Ещё о
городах и сёлах Сибири, а также
Томск мстит Чехову Томск. Чехов без калош
SmartNews собрал истории центральных мест Томска
Гостиницы, бани, рюмочные и рестораны, универмаги, рынки, ателье и аптеки - в каждом городе есть свои центральные места, которые смогли пережить не одно поколение местных жителей. Им не помешали ни время, ни войны, ни смена политического режима. Без таких мест коренным жителям уже трудно представить свой город, их называют легендарными, они срослись с городом, без них уже не обойтись. Каждое такое место полно историй и легенд. Мы решили прогуляться по городам нашей большой страны и составить ретроспективный гид по каждому из них.
©Другие города в
серии Роскошные балы, купеческие кутежи и брошенные на ветер миллионы. Непролазная грязь, в которой утопил свои калоши Антон Павлович Чехов, и первый в Сибири университет. Здесь не жалели ни денег, ни себя. Строили с размахом. Поэтому так сложно выбрать, какие здания Томска можно считать символами города, - каждое из них хранит свою историю.
Ресторан «Славянский базар»
Самый известный ресторан Томска - «Славянский базар». Он открылся в 1889 году и существует по сей день. В нем некогда отобедал Антон Павлович Чехов - писатель посетил Томск во время путешествия на Сахалин. Классик даже записал в дневнике: «Здесь есть “Славянский базар”. Обеды хорошие…». Ресторан стал единственным местом в Томске, о котором великий классик отозвался хорошо.
- Отношения с Чеховым у томичей как-то сразу не сложились. Как известно, посетив наш город, он написал в письме к другу: «Томск - город скучный, нетрезвый, красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское. Местная интеллигенция, мыслящая и немыслящая, с утра до ночи пьет водку, пьет неизящно, грубо и глупо, не зная меры и не пьянея». А еще классик назвал томичек «жесткими на ощупь», а сам Томск - «свиньей в ермолке». Со времен визита Антона Павловича в городе изменилось многое, но обида у томичей осталась.
Ольга Федотова, филолог, выпускница Томского государственного университета
Символом большой любви жителей Томска к Чехову стал, пожалуй, самый спорный памятник писателю на территории России. Они установили сатирическую скульптуру «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего “Каштанку”». Теперь каждый томич может «утереть нос» классику, чем с удовольствием и занимаются горожане. Нос Чехова всегда блестит.
Стоит бронзовый Чехов на набережной Томи как раз перед входом в «Славянский базар». Босиком. Это ему за то, что, похвалив обед, Антон Павлович добавил, что пробираться ко входу в ресторан ему пришлось через непролазную грязь, в которой он утопил калоши. Вот так без калош и поставили.
Магазины «Букинист» и «Петр Макушин»
В Сибирских Афинах, как часто называют Томск, самые востребованные магазины - книжные. А наиболее популярный из них - «Букинист», расположенный на центральной улице.
- Я коллекционирую книги уже больше 30 лет. По работе мне приходится бывать во многих городах страны, и я всегда нахожу время походить по местным букинистическим магазинам. Хочу сказать, что наш «Букинист» уступает только питерским собратьям. При этом издание, которое в столицах стоит несколько тысяч рублей, у нас можно купить на порядок дешевле. Наверное, это связано с тем, что Томск всегда был университетским городом, и круговорот книг между букинистическими магазинами и частными библиотеками здесь происходит достаточно бурно.
Елена Нажалова, библиофил, жительница Томска
Достопримечательностью Томска является не только магазин «Букинист», но и здание, в котором он расположен. Оно было построено в 1896 году сибирским просветителем и общественным деятелем Петром Макушиным. Купец открыл первую в Сибири частную типографию, бесплатную больницу и детский сад, стал одним из инициаторов создания Томского университета, построил Дом искусств и Дом науки, в ограде которого ему впоследствии установили памятник - постоянно горящую электрическую лампочку на верхушке рельса.
А еще Макушин открыл первую в Томске публичную библиотеку и первый книжный магазин - они работали в том самом здании, где сейчас находится «Букинист». В 1912 году в каталоге магазина товарищества «Торговый дом Михайлова и Макушина» числилось 50 тыс. наименований книг любого содержания - от детских до редких научных. Бедные студенты могли брать книги в кредит, а для жителей отдаленных деревень была организована выездная торговля, приносившая огромные убытки. После революции Петра Макушина два раза арестовывали, но потом отпускали за отсутствием состава преступления. В память о просветителе второй книжный магазин, который расположен в том же здании, назван его именем - «Петр Макушин».
Гостиница «Европа»
В начале XX века в Томск прибыл иркутский миллионер Александр Второв. Он и построил грандиозное трехэтажное здание в стиле модерн, названное Второвским пассажем. На первом этаже разместился магазин, выше - гостиница «Европа» на 60 номеров. Ее сразу же признали лучшей в городе. Здесь работали лифты, было электрическое освещение, ванны с душем и даже телефон. В стенах были проложены дымоходы, выполнявшие функцию отопления. А для развлечения гостей были устроены «электротеатр», зимний сад и варьете. В круглосуточных ресторанах при гостинице играли женский и мужской румынские оркестры, выступали комики-куплетисты, декламаторы, танцоры. Здесь обмывали сделки самые именитые купцы. Цены были соответствующие: например, тарелка супа стоила рубль, тогда как простой студент тратил пять рублей на питание в месяц.
- В городе бытует легенда, что именно под Второвским пассажем начинались знаменитые томские катакомбы. В доказательство приводят такой случай: в 1919 году управляющий магазина распродал все товары за полцены и таинственным образом исчез из запертого помещения вместе с выручкой. Остался открытым люк, ведущий в подземный ход. Но пройти по нему не удалось: своды были обрушены взрывом.
Ольга Федотова, филолог, выпускница Томского государственного университета
Вероятно, легенда о подземельях возникла из-за того, что при строительстве Второвского пассажа использовалась уникальная для Томска технология. Когда рабочие вырыли котлован, он начал быстро заполняться водой, поскольку находился в непосредственной близости от реки Ушайки. Тогда было решено застелить дно котлована плотами из сибирской лиственницы, которая не портится от воздействия влаги. Плоты прикрепили к вбитым вертикальным сваям. Получился прочный фундамент. Однако, когда каменщики построили первый и второй этажи, здание осело, и оба этажа ушли под землю. Тогда сверху были построены еще три этажа. По современным расчетам, здание построено настолько основательно, что сверху можно пристроить еще 10 этажей. Для того чтобы можно было проверить состояние свай, в полу подвального помещения прорубили специальные люки. Они-то и не дают покоя любителям городских тайн. Считается, что через эти люки можно было попасть в подземные ходы, проложенные под всей центральной частью города.
В советские времена гостиница «Европа» была закрыта. В ней устроили Дворец труда. А вот магазин на первом этаже Второвского пассажа сохранился. Правда, его ассортимент стал значительно меньше. До революции здесь можно было купить все что угодно - от продуктов и скобяных товаров до ювелирных украшений, а теперь он превратился в специализированный хозяйственный магазин.
Кстати, с купцом Александром Второвым, а точнее с его женой, связана еще одна городская легенда. Говорят, что на картине Крамского «Незнакомка» изображена именно она, Клавдия Второва.
Громовские бани
Уже почти четверть века, проходя мимо старинного здания по улице Плеханова, старшее поколение томичей грустно вздыхает. Их общая мечта - чтобы здесь снова открылись легендарные Громовские бани.
- Мой тезка, купец Александр Громов, в XIX веке прославился тем, что впервые проложил в Томске водопровод и построил первый кинотеатр, или «электротеатр», как его тогда называли. Сейчас этот купец больше известен как прототип Прохора Громова из романа «Угрюм-река» Шишкова. Но для томичей самая главная его заслуга в том, что в 1916 году он построил бани, ставшие излюбленным местом отдыха горожан.
Александр Усков, преподаватель истории
В первые годы после открытия громовские бани носили название «Европейские», поскольку были выстроены и отделаны в европейском стиле. Из русского в них были только березовые и пихтовые веники, буфет, торговавший пивом местного завода, да еще огромные очереди. Чтобы попасть внутрь новомодного храма чистоты, нужно было прождать не менее часа.
После революции бани были национализированы и стали именоваться «Городские бани № 1». Но томичи сохранили за ними историческое название - Громовские. Они пользовались неизменной любовью горожан до начала девяностых. В перестройку здание было реконструировано под офисы. И теперь томичам остается лишь мечтать о том, чтобы вновь войти в двери милых их сердцу бань с шайкой и веником в руках.
Драматический театр
Томский драматический театр входит в тройку старейших театров Сибири. В 1850 году для него было построено деревянное здание, простоявшее 32 года. После того как его снесли по причине ветхости, приезжие труппы стали давать представления в батальонном манеже. И только в 1885 году купец Евграф Королев на собственные деньги построил новое каменное здание театра, который в его честь был назван Королевским.
Вмещал новый театр до тысячи зрителей. Но просуществовал еще меньше деревянного: в 1905 году его облюбовали революционные рабочие для проведения сходок, которые сопровождались обязательным исполнением революционных песен. Однажды, когда они устроили митинг, доносящееся из театра пение услышали черносотенцы. Они подожгли здание. Театр выгорел полностью. Восстанавливать его запретил томский епископ - рядом стоял собор, и строительные работы могли повредить его фундамент. В итоге драматический Театр вновь остался без собственного помещения на долгие годы. Спектакли устраивались в Общественном собрании и театральном здании при библиотеке, а после Октябрьской революции - в зале кинотеатра «Новый». Постоянный адрес театр обрел только в 1978 году, когда для него было наконец-то построено собственное здание.
- Да, у нашего драмтеатра не самая простая судьба. Но это не помешало ему стать одним из центров культурной жизни города. Зал редко пустует. А еще в драматическом есть очень интересный музей, в котором собраны программки спектаклей, старые афиши и фотографии.
Илья Федоренко, житель Томска, театрал
Томск. Зарисовки
Click to view
- А зря томичи обиделись на Антона Павловича. Он ведь не со зла сказал, хотел, чтобы в Томске всё прилично и красиво было. Можно уже его и простить. А так город, как и все другие сибирские города может гордиться своей природой. А если нормальное сообщение до Транссибирской магистрали организуют, то будет ещё лучше. Надеюсь, на меня томичи не обидятся.
Рафаєль В. Макаров, врач-реаниматолог
Андрей Голованов, Рафаєль В. Макаров, Мария Землянская
SmartNews, 27 февраля 2014