров. Можно было поехать чете Przezdziecki и в соседние Водички к Вильгельму Залесскому, или в Бубновку, где недавно приобрели имение Красинские. Но там была. всё-таки, провинция. Хотелось увидеть свет. И наша Лиза едет в Варшаву.
В 19 веке в Российской империи была очень популярна благотворительность. За счет неё содержались детские приюты, богадельни, дома инвалидов, школы для бедных, оказывалась медицинская помощь. Всё это финансировалось частными пожертвованиями.
Надеюсь, вы помните, что Польша с 1795 года по 1917 входила в состав Российской империи. Конечно же, там было множество нюансов, на которых мне нет смысла останавливаться. Просто напоминаю, что все польские семьи, о которых я веду речь, являлись российскими подданными.
В Варшаве Лиза и Лаура становятся членами Общества благотворительности. Причем, самыми активными членами. Мы можем увидеть нашу Лизу в знаменитом Саксонском парке,
Фото
ОТСЮДА. где Лиза вместе со знакомой графиней сидит перед Главной аллеей парка и, не стесняясь (всё-таки они - дамы высшего света!), продает цветы, овощи, печенье, конфеты...Весь доход от продажи пойдет на учреждения для сирот. Газета сообщает, что доход этой акции составил более чем 4 тысячи рублей, чем Лиза очень гордилась.
Можно также увидеть сестер во Дворце Мнишеков, где Ассоциация коммерсантов Варшавы часто организовывала Благотворительные концерты. Приходила сюда Лиза всегда вместе с сестрой. Они никогда не отказывалась принять участие в подобных концертах. Лаура играла на фортепиано музыкальные произведения, а Лиза ходила по залу, раздавала программки концерта и собирала пожертвования. Думаю, что никто из присутствующих не мог отказать в "подаянии" такой красивой и элегантной даме. После каждого подобного концерта газета "Варшавский курьер" сообщала имена участников акции, а также величину благотворительного сбора - он всегда составлял более тысячи злотых.
Это Дворец Мнишеков, где бывали наши очаровательные панянки. Фото
ОТСЮДА Все сестры , в девичестве Лахмановы, были очень религиозны. Лиза и Лаура часто посещали в Варшаве костёл Св.Духа. Здесь также происходили Благотворительные акции, в которых сестры обязательно принимали самое активное участие. И думаю не потому, что была мода на благотвортельность. Таков был их характер. И таково было время. Богатые считали своим долгом поделиться с бедными. Скорее всего, это было следствием религиозного воспитания. "Притча о богатом и бедном" всё-таки побуждала задуматься о многом.Костел Святого Духа в Варшаве. Фото
ОТСЮДА Через три года после рождения первой дочери у Przezdziecki, которой дали имя Мария ( 1850-1920), на свет Божий появляется вторая дочь, которую Лиза называет в честь своей сестры - Лаура (1853?-1874). Похоже, что обе девочки родились в Черном Острове, здесь же, наверное, прошло их детство. Нигде нет упоминания о том, что воспитывались они у своей бабушки Элеоноры. которая жила в своем имении Волицы под Бердичевым. Учитывая. что мы часто видим нашу Лизу, увлеченную благотворительностью, в Варшаве, девочки, скорее всего, росли под неусыпным присмотром нянек и воспитательниц.
Освоившись в варшавских светских кругах, почувствовав, как приятно осознавать свою привлекательность, сестры начали подумывать о том, что было бы неплохо попробовать показать себя в более высшем свете. Но оказалось, что попасть в салоны Европы, где можно было бы блистать своей красотой, было не так-то просто, даже имея миллионные состояния. Оказывается, действовал указ Петра Первого о том, что начиная с 1725 года "отъезжающих за море не иначе отпускать, как токмо с паспортом от Коллегии Иностранных Дел". А так как Przezdziecki были поддаными Российского царя Николая Первого, то и для них требовалось получение такого документа.. Я была очень удивлена, что в середине 19-го века получение загранпаспорта было очень длительной процедурой даже для аристократов с тугим кошельком. Но уж когда Паспорта были получены, Przezdziecki избирают местом своего основного проживания, конечно же, столицу законодательницы мод - Париж! Но с Черным Островом они не прощаются.
Фото
ОТСЮДА. Семья Przezdziecki прибывает в Париж в самый расцвет Второй империи, - в эпоху царствования императора Наполеона Третьего (1808-1873).
Очень мне нравится этот портрет Наполеона Третьего, племянника Наполеона Бонапарта, кисти художника Adolfe Yvon. Рассмотрим его как следует. Наполеон Третий , будучи серьезным политиком, кроме всего прочего, стремился ослепить Европу пышностью и богатством. И был самым первым модником во Франции. Это именно он ввел в моду напомаженные усы и бородку-эспаньолку.
Очень скоро наша Лиза станет вхожей не только в царский двор, но и даже в его кабинет. ( фото из Википедии).
В 60-х годах 19 века во Франции началась новая, яркая жизнь, которая запомнилась всем не только Крымской и прочими войнами, изменением облика Парижа и средневековых городов. строительным бумом, появлением газовых ламп и прочих удобств цивилизации, но и тем, что вернулись блеск и пышность Парижа. Царствование Наполеона Третьего показало, как нужно и можно пользоваться жизнью. Приезжих из Европы Париж очаровывал богатством, весельем, беззаботностью перед завтрашним днём, блеском и роскошью. Тон этой эпохе задавала прекрасная императрица Евгения (1826-1920).
Самым знаменитым портретистом той эпохи стал художник Франц Ксавьер Винтерхальтер (1805-1873), который обессмертил императрицу Евгению - она стала его любимой моделью.. Было еще много замечательных художников, писавших свои полотна в это время, но именно Винтерхальтер стал самым востребованным художником сливок европейского общества.
Фото из Википедии
Не могу не показать его прелестную картину "Флоринда". Мне казалось. что здесь просто изображены прекрасные купающиеся девушки, среди которых я пыталась найти черты героини моего повествования. Но оказалось, что картина была написан еще до знакомства Винтерхальтера с французским высшим светом. Флоринда - прекрасная дочка, или же жена ( испанская легенда имеет несколько версий) богатого графа Джулиана. Она была соблазнена, или похищена, вестготским королем Фридериком, которого мы можем тоже увидеть на картине. Посмотрите внимательно. Видите, как он шпионит за прекрасной Флориндой. а заодно и разглядывает не менее прелестных её подружек.
Все последующие фотографии картин Винтерхальтера
ОТСЮДА. Одной из самых известных картин Винтерхальтера стала картина "Императрица Евгения в окружении своих фрейлин". Очень скоро в этом прелестном венке окажется и Лиза Przezdzieckа.
Но пока давайте посмотрим другие прекрасные картины, чтобы как можно ярче представить себе, в какой круг общения попала наша "чернобровая украинка" Лиза.
Полина Сандор, принцесса Меттерних, жена австрийского посла в Париже. Это именно она научила француженок курить сигары и кататься на коньках. А когда она появилась на приеме у императрицы Евгении в умопомрачительном наряде, все пришли в неописуемый восторг. Оказалось. что её наряд - дело рук неизвестного тогда
Чарльза Уорта. Который затем станет любимым модельером не только императрицы, но и всей парижской элиты, - основателем Высокой моды.
Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина урожденная Шереметьева. Картина находится в Эрмитаже.
Критики писали, что дамы, изображенные на портретах Винтерхальтера бездушны, что он умеет только показать блеск жемчужин, красоту фалд, воздушность ткани, и округлые плечи. Но тем не менее, дамы, желающие ему позировать, готовы были ждать более года, лишь бы он запечатлел их молодость, женственность, красоту и элегантность.
И согласитесь. что Винтерхальтер умел это делать.
Екатерина Браницкая, в замужестве - Потоцкая. Лиза Пжездецкая знакоится с ней, когда посещала имение Браницких - Александрию.. Фридерк Шопен посвятил Екатерине Браницкой вальс - последний вальс в его жизни.
Лиза моментально вписалась в эту парижскую жизнь. Конечно же, немаловажную роль сыграла её красота и чисто женское обаяние. Но для Парижа этого было, конечно. мало. Я диву давалась, читая книгу,- откуда, как , смогла впитать в себя молодая женщина, выросшая в провинциальном подольском городке, среди полей и лесов, острый ум, элегантность, общительность, артистический талант, тактичность и,конечно же, прекрасное знание всех правил хорошего тона, -. всё то, благодаря чему она стала не только вхожа во все парижские светские круги, но и стала любимой собеседницей повелительницы Высшего света - императрицы Евгении.
Картина художника Жана Беро.
ОТСЮДА. Первоначально Przezdziecki появлялись везде всей семьей. Лиза прекрасно смотрелась в окружении влюбленного в неё мужа и двух прелестных, нарядных дочерей. Лиза всегда улыбалась, она была полна жизненной энергии и желанием организовать какое-либо увеселительное мероприятие. Кароль предоставил ей полную свободу в хорошем смысле этого слова. Его влюбленность не проходила, - он сочинял ей стихи. Я, конечно, полный профан в стихотворных переводах, но смысл уловить могу. Он очень красиво удивляется в одном из своих стихотворений, почему свет не видит, что его жена - это утешительница для бедных и больных, что она - это образец целомудрия для дочек, дивное Божье творение, которое для него оказалось Божьим даром.
Przezdziecki поселились все вместе в изысканных апартаментах на rue de Contre, недалеко от Елисейских полей. Рядом с ними жила сестра Лаура, которая теперь носила титул графини Свейковской, но тем не менее, она оставила своего мужа Леона в далёкой Украине. Лаура приехала с Констанцией - третьей сестрой Лизы. Констанция не в пример сестрам любила уединение и, как правило, занималась детьми Лизы и Лауры, когда они посещали всевозможные светские мероприятия.
Фото
ОТСЮДА. Парижский салон Przezdziecki блистал. Конечно, самыми блестящими звездами были сестры Лиза и Лаура. Посещали их салон не только изысканное польское общество. Часто здесь музицировали известные музыканты: скрипач Allard - профессор парижской консерватории, виолончелист Francoma - приятель Шопена, норвежский пианист и композитор
Thomas Tellfsen, виртуоз Антон Рубинштейн, чешский композитор
Julius Schulhoff Смею предположить, что и
Наполеон Орда, живший в то время в Париже, также наведывался в салон, чтобы поцеловать ручки прекрасным полячкам.
Конечно же, у Лизы появились поклонники. Самым преданным был граф Jozef Sztmbek. У него также было большое и богатое имение в Украине, на Подолье. Но он оказался не очень рачительным хозяином. А жизнь в Париже требовала много расходов. Называлась даже сумма его долгов в 8 млн рублей. Злые языки утверждали, что их причиной стала его любовь к Лизе Пжездецкой. Отвечала ему Лиза взаимностью, или нет - неизвестно. Но думаю, что в том Высшем свете, где единственной целью жизни, было наслаждение этой жизнью, легкие и "нелегкие" флирты, были так неизбежны, что никто им даже не придавал особого значения.
Скажите. какой мужчина мог устоять перед этой женщиной, которая по воспоминаниям современников была " Из очаровательных женщин - самой очаровательной, из очень приятных - самая приятная. С сапфировыми искрящимися гнлазами, с устами. как у вакханки, - женщина удивительной красоты. Интеллигентная кокетка с чувствительным сердцем. Многие были у её ног и оставались влюбленными в неё до старости. ."
Давайте еще раз рассмотрим портрет, на котором её обессмертил Франц Ксавьер Винтерхальтер. Он изобразил Лизу не в бальном наряде. Думаю, что это не просто так. Лиза сидит в подорожном кресле. Это намёк на то. что она часто курсирует между Парижем и своим имением в Черном Острове. А так как там, по её рассказам зимой лютые морозы и даже бродят волки, то и изображена в темных меховых одеждах, на фоне которых так сияет её фарфоровая кожа.. Лиза тайно усмехается. В её глазах видны веселые искорки, - похоже. что она вспоминает что-то очень забавное. Руки покрыты белой муслиновой тканью, которя так подчеркивает воздушность её образа. Черная вуалька спадает с прекрасной головки. Это, действительно, изумительный портрет. Не напрасно Лиза везде возила его с собой, и он висел всегда в тех залах, которые слышали её смех.
Сейчас этот портрет находится в музее Сhteau de Compiegne. А когда-то это была Королевская резиденция, и многие его залы помнят, как Лиза Пшездецкая - "чернобровая украинка" восседала на троне, будучи "Президенткой" Трибунала Любви, придуманном императрицей Евгенией.
Продолжение
ЗДЕСЬ.
Внимательно читала и переводила "Siostry Lachman" Magdalena Jastrzebska
Моя благодарность
Валентину Маговкину за ссылку на стихотворения Лауры, и Анатолию
parashutov за фотографии прекрасного портрета Лизы Пшездецкой.