Философия возникает тогда, когда привычный образ жизни даёт трещину. Появляется необходимость рационализации - что я делаю, почему я это делаю, почему это правильно, где я отклонился, что можно подправить.
Архаическая эпоха - это время, когда всё человечество, поделённое на родовые группы, посвящено телосу родства. Религия родства - это поклонение стихиям, которые могут влиять на жизнь рода, прежде всего родным стихиям по степени их первородства.
В позднюю архаику возникает необходимость разобраться, кто же из богов самый старший, а затем - кто самый могущественный, кто самый щедрый, кто самый надёжный и т.д. В какой-то момент становится необходимо, чтоб это выяснение стало предельно прозрачным, рациональным.
Теогония превращается в философию.
Jacques-Louis David, La Mort de Socrate, 1787
Наступает классическая древность - период расцвета философии. Философы сначала осмысляют прежний этос, его основания и последствия, методологические основы такого осмыслени и проч., а затем непосредственно начинают искать новые телосы. Старый телос - жить и умереть ради рода - уже устраивает далеко не всех. Хедонэ, два вида атараксии, апатия, агапэ, гнозис, фрашо-керети, тикун-олам, айога-кевали, ишвара-пранидхана, дхарма, кама, артха, яшас, аюс, джняна, нирвана, сянь, да тун и др. - всё это было открыто как раз в эту эпоху, потому именуемую осевым временем.
В поздний период древности осуществляется своего рода естественный отбор телосов, в результате чего возникает совершенно уникальная ситуация, когда то или иное учение поддерживается силой государства как единственно верное. Зороастризм, буддизм, конфуцианство, христианство, ислам, индуизм в разное время впервые обретают силовую поддержку правителей и деляют между собой регионы ойкумены - мира, где народы активно общаются друг с другом. Наступает средневековье. Внедряемые силой, новые учения проникают в кровь народов, и мы живём последствиями этой эпохи до сих пор. Философия в этот период является служанкой данных учений и сосредоточена на методологических задачах: категориальный аппарат, логика, теория познания и т.п. В разных регионах философия решает почти одни и те же задачи: соотношение свободы человека и воли высших существ [Бога, богов, Неба и проч.], природа высшего мира и его связь с низшими, соотношение общего и единичного, единого и многого. Как только органон сформирован и устоялся, он превращаеся в школьные формулы, и философия становится больше не нужна, даже вредна. Примерно к XVI веку философия сходит со сцены в большинстве регионов планеты. Наступает золотой сон человечества.
Конфуций представляет Гаутаму Будду философу Лао-цзы, эпоха Цин
Но происходит Реформация: христианский телос, наконец пропитавший культуру германских народов, рождает новый этос - нового человека, который не даёт покоя никому. Ломается тысячелетняя идеологическая монополия. Сначала "чья власть, того и вера", потом "каждый верит во что хочет". Старый мир распадается, возникает новый. Философы ещё по инерции сосредоточены на методологических задачах: как возможно познание, как соотносятся рассудок и чувственное восприятие и т.п. Однако уже в начале XIX века, после почти тысячи лет перерыва, открывается
первый новый этос.
Будут ли новые? Переключатся ли философы вновь на свою непосредственную задачу? Или они продолжат решать исключительно методологические задачи - для теперь уже последней идеологической монополии? Пока окажутся больше не нужны.