Клан Гримнира

Mar 22, 2019 11:29




Гаргулья из клана Гримнира

Клан Гримнира

Мы уже познакомились с двумя типами гаргулий. Первый тип - постоянные стражи мест, жилищ или объектов. К этому типу относятся веттирвейги из клана Ясеня и айрохтонны из клана Рейна. Второй тип - "кочующие" буганваф. Первый тип наиболее многочислен и обычен среди гаргулий, второй упоминается гораздо реже. Название третьего типа гаргулий, как и остальных, тоже было обнаружено среди текстов "Ледяной Купели". Исследователи смогли восстановить несколько повреждённых фрагментов пергаментного манускрипта XII века (G.L.I.F.5-D-Т-9), где гаргульи именовались дром-вард и дрэймар-вард. Слова довольно близки по смыслу и могут означать что-то вроде "сновидного стража". Учитывая значение личных имён гаргулий, их условно объединили в клан Гримнира.
*
На фасаде замка Гарибальди имеются всего два представителя этого клана. Оба расположены на эркере северной стороны над башнями Главного входа. Их имена - Хугин и Мунин. Так же как и в случае с буганваф, они представлены скульптурными каменными образами. Дело в том, что дром-варды вообще не имели земного воплощения. С чем это было связано, мы узнаем чуть позже.
*




Расположение гаргулий клана Гримнира
*

В Скандинавии гаргульи появились очень давно. Веттирвейги из клана Ясеня, как мы знаем, обнаружились там вскоре после начала таяния ледников. И создаётся ощущение, что они обитали там уже вечность до этого. Контакты с дрэймар-вардами зафиксированы с периода шведско-норвежской культуры боевых топоров, не позднее 2800 до н. э. В текстах названы некоторые места в Скандинавии, где  они вступали в контакт с людьми до IX века. Упомянуты окрестности озера Тиссё и местность, где впоследствии появилось поселение Лайре, что на острове Зеландия (Дания). А также в районах современных Уппсалы, Мальмё, Уппокры, Гудме (остр. Фюн) и на Лофотенских островах у северо-западного побережья Норвегии. В континентальной Европе дрэймар-варды контактировали с племенами готов, франков, вандалов, англов и саксов. Их присутствие прослеживается от Скандинавии до побережий трех южных морей. Можно не сомневаться, что ареал их активности был значительно шире, а "возраст" контактов гораздо древнее.  Попробуем теперь разобраться с именами.
*

Хугин и Мунин

Всем, конечно же, прекрасно известно, что так называли воронов Одина (Гримнира). Как записано в Младшей Эдде, "Два ворона сидят у него на плечах и шепчут на ухо обо всём, что видят или слышат. Хугин и Мунин - так их прозывают. Он шлёт их на рассвете летать над всем миром, а к завтраку они возвращаются. От них-то и узнает он всё, что творится на свете. Поэтому его называют Богом Воронов" (стр. 37). В "Речах Гримнира" Старшей Эдды сказано:
*
"Хугин и Мунин
над миром всё время
летают без устали;
мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина,-
вернутся ли вороны!" (стр. 37)
*
Что же могут означать их имена? Наиболее доступные источники с лёгкостью предоставляют перевод. Михаил Стеблин-Каменский в комментариях к Старшей Эдде пишет, что Хугин это производная от слова huga (думать), а Мунин - от слова muna (помнить) (стр. 224). В другом месте он уточняет: "Хугин и Мунин - «мысль» и «память»" (стр. 198). В "Мифах Народов Мира" Елеазар Мелетинский даёт несколько иной перевод - "думающий" и "помнящий" (Т.2, стр. 241). John Lindow в книге "Norse Mythology" предлагает такой вариант: Хугин - "Мысль" (Thought), а Мунин - "Ум" (Mind) (стр. 186). Hilda Davidson даёт ещё перевод: "Мысль" (Thought) и "Память" (Memory).37 Так же пишет и Бенджамин Торп в книге "Нордическая мифология" (стр. 106). Как же нам разобраться, какой из вариантов ближе к истине?
*
Neil Price в книге "The Viking way" сетует на то, что имена воронов Одина сложно перевести точно, поскольку на английском языке они имеют по существу одно и то же сопутствующее значение - "мысль".38 Несколько проясняет ситуацию Albert Sturtevant  в статье "Comments on Mythological Name Giving in Old Norse".39 Автор пишет, что имена Hug-enn и Mun-enn образованы из существительных hug-r и mun-r с дополнением суффикса -en. Имена представляют собой персонификацию этих существительных и должны иметь то же значение.

*


Мунин на северном эркере
**

Если слово Hug-r означает "ум, мысль, понимание" (mind, thought, understanding), соответственно и имя Hug-enn должно иметь точно такой же смысл. То есть имя птицы должно обозначать ворона, обладающего умом, мыслью и пониманием.  Трудности перевода становятся понятнее, когда выясняется полный список возможных значений использованных слов. Gabriel Turville-Petre пишет, что два имени объективно сложно чётко разделить и приводит наиболее близкие соответствия древнескандинавским словам  hug-r и mun-r на латыни.40 Он говорит, что эти слова были интерпретированы как animus, cogitatio (hug-r) и mens (mun-r). Все эти "аналоги" весьма богаты значениями. Не поленимся и перечислим их полностью. Согласно латинско-русскому словарю (Тананушко К.А.) эти слова могут означать:
*
"аnimus: 1) душа, дух; 2) душа как совокупность всех душевных сил или как начало чувств, желаний и мыслей; 3) способность чувствовать; 4) сердце, чувство; 5) образ мыслей, образ действий, характер; 6) настроение, расположение; 7) смелость, самоуверенность, отвага; 8) высокомерие, надменность, гордость; 9) пылкость, пыл, вспыльчивость; 10) склонность, прихоть, влечение, удовольствие; 11) воля, желание, намерение; 12) мысль; 13) сознание; 14) память; 15) мнение, суждение;
*
сogitatio: 1) мышление, размышление, мысль; 2) мысль, план, намерение; 3) способность мышления; воображение, фантазия;
*
mens: 1) ум; 2) образ мыслей, настроение, характер; 3) сердце, душа, 4) способность мышления, разум, ум; 5) рассудок, соображение; 6) бодрость, отвага; 7) мысль; 8) мнение, взгляд; 9) намерение, план".41
*
Теперь и нам с вами должны быть ясны затруднения исследователей, которые вынуждены выбирать из этого списка то, что им кажется наиболее подходящим. Тем не менее, значения имён определённо дают понять, что с этими воронами не всё так просто. Да, их имена в скальдической поэзии использовались в кеннингах для обычных воронов. Но они явно были чем-то большим, чем обычные птицы. Хугин и Мунин не просто какие-нибудь "дятлы сеч" или "бакланы Гёндуль", а особенные существа, наделённые сверхъестественными качествами.

*


Хугин и Мунин над окном эркера третьего этажа замка
*

Древность их связи с Одином ни у кого не вызывает сомнений. Сам Один брутален, хитёр и умён. При этом он демонстрирует признаки шамана девятого уровня. Снорри Стурлусон в книге "Круг Земной" пишет: "Один мог менять своё обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеёй и в одно мгновение переносился в далёкие страны по своим делам или по делам других людей. <...> У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр".42 Gabriel Turville-Petre добавляет примерно следующее: "Вороны были не только интеллектуальными атрибутами Одина, его мыслью или памятью; они также ассоциируются с самим богом. <...> Можно предположить, что птица была одной из форм, которые принимал этот бог" (стр. 60).
*
Отчего же волнуется Гримнир (Один) за воронов, пока они летают по свету? На этот вопрос John Lindow отвечает   так: "Способность посылать свои «мысли» и «ум» может быть связана с путешествием шаманов <...>. Беспокойство об их возвращении <...> может быть вызвано опасностью, с которой шаман сталкивается в путешествии во время транса" (стр. 188).
*
Попробуем предположить, почему горгулы из клана Гримнира взяли себе эти имена. Из текстов "Ледяной Купели" выяснилось, что дрэймар-варды вступали в контакт с людьми в их снах. Поэтому у них не было необходимости в материальных телах. Всё общение происходило на уровне духовном, так сказать, где-то в глубинах бессознательного. Здесь гаргульи выступали в качестве духов-помощников, которые устраивали контактёру познавательные вояжи по различным мирам. Вариантов взаимодействия дрэймар-варда с человеком была масса - от прямого участия самого контактёра в "путешествии" до пересказа необходимой информации гаргульями. Иными словами, гаргульи этого типа действовали примерно, как вороны Одина.
**



Хугин и Мунин греются на утреннем солнце. Эркер северного фасада. Над эркером располагается небольшой балкон
*
Представим на секунду, что в сагах под птицами бога-шамана подразумевались дрэймар-варды. Их внешний облик во время "сеанса", скорее всего, моделировался подсознанием сновидящего. Не исключено также, что построение образа контролировалось самими горгулами, чтобы избежать ненужных конфликтов и отвлекающих факторов при контакте. Поэтому во сне они могли выглядеть как угодно - буднично или сказочно - хоть волками, хоть воронами, хоть порхающими эльфами. Если учесть, что практически невозможно выхватить стальным пинцетом хотя бы один образ из тёмных вод бессознательного или из текучих миражей сновидений, что нет надёжного способа расправить его на предметном стекле, положить под микроскоп и убедиться воочию,  ворон это или волк, цверг или гаргулья, ангел белокрылый или старик в потёртой шляпе, тогда наше предположение не будет выглядеть столь уж фантастично. Возможно, мы даже осознаем, что все эти образы, как цветы белой плюмерии, растут из одной ветки. И тогда... Впрочем, довольно науки. В любом случае гаргульи этого клана могли назваться в честь птиц Одина из уважения к легендарным персонажам, выполнявшим аналогичную работу.
**   *   *
Пока это всё, что нам известно о гаргульях клана Гримнира, расположенных на северном фасаде замка Гарибальди.
© Сергей Каренгин 2018
*
Ссылки из текста
Библиография
*
ПРОДОЛЖЕНИЕ >>> Клан Галлия*
ПРЕДЫДУЩИЕ ОБЗОРЫ:
1. Общее описание. Хронологическая привязка частей замка. Легенда
2. Стилистика и дизайн
3. Отель Замок Гарибальди. Как все начиналось
4. Парадная башня, цоколь, окна 1-го этажа

5. Три короля. Три замка. Рождение французского Ренессанса
6. Пять элементов Мироздания. Пять стихий. Код да Винчи. Символизм Шамбора
7. Прерафаэлиты. Шесть Этельбертов. Ланселот и Гиневра
8. Шесть драконов-стражей. Четыре барельефа. Герб в декоре балюстрады
9. Грифоны замка Гарибальди 10. Гаргульи замка Гарибальд. Предисловие. Легенда
11. Гаргульи. Клан Ясеня
12. Гаргульи. Клан Рейна
13. Гаргульи. Клан Бравеллир
----------

горгулья, gothic, sculpture, гаргулья, готика, gothic revival, exterior design, гаргуйль, неоготика, скульптура, gargoyle, дизайн фасада, замок Гарибальди, замок в Хрящевке, дизайн-проект, garibaldi castle

Previous post Next post
Up