Чем свободнее и независимее становилась женщина, тем сдержанней и консервативней становился мужчина

Nov 30, 2015 18:41

Ещё из истории моды, в т.ч. мужской

История тройки
Появление главного мужского костюма и его всемирное историческое значение / Курс № 11 История дендизма

Составитель курса Ольга Вайнштейн составила курс, в котором рассказывает о том, как в XIX веке произошла революция в мире мужских костюмов и к чему это привело. ©Ещё в курсе №11: Зачем нужны денди | Автомобильная мода | История моды в карикатурах | Кто такие Кардиган, Макинтош и Френч | Пять денди из России | Первый модный журнал в РИ



Английская карикатура на денди. 1825 год
Когда появился традиционный мужской костюм-тройка, какие предметы мужского гардероба были его предшественниками, каким важным переменам он сопутствовал и почему так долго просуществовал в практически неизменном виде.Традиционный мужской костюм, состоящий из трех элементов, окончательно сложился к началу XIX века и включал в себя сюртук или фрак с обязательным жилетом и длинными панталонами. Вскоре на смену сюртуку и фраку пришел прямой пиджак, а на смену панталонам - классические брюки, в то время как жилет остался верен самому себе. Костюм-тройка, несмотря на серьезные изменения, произошедшие за последние десятилетия в мужском костюме, по-прежнему остается символом мужественности и делового духа.




До недавнего времени интерес мужчин к своему внешнему виду всячески порицался как немужское занятие и слабость и порождал домыслы относительно их сексуальности: считалось, что подверженность модным тенденциям сродни ветреной и капризной женской природе, в то время как рационально мыслящий мужчина не тратит время попусту. В результате на протяжении последних двух столетий мужской гардероб, в отличие от женского, оставался консервативным, сопротивляясь любым новациям.



___Портрет Герарда Корнелиса ван Рибека. Картина Матеуса Верхейдена. Около 1755 года / В XVIII веке во Франции традиционный мужской костюм состоял из жюстокора (длинного кафтана), камзола (который уже фактически превратился в жилет) и кюлотов (штанов до колена)

Подобная аскеза в отношении собственной внешности далеко не всегда была свойственна мужчинам. Вплоть до XVIII века мужской костюм был не менее ярким, экспрессивным и богато украшенным, чем женский; мужчины пользовались пудрой и румянами и прибегали к разного рода ухищрениям вроде накладных икр для имитации мускулистых ног и мушек, которые зачастую призваны были скрыть проблемы с кожей. Как пишет историк моды Фред Дэвис, в ту эпоху «и мужчины и женщины равно выставляли напоказ кружева, дорогой бархат, тонкие шелка и вышивку, чрезвычайно нарядную обувь, прически, парики, шляпы с украшениями в духе рококо, обильно применяли пудру, румяна и прочую косметику» /Джон Харви. Люди в черном. М., 2010/.



___Портрет сэра Джорджа Монтегю. Картина Томаса Бича. 1780-1790 годы / Около 1770-х годов появился фрак, прилегающий к бедрам. В Англии фраки были шерстяными, во Франции - шелковыми или полушелковыми. Под фрак надевали укороченный жилет, на ноги - кюлоты

Великая французская революция 1789 года привела не только к колоссальным политическим и социоэкономическим сдвигам, но и стала причиной серьезных перемен в одежде: на смену аристократическому дресс-коду с непременным камзолом, бриджами и чулками пришли брюки, которые до тех пор носили лишь представители неимущих слоев общества. Сторонников революционных перемен даже назвали по тому, как они одевались: санкюлоты (sans-culottes) в переводе с французского буквально означает тех, на ком не надеты кюлоты, то есть короткие застегивающиеся под коленом штаны, которые носили аристократы.



___Франсуа Рене де Шатобриан размышляет на развалинах Рима. Картина Анн Луи Жироде-Триозона. После 1808 года / Мужской костюм эпохи романтизма состоит из рубашки со стоячим воротником или воротником на пуговицах, длинных светлых брюк, яркого или контрастного жилета и узкого фрака

Психолог Джон Карл Флюгель, описывавший революционный отказ от пышных одежд праздного класса в пользу более демократичного и сдержанного буржуазного делового дресс-кода, назвал этот момент в истории костюма «великим мужским отказом». Сдержанным в новом мужском костюме были и декор, и цвет: в XIX веке яркость и пестрота остаются женщинам, в мужской же одежде нормой становится черный цвет, который для женщин остается скорее исключением.

По всей видимости, темные цвета, демократичные и практичные одновременно, а также более свободный крой костюма начинают доминировать в мужском гардеробе в XIX веке во многом потому, что герой эпохи индустриализации нуждался в удобной повседневной униформе для перемещения по городу и работы в офисе.



___Модник. Около 1895 года

Любопытно, что чем свободнее и независимее становилась женщина, тем сдержанней и консервативней становился мужчина. Так, с появлением в Европе и Америке в конце XIX века феномена «новой женщины», гораздо более независимой и целеустремленной, которую на карикатурах того времени чаще всего изображали с сигаретой в руках, нередко на велосипеде, а иногда и в брюках, к мужчине стали предъявлять гораздо более жесткие требования. Чтобы избежать насмешек со стороны окружающих и обвинений в женоподобии, мужчины с еще большим энтузиазмом стали держаться делового костюма.



___Модели мужских костюмов. 1940-е годы

В таком аскетичном виде мужской костюм просуществовал вплоть до 1960-х годов XX века и первой «революции павлинов», которая была связана с эстетикой «свингующего Лондона», молодежной и сексуальной революцией и бумом субкультур. В результате молодые люди впервые за многие годы стали открыто интересоваться модой и потреблением и ходить в узких брюках и рубашках с яркими принтами.


Автор курса Ольга Вайнштейн - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований имени Е. М. Мелетинского РГГУ / Помимо семиотики одежды, истории повседневной жизни и истории и теории моды, занимается литературой и философией европейского романтизма, методологией гуманитарных наук ХХ века, а также гендерными исследованиями. Основатель и член редколлегии журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» и составитель его книжной серии; член редколлегий журналов Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture; International Journal Fashion Studies; Critical Studies in Men’s Fashion. Автор книг «Ароматы и запахи в культуре» и несколько раз переиздававшейся «Денди: мода, литература, стиль жизни».

Автор Людмила Алябьева
«Arzamas», 15 апреля 2015

интересно, 20-й век, 18-19-ее века, наследие, европа, средневековье, народ и элиты, факты и свидетели, символы, культура, мужчины, слова и термины, общество и население, нравы и мораль, современность, история, эпохи, запад, мода, традиции, страны и столицы, турция и византия

Previous post Next post
Up