Партизанскими тропами Колумбии. Как мы попали в наводнение в Каньо Кристалес

Dec 17, 2019 08:34

В свое время нас попросили не очень-то рассказывать об этом - поэтому этот пост был закрытым, только для членов ... блога Ботинок. Но с тех пор в Каньо Кристалес утекло много воды, поэтому, думаю, можно рассекретиться и рассказать про это сумасшедшее приключение, чуть не перешедшее в пиздец.

Как вы помните, день начинался чудесно.

Мы добрались до Каньо Кристалес, где, очарованные красотой реки, без устали фотографировали.

Все это время мы поднимались вверх по течению,  бредя потихоньку прямо по руслу реки.

Добрались до Писина де Туристас. Поплавали в этом естественном бассейне.

На другом берегу, чуть поодаль от реки, торчал какой-то соломенный навес. Что это - мы узнаем позже.

Переправились через реку на другой берег.

Точнее - просто переступили в одном месте с камня на камень (запомните это!).

И отправились снова вверх по течению, уже по другому берегу.

А потом снова начался дождь. Сначала мы думали, что стоит подождать, пока дождь закончится. Но небо обложило плотно, и дождь только усиливался и усиливался. А мы продолжали путь. Тем более, что наши братья-гиды дождя, казалось, совсем не замечали. Ветра не было, вода с неба текла, хоть и сплошной стеной, но теплая. Да, и нам он мешал только фотографировать - струи воды затекали в объективы и другие укромные места... фотокамер (А вы что подумали?)

Но у нас с собой было. Нет, не согреться. Вода и с неба текла теплая и приятная. У нас собой был маленький водозащищенный фотоаппаратик-мыльница. Его и использовали, когда за стеной дождя что-то можно было разглядеть. Хесус нам показывал всякие красивые места, но мы представляли, как они будут хороши, когда мы вернемся сюда в солнечную погоду.

Еще раз перешли реку (запомните и это тоже). Встретили ту маленькую группу с инструктором, которые поехали раньше нас в джипе, они уже возвращались.

И ... пришли к красивому водопаду. Струи веером стекали по его каскадам. Под большой навесной скалой в стороне от водопада уже сидела группа (4 туриста с гидом) и обедала. Вместе с нами пришла ещё  одна маленькая группа (2 туриста + гид). Все спрятались от дождя под скальным навесом. Пока мы фотографировали, первая группа закончила есть и ушла, следом за ними поднялись и трое парней, что шли параллельно с нами. Мы продолжали есть. Как вдруг...

Как будто где-то наверху резко открыли кран. В одно мгновение водопад из веера тонких струй, растекшихся по скале, превратился в сплошной водяной поток, покрывший всю стену. Сфотографировали разницу, собрались продолжить перекус, как вдруг Карлос, младший брат Хесуса громко закричал, показывая на воду.

Вода стремительно поднималась, подбираясь уже к нашему камню. Похватав все шмотки в руки, не упаковываясь, вскочили и побежали оттуда. И как вовремя! Там, где за несколько минут до этого мы шли посуху по лесу высоко над водой, теперь нам пришлось выбираться уже по колено в воде, вцепившись друг в друга, чтоб не смыло, и борясь с сильным течением.

Поднялись на скалу, оглянулись и... Почти окаменели, как жена Лота. На месте водопада был один огромный бушующий вал воды. Дааааа... Задержись мы ещё на пару минут...

Наш мальчик, похоже, что впервые столкнулся с такой ситуацией, потому что все порывался спуститься к реке к месту последнего перехода, чтобы перебраться на тот берег. Я вам потом покажу - что есть в том месте в хорошую погоду ( на фотографии 11 видны те камни).

Ну, мы-то немного знаем, что такое сила воды - потому даже думать о переходе речки не собираемся. Соображаем, что, вообще-то, находимся мы сейчас именно на том берегу, с которого и начали наш поход, посему - если идти поверху вдоль реки, то, наверное, возможно выйти к началу маршрута.
А пока для начала забрали у Хесуса сотовый телефон и спрятали в водонепроницаемый мешок - неизвестно. как будут события дальше разворачиваться.

Туда и идем, стараясь держаться как можно выше. А ниже и невозможно - вдоль реки густые заросли сельвы. Даже тихо радуемся тому, что мы на нужном берегу - ведь все другие туристы явно застряли на берегу противоположном.
Несмотря на то, что водичка с неба льётся теплая, градусов 28, но льется она сплошным потоком, и все мы уже мокрые насквозь - Карлос начал мерзнуть. Растираем его периодически, чтоб согрелся.

Хребет Макарена - это младший брат знаменитых тепуев Венесуэлы - известняк,  спрессованный за милионы лет практически в мрамор, и совершенно не впитывает воду. Поэтому при любом дожде вся вода сверху стремится скатиться вниз. Всюду, даже там, где до этого не было и намека на воду, появляется бессчетное количество ручейков и ручьев. Ручьи превращаются в горные реки, а речки превращаются во вспухших бушующих монстров.

Вот идем мы, идем вдоль грозной бушующей реки Кристалес, как вдруг дорогу нам преграждает другая такая же бурная река, впадающая в неё.

Рассудив здраво, соображаем, что раз все речки здесь - это продукт дождя, то если подняться повыше, перейти реку будет проще. Карабкаемся повыше, периодически поглядывая на реку, которая ушла в каньон - значит, для переправы нужно искать место ещё выше. И действительно, по пути мы пересекаем множество ручьев и ручейков, текущих в речку-приток. Значит, чем выше, тем меньше воды. Но вскоре обнаруживаем, что за этой речкой - видно ещё одну такую же, в следующем каньоне.

Я соображаю, что если подняться ещё выше, то можно поверху перейти хребет и выйти прямо к реке Гуайаберо, по которой мы приплыли. Но, к сожалению, наш "гид" не имеет ни малейшего представления, ни о том, где мы находимся, ни о том, что делать в такой ситуации, ни о даже приблизительной географии этих мест. А карт тут нет. Даже контурных.
Через три дня я уже знала точно, куда и как можно выйти в такой ситуации. Но тогда...

На следующий день, когда мы путешествовали с другим, более опытным гидом, поинтересовались у него - можно ли по горам выйти от водопада к большой реке. Можно,- сказал Алекс,- но долго, часа три... Главное, что Алекс знает, куда идти и сколько, а Хесус даже представления не имеет о такой возможности - только маршрут вдоль Каньо Кристалес ему знаком.

Хорошо, что здесь в Колумбии во всех, даже таких глухих местах, как это, есть сотовая связь. Электричества-интернета нет, а сотовая связь есть везде. Звони!- говорим. - Проси помощи!
Хесус послушно звонит. Оказывается, телефон гвардии у них для таких случаев в быстром наборе. Вдруг нам повезет,  и за нами прилетит волшебник голубой военный вертолет...
Хесус объясняет, где мы находимся, и что делаем.
Нам говорят, что мы должны спуститься к каньо Кристалес, чуть выше того места, где впадает вторая река - туда пришлют помощь.

Спускаемся ниже к воду. Сидим ждем. Чуть ниже нас вода вспенивается огромными буграми - я вам потом покажу, что там в сухое время.

Спустя какое-то время на другом берегу появляются гвардейцы - в полном снаряже и с автоматами.

Валик ржет: - Автомат  - именно то, что нам сейчас нужно!  (как в анекдоте про Петровича).

Но, оказывается, в бездонных карманах их вестов, кроме гранат и запасных обойм, есть и длинные веревки.

Ребятки достают стропу с петлями, находят место на реке, где река поуже, и течение поспокойнее.

Почему поспокойнее? Уже в сухой день увидели, что в том месте русло реки глубокое, но ровное (то, что называется "плес" в терминологии туристов-водников), нет никаких камней, скал, дыр и водопадов - которые, скрытые под бушующей водой, превращаются в смертельные ловушки.

Перебрасывают один конец стропы нам. Валик закрепляет её к дереву и параллельно страхует сам - деревья здесь держатся за землю чисто символически, держаться за них или опираться - ненадежно. Хороший рывок - и можно выдрать его с корнем, или сломать.

С другой стороны - страхуют солдаты. А двое перебираются к нам.

Сначала решают переправить наши рюкзаки. А на фига? Все шмотки в рюкзаках у нас упакованы в гидромешки. К тому же, в них при закрывании всегда остается воздух, поэтому в воде плыть с рюкзаком, который тебя поддерживает, легче. Сделать "омегу" под достаточным углом на этих берегах не очень-то получалось, поэтому ребята подбрасывали мой рюкзак веревкой, и так, как попрыгунчик, он медленно приближался к другому берегу, всего пару раз зацепившись за воду.

Так, теперь наша очередь. Валик достает из рюкзака ремень и пытается сделать из него что-то типа страховки. Чтобы хотя бы за руку закрепиться к стропе - мало ли,  мощным течением сорвет руки с веревки... Гвардейцы, увидев, что мы пытаемся сделать, перебрасывают с другого берега лямку от автомата.

Приспосабливаем её как грудную обвязку.

Вот, и автомат пригодился - зря ржали.)

Так потихоньку все перебираемся на другой берег.

Последнего солдатика, отвязывающего веревку, вытягиваем на ней же - течение сильное, самому не выплыть, сразу же уносит вниз на камни.

Мальчишки довольны - такое приключение! Мы тоже - нас спасали колумбийские гвардейцы! Не каждому удается такое пережить!

Вместе с солдатами выходим к навесу, который в лесу напротив бассейна туристов, где мы в первый раз переходили реку. Ба! Знакомы все лица! Две группы, обедавшие с нами, сидят здесь. Они уже давно здесь отдыхают...))) Первый раз речку до наводнения они, к счастью, успели перейти, а дальше уже нет. Рассказываем им, как нас спасали солдаты. Все другие туристы, а особенно 2 девчонки из Венесуэлы, путешествующие со своими женихами-колумбийцами, и даже инструктора начинают там страшно завидовать - ещё бы: у нас было такое приключение, с переправой через бурную реку, с гвардейцами... Каждому хочется, чтоб его спасали бравые гвардейцы. А они тут просто сидят - ждут у моря, точнее у реки, погоды.

А мы пока раздеваемся, выжимаем шмотки, пытаемся немного обсохнуть - дело идет к вечеру, вода спадать не собирается, обклеиваем пластырями туристов в шлепанцах и сандалиях, ободравших себе ноги в кровь на скользких острых камнях. Похоже, что нам повезет ещё раз, и остальным туристам тоже - мы останемся ночевать с гвардейцами!))) А солдатики принесли нам горячего кофе и булочек (предыдущих туристов они уже напоили раньше). Болтаем с гвардейцами, рассказываем, что наша доча была в армии спасателем. В ответ один из них угощает меня конфетами и обещает принести свой теплый флис, и уступить свой гамак, если нам придется остаться тут на ночь.
Мы все уже заранее радуемся перспективе. Здорово же - не холодно. и интересно. А вот к речке нас как-то совсем не тянет.

Пока суть да дело - на другом берегу армия разворачивает бурную деятельность. Шутка ли - 8 туристов отрезаны бушующей рекой (инструктора не в счет, они местные). Особенно их волнует состояние туристов из Израиля - наши бравые гвардейцы сообщают на другой берег, что с ними, то есть с нами, все в порядке.

Совместными усилиями солдаты с обоих берегов, водитель джипа, он уже тоже прибежал к реке, увидев, что туристы не вернулись, и инструктора начинают искать место, где можно наладить переправу. А меж тем уже сгущаются сумерки. В конце концов, в месте, где посреди реки торчат скалы, а сама река разделяется ими на несколько стремительных потоков, решают переправлять всех. Солдаты с нашей стороны притаскивают несколько досок, бревно, разобрав наполовину навес, под которым мы сидим - сооружают хлипкий импровизированный мостик на скалу посреди реки.

Все боятся переправляться по этому сооружению - мы с Валиком вызываемся идти первыми.
А дальше всех преходящих подстраховывают с обеих сторон этого импровизированного "мостика".

А дальше нужно было пройти по скале в реке на другую сторону, спуститься по этой скале по уступам ниже, развернуться и перепрыгнуть на другой камень - над стремительным потоком внизу. Солдатики ждали с той стороны - подавали руку. Валик перебрался первым, и тоже ждал меня. И тут...
Наверное, я как-то расслабилась, после переправы по тому хлипкому скользкому бревну,  факт - когда я разворачивалась на узком мокром уступе, то как-то неловко подскользнулась и стала медленно (это мне так казалось, что медленно - на самом деле все происходило очень быстро) сползать вниз к бурной воде. И тут я ясно увидела в глазах своего мужа, что, если я свалюсь, то он сразу же прыгнет за мной (и это ценнее любых дорогих подарков, цветов, бриллиантов и ресторанов... ).
Оттолкнулась буквально от воздуха, ухватилась за солдатика - тот, умудрившись растянуться-упереться меж скалами почти на шпагат, меня удержал, а ведь чуть не свалились в воду оба, а тут и Валик меня перетянул на свою сторону.
Уфффф... Все хорошо, что хорошо кончается. Спасибо, ангелы-хранители! В общем, получилось, как у Шекли: "Я хочу настоящее приключение, с опасностями, но только чтобы со мной ничего не случилось!"
Уже потом ночью, когда спало адреналиновое возбуждение, проснувшись в чистой кровати в гостинице, я вдруг ясно вспомнила про все те красивые фотогеничные ямы-впадины-дыры ниже по течению, накрытые массой воды во время паводка, а оттого превратившиеся в смертельные ловушки, и от ужаса долго не могла уснуть - боялась уже задним числом, переживая случившееся.

После того, как я чуть не свалилась, всех остальных уже переправляли буквально из рук в руки. Два солдата стали в распорку над стремниной, и ещё по одному с каждой стороны.

Вот и остальным туристам тоже повезло - их тоже спасала армия, переправляя через реку, правда не вплавь. Когда вышли к посту, первым делом офицер прибежал выяснять - где израильтяне. Остальные его как-то мало интересовали. А потом попросили нас всех не рассказывать в деревне, где стоит основная часть, что случилось, и как они нас спасали - чтобы им не влетело. Действовали ребята на свой страх и риск, Спасение туристов - совсем не их дело. Спасибо им за это огромное!!!

Потом уже в темноте долго шли к джипу. Затем ждали, пока джип отвезет половину людей, а потом вернется за второй половиной. Грозовая туча ушла прочь, только зарницы полыхали вдали, а над головой было совершенно обалденное звездное небо Южного полушария - с протянувшейся через весь небосвод яркой полосой Млечного пути, с четко видными газовыми туманностями. Фантастика!
Когда же мы приехали к большой реке - первые уехавшие все ещё ждали нас там. Девчонки (туристки из Венесуэлы) смеются: - Ты же хотела гвардейцев - иди, они именно вас ждут.
Да! И нам повезло в третий раз! Туристов из Израиля в деревню транспортировали не на каонэ, а на армейском скоростном катере типа Зодиака с двумя моторами по 200, с тремя пулеметами. Один крупнокалиберный на корме. Впечатления о этой поездки - фантастические! Мы мчимся по ночной реке, а солдатик, стоя на борту, держится за крупнокалиберный пулемет, балансирует им, своим весом помогая управлять катером - то встанет, то откинется назад, то присядет - его силуэт на фоне звездного неба и блестящей в темноте воды, как из каких-то фильмов... Даже Валик сказал, что это было сексуально...)))

Вернулись в деревню к девяти вечера. Хорошо было воскресенье - ещё был открыт ресторанчик, где мы обычно кушали, и нас, мокрых, грязных и голодных, согласились покормить. Вся деревня уже была в курсе наших приключений, и именно по этоу причине не закрыли единственный ресторан.

А особенно приятно было, когда после всех приключений, уже в ресторане, к нам подошла вся компания туристов колумбийцев-венесуэльцев. Стали бросаться нам на грудь, обнимать нас и целовать, и долго нас благодарили за то, что мы своим примером вдохновили их всех на переход (Суворова через Альпы) реки, дали им силы и смелость. Сказали, что теперь всюду будут рассказывать, про геройство израильтян и про то, как они теперь любят израильтян!

Да, Большое Приключение - такое запомнится на всю жизнь. Теперь для нас, каньо Кристалес - это не только самая красивая, но и очень опасная река. А я могу отмечать второй день рождения 18 сентября.

Продолжение будет...

Все посты о путешествии "Партизанскими тропами Колумбии".

Озеро Гуатавита - легендарное Эльдорадо

На пути к Каньо Кристалес - Ла Макарена
Каньо Кристалес - первое приближение
Как мы попали в наводнение в Каньо Кристалес
Вокруг да около Каньо Кристалес: Эль Мирадор и Каньо Кристалитес
На улочках Ла Макарены, или Как живет колумбийская деревня...
Каньо Кристалес. Послезавтра. Вверх по реке
Каньо Кристалес. Послезавтра. Под водопадами
Ла Макарена. Дождь...
Каньо Пьедрас
По сельве на лошадях к каньо Кристалес-верде
К верховьям Каньо Кристалес
А в этот край далекий только самолётом можно долететь...

Карибское побережье
Парк Тайрона - приключения в горах
Парк Тайрона - пляжи, бухты, Карибское море...
Водопады Кубрада Валенсия
Урибия. Индейцы Гуахиро (Вайя) - бедуины Колумбии и Венесуэлы?
Кабо де ла Вела - природа и мифы...
Кабо де ла Вела - чем заняться в уединенной бухте Карибского моря...
Эль Камаррон - пеликаны и другие...
Эль Камаррон - птичий рай!
Паломино - там где горы впадают в море. Вечер
Паломино - там где горы впадают в море. Утро
Горы Сьерра Невада де Санта Марта. Минка
Итоги и выводы. И немножко Санта Марты...