Ещё из
истории моды, в т.ч.
мужской История тройки
Появление главного мужского костюма и его всемирное историческое значение / Курс № 11 История дендизма
Составитель курса Ольга Вайнштейн составила курс, в котором рассказывает о том, как в XIX веке произошла революция в мире мужских костюмов и к чему это привело.
©Ещё в курсе №11:
Зачем нужны денди |
Автомобильная мода |
История моды в карикатурах |
Кто такие Кардиган, Макинтош и Френч |
Пять денди из России |
Первый модный журнал в РИ Английская карикатура на денди. 1825 год
Когда появился традиционный мужской костюм-тройка, какие предметы мужского гардероба были его предшественниками, каким важным переменам он сопутствовал и почему так долго просуществовал в практически неизменном виде.Традиционный мужской костюм, состоящий из трех элементов, окончательно сложился к началу XIX века и включал в себя сюртук или фрак с обязательным жилетом и длинными панталонами. Вскоре на смену сюртуку и фраку пришел прямой пиджак, а на смену панталонам - классические брюки, в то время как жилет остался верен самому себе. Костюм-тройка, несмотря на серьезные изменения, произошедшие за последние десятилетия в мужском костюме, по-прежнему остается символом мужественности и делового духа.
До недавнего времени интерес мужчин к своему внешнему виду всячески порицался как немужское занятие и слабость и порождал домыслы относительно их сексуальности: считалось, что подверженность модным тенденциям сродни ветреной и капризной женской природе, в то время как рационально мыслящий мужчина не тратит время попусту. В результате на протяжении последних двух столетий мужской гардероб, в отличие от женского, оставался консервативным, сопротивляясь любым новациям.
___Портрет Герарда Корнелиса ван Рибека. Картина Матеуса Верхейдена. Около 1755 года / В XVIII веке во Франции традиционный мужской костюм состоял из жюстокора (длинного кафтана), камзола (который уже фактически превратился в жилет) и кюлотов (штанов до колена)
Подобная аскеза в отношении собственной внешности далеко не всегда была свойственна мужчинам. Вплоть до XVIII века мужской костюм был не менее ярким, экспрессивным и богато украшенным, чем женский; мужчины пользовались пудрой и румянами и прибегали к разного рода ухищрениям вроде накладных икр для имитации мускулистых ног и мушек, которые зачастую призваны были скрыть проблемы с кожей. Как пишет историк моды Фред Дэвис, в ту эпоху «и мужчины и женщины равно выставляли напоказ кружева, дорогой бархат, тонкие шелка и вышивку, чрезвычайно нарядную обувь, прически, парики, шляпы с украшениями в духе рококо, обильно применяли пудру, румяна и прочую косметику» /Джон Харви. Люди в черном. М., 2010/.
___Портрет сэра Джорджа Монтегю. Картина Томаса Бича. 1780-1790 годы / Около 1770-х годов появился фрак, прилегающий к бедрам. В Англии фраки были шерстяными, во Франции - шелковыми или полушелковыми. Под фрак надевали укороченный жилет, на ноги - кюлоты
Великая французская революция 1789 года привела не только к колоссальным политическим и социоэкономическим сдвигам, но и стала причиной серьезных перемен в одежде: на смену аристократическому дресс-коду с непременным камзолом, бриджами и чулками пришли брюки, которые до тех пор носили лишь представители неимущих слоев общества. Сторонников революционных перемен даже назвали по тому, как они одевались: санкюлоты (sans-culottes) в переводе с французского буквально означает тех, на ком не надеты кюлоты, то есть короткие застегивающиеся под коленом штаны, которые носили аристократы.
___Франсуа Рене де Шатобриан размышляет на развалинах Рима. Картина Анн Луи Жироде-Триозона. После 1808 года / Мужской костюм эпохи романтизма состоит из рубашки со стоячим воротником или воротником на пуговицах, длинных светлых брюк, яркого или контрастного жилета и узкого фрака
Психолог Джон Карл Флюгель,
описывавший революционный отказ от пышных одежд праздного класса в пользу более демократичного и сдержанного буржуазного делового дресс-кода,
назвал этот момент в истории костюма «великим мужским отказом». Сдержанным в новом мужском костюме были и декор, и цвет: в XIX веке яркость и пестрота остаются женщинам, в мужской же одежде нормой становится черный цвет, который для женщин остается скорее исключением.
По всей видимости, темные цвета, демократичные и практичные одновременно, а также более свободный крой костюма начинают доминировать в мужском гардеробе в XIX веке во многом потому, что герой эпохи индустриализации нуждался в удобной повседневной униформе для перемещения по городу и работы в офисе.
___Модник. Около 1895 года
Любопытно, что чем свободнее и независимее становилась женщина, тем сдержанней и консервативней становился мужчина. Так, с появлением в Европе и Америке в конце XIX века феномена «новой женщины», гораздо более независимой и целеустремленной, которую на карикатурах того времени чаще всего изображали с сигаретой в руках, нередко на
велосипеде, а иногда и в брюках, к мужчине стали предъявлять гораздо более жесткие требования. Чтобы избежать насмешек со стороны окружающих и обвинений в женоподобии, мужчины с еще большим энтузиазмом стали держаться делового костюма.
___Модели мужских костюмов. 1940-е годы
В таком аскетичном виде мужской костюм просуществовал вплоть до 1960-х годов XX века и первой «революции павлинов», которая была связана с эстетикой «свингующего Лондона», молодежной и сексуальной революцией и бумом субкультур. В результате молодые люди впервые за многие годы стали открыто интересоваться модой и потреблением и ходить в узких брюках и рубашках с яркими принтами.
Автор курса Ольга Вайнштейн - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований имени Е. М. Мелетинского РГГУ / Помимо семиотики одежды, истории повседневной жизни и истории и теории моды, занимается литературой и философией европейского романтизма, методологией гуманитарных наук ХХ века, а также гендерными исследованиями. Основатель и член редколлегии журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» и составитель его книжной серии; член редколлегий журналов Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture; International Journal Fashion Studies; Critical Studies in Men’s Fashion. Автор книг «Ароматы и запахи в культуре» и несколько раз переиздававшейся «Денди: мода, литература, стиль жизни».
Автор Людмила Алябьева
«Arzamas», 15 апреля 2015